Никита Михалков
- Режиссер, Продюсер, Актер, Участник, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 21 октября 1945 (78 лет), Москва (СССР)
- Семейное положение: Анастасия Вертинская (в разводе, 1 ребёнок), Татьяна Михалкова (в браке, 3 детей)
Его коллеги по цеху
Никита Михалков – советский и российский актер, режиссер, сценарист, продюсер и телеведущий, народный артист РСФСР (1984), герой труда России (2020).
Биография и карьера
Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в послевоенной Москве, в творческой семье.
Имя его отца, писателя и поэта Сергея Михалкова, в СССР знали даже дети, обожавшие его «Дядю Степу», ставшего классикой советской детской литературы.
Он же был одним из авторов (вместе с Эль-Регистаном) гимна СССР, а после его распада (уже в 1990-е) написал текст гимна России. Мать будущего кинорежиссера, Наталья Кончаловская, тоже сочиняла стихи и прозу для детей, хотя, конечно, была известна куда меньше своего легендарного мужа.
Своих сыновей, Никиту и его старшего брата Андрея (также ставшего знаменитым режиссером), родители с детства приобщали к творчеству. Так, Никита (так же, как и брат) учился играть на фортепиано в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории и посещал театральную студию при Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского (ныне – «Электротеатр Станиславский»). При этом, желая вырастить сына разносторонне развитой личностью, родители поначалу отдали его в спецшколу с математическим уклоном. Но как только стало ясно, что точные науки мальчику не даются, его не стали мучить и перевели в обычную.
К моменту окончания школы Никита уже имел опыт съемок в кино, так что мучительный вопрос выбора профессии перед ним не стоял. В 1959 году он дебютировал в драме Константина Воинова «Солнце светит всем», а затем на экраны вышли «Тучи над Борском» Василия Ордынского и «Приключения Кроша» Генриха Оганисяна с его участием. Однако окончательное решение созрело у Михалкова лишь после того, как он, благодаря связям брата (Андрей Кончаловский был дружен со сценаристом Геннадием Шпаликовым), оказался на съемочной площадке фильма «Я шагаю по Москве», над которым работал Георгий Данелия. Правда, по первости Данелия сомневался в том, что 18-летний парень, которого он видел за полгода до начала съемок и счел слишком юным, подходит на главную роль молодого метростроевца Кольки. Но кинопробы заставили режиссера передумать – перед ним стоял не недоросль, каким он его запомнил, а крепкий парень выше его на голову. Как потом шутил сам Георгий Николаевич, в этой истории все вышло так, как у Самуила Маршака в стихотворении «Багаж» – «за время пути собачка могла подрасти».
В 1963 году Никита стал студентом актерского факультета Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина, но так его и не окончил: на четвертом курсе его отчислили за систематическое нарушение запрета сниматься в кино. Не помогло даже то, что к тому времени Михалков (после состоявшейся в 1964 году премьеры фильма «Я шагаю по Москве», где он спел одноименную песню) уже был настоящей звездой. Доучивался он в итоге на режиссерском факультете ВГИКа, где ранее учился его брат.
Здесь, во ВГИКе, Михалков начал пробовать силы как режиссер. Одна за другой вышли его короткометражки «Девочка и вещи», «А я уезжаю домой», «И эти губы, и глаза зеленые…», а также «Спокойный день в конце войны» с Сергеем Никоненко и Наталией Аринбасаровой в главных ролях, в 1971 году ставшая его дипломной работой.
В 1972 году 27-летний выпускник ВГИКа стал сценаристом едва ли не первого в стране рекламного ролика, предлагавшего покупателям появившийся на прилавках воздушный шоколад с начинкой. До телезрителя требовалось донести, что новинка отличается пониженным содержанием кофеина и потому полезна детям.
Первая полнометражная картина начинающего кинорежиссера, «Свой среди чужих, чужой среди своих», увидела свет в 1974 году. Сценарий к нему он также написал сам, в соавторстве с Эдуардом Володарским – сценаристом военной драмы Алексея Германа «Проверка на дорогах» (в основу легла их повесть «Красное золото», вдохновленная заметкой в газете). Главные роли Михалков отдал Юрию Богатыреву, Александру Пороховщикову, Анатолию Солоницыну и Сергею Шакурову, а сам сыграл второстепенную – атамана Александра Брылова.
В дальнейшем он также часто совмещал все эти три ипостаси в своих фильмах. Например, в работе над «Неоконченной пьесой для механического пианино» и «Несколькими днями из жизни И. И. Обломова» он участвовал как сценарист и актер, в «Рабе любви» (сценарий для которой создавался при участии Андрея Кончаловского) и «Родне» (задумывавшейся специально для Нонны Мордюковой) сыграл одну из ролей.
При этом он не отказывался и от предложений других режиссеров, включая, конечно и брата, в «Сибириаде» которого Михалков снялся в 1979 году. В восьмидесятые его можно было видеть в «Портрете жены художника» Александра Панкратова, «Собаке Баскервилей» из цикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова, «Вокзале для двоих» и «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова, «Полетах во сне и наяву» Романа Балаяна и др.
Сам Никита Сергеевич в этот период, помимо «Родни», снял такие ленты, как «Без свидетелей» и «Очи черные». Последняя, где одну из ключевых ролей сыграл Марчелло Мастроянни, а в эпизоде появилась Изабелла Росселлини, стала первым кинофильмом, созданным при участии организованной Михалковым в конце восьмидесятых студии «ТРИТЭ». В 1988 году «Очи черные» были выдвинуты от СССР на «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Однако американские киноакадемики, отбирая номинантов на «Оскар», отдали предпочтение другим кандидатам, но при этом решили номинировать на него лично Мастроянни (в конце концов в категории «Лучший актер» его обошел Майкл Дуглас с криминальной драмой «Уолл-стрит» (Wall Street)). Раздающая «Золотые глобусы» Голливудская ассоциация иностранной прессы, в свою очередь, согласилась с инициативой СССР, но получила премию шведская трагикомедия «Моя собачья жизнь» (Mitt liv som hund).
Что касается Мастроянни, то его игру в результате оценили жюри Каннского международного кинофестиваля и национальной итальянской кинопремии «Давид ди Донателло», присудившие ему приз за лучшую мужскую роль.
Позднее, в 1993 году, на «Оскар» был номинирован другой фильма Михалкова – «Урга – территория любви», но победу одержал французский «Индокитай» (Indochine).
Свой «Оскар» кинорежиссер получил два года спустя, за фильм «Утомленные солнцем», где он также выступил как сценарист (вместе с Рустамом Ибрагимбековым) и сыграл одну из ведущих ролей комдива Сергея Котова. Одновременно картина, затрагивающая сложную тему сталинских репрессий, была удостоена гран-при Каннского кинофестиваля, а на родине Михалкова наградили Государственной премией.
«Оскара» мог получить и следующий фильм режиссера, над которым он опять работал вместе с Рустамом Ибрагимбековым, – «Сибирский цирюльник» с Олегом Меньшиковым и Джулией Ормонд, вышедший в 1998 году. Его даже успели включить в число претендентов, но затем дисквалифицировали, так как премьера состоялась позже положенного срока. Создатели были вынуждены «довольствоваться» Государственной премией.
В двухтысячные Никита Сергеевич надолго переключился на документальное кино. В частности, вышли его фильмы о матери («Мама») и об отце («Отец»). Первым после значительного перерыва художественным фильмом стала драма «12», выпущенная в прокат в 2007 году и в следующем году номинированная на «Оскар» (уступила победу австрийским «Фальшивомонетчикам» (Die Fälscher)). Затем последовали сиквелы оскароносных «Утомленных солнцем» – «Утомленные солнцем-2: Предстояние» и «Утомленные солнцем-2: Цитадель», которая тоже чуть было не стала претендентом на «Оскар» (ее выдвижению воспротивился другой оскароносец, Владимир Меньшов, в тот момент возглавлявший Российский Оскаровский комитет).
Последней на сегодня режиссерской работой Михалкова стала драма «Солнечный удар». Выдвинутая от России на «Оскар», но американскими киноакадемиками на него не номинированная. Как актер Никита Сергеевич не появлялся на экране с 2012 года, когда он сыграл себя самого в телесериале «После школы», который показывал Первый канал.
В последние годы режиссер сосредоточился на руководстве своей студией «ТРИТЭ» (в том числе продюсировал «Легенду № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Тренера» Данилы Козловского и др.) и московским Центром театра и кино (как теперь называется Театр-студия киноактера), а также административной работе (с 1992 года он возглавляет Российский фонд культуры, с 1998-го – Союз кинематографистов России, с 1999-го – Московский международный кинофестиваль, а в 2015-м основал Академию кинематографического и театрального искусства). Кроме того, он плотно работает на телевидении (где пытался закрепиться еще в 1992 году с авторской программой «Перекресток», сразу же запрещенной к показу). С 2014 года на телеканале «Россия 24» (с повторами на «России 1» и «Спасе») еженедельно выходит его «Бесогон ТВ», появившийся за несколько лет до этого в качестве видеоблога в «Живом Журнале».
Последний на сегодня выпуск (под названием «Аллах Акбар, папа») телезрители увидели 23 декабря 2022 года, а 5 января 2023-го стало известно о госпитализации кинорежиссера. Сначала сообщалось, что он тяжело заболел гриппом, а потом последовало уточнение, что речь идет об осложнениях, вызванных коронавирусной инфекцией.
Состояние здоровья народного артиста внушало серьезные опасения врачам 52-й городской больницы (ее возглавляет хорошо знакомая телезрителям, следившим за новостями о ковиде, Марьяна Лысенко), его близким и поклонникам, так как на фоне развившейся пневмонии (всегда опасной для пациентов в возрасте) у него обострились еще и проблемы с сердцем.
10 января все это время находившийся в реанимации Михалков впервые вышел на связь и постарался успокоить тех, кто за него переживает, посетовав на обилие недостоверной информации и рассказав, что пока продолжает проходить необходимые обследования и лечение.
Правду о его здоровье режиссер посоветовал впредь искать в телеграм-канале «Бесогон ТВ».
24 января Никита Сергеевич сообщил в нем, что его выписали из больницы, где он провел около трех недель, и теперь он находится у себя дома. По словам режиссера, конечно, еще необходимо какое-то время, чтобы полностью прийти в форму, но, раз врачи посчитали возможным его отпустить, значит, за здоровье пациента они теперь не опасаются. Также Михалков добавил, что команда «Бесогон ТВ» уже приступила к работе над новым – первым в 2023 году – выпуском и, как он надеется, скоро зрители смогут его посмотреть.
К 6 февраля он, к радости поклонников, оправился настолько, что смог выйти на сцену. Никита Сергеевич сыграл главную роль в своем спектакле «12», который в этот раз принимал Театр Сатиры.
11 февраля телеканал «Россия 24» показал обещанный Михалковым свежий выпуск программы «Бесогон ТВ».
Два месяца спустя, в апреле, Никита Сергеевич успешно провел Московский международный кинофестиваль, президентом которого является (участники смогли посмотреть свыше двух сотен фильмов из 64 стран), а еще через месяц с небольшим опять заставил общественность беспокоиться за свое здоровье. 2 июня СМИ сообщили о его новой госпитализации – теперь с жалобами на проблемы с сердцем и одышку. Сообщались даже детали: дескать, режиссера поместили в отделение хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца.
Однако всего несколько часов спустя агентство РИА Новости, ссылаясь на пресс-службу Михалкова, эту информацию опровергло, а его супруга Татьяна Михалкова уточнила, что волноваться не о чем – речь не об экстренной (в связи с угрозой жизни), а о плановой госпитализации.
Личная жизнь
Никита Михалков уже почти полвека женат на Татьяне Михалковой. В этом, втором по счету, браке у него родилось трое детей – двое дочерей, Анна и Надежда, и сын Артем.
Все трое пошли по отцовским стопам и посвятили жизнь кинематографу. Анна Михалкова выбрала путь актрисы, а Артем Михалков и Надежда Михалкова намерены состояться еще и как кинорежиссеры. У Артема в 2022 году вышла спортивная драма «Мистер Нокаут» (о чемпионе по боксу Валерии Попенченко), а у Надежды – драматический телесериал «Номинация».
Также у режиссера есть сын Степан от первого брака с Анастасией Вертинской – сегодня известный ресторатор.
У Никиты Сергеевича 11 внуков и один правнук (внук Степана Михалкова).
Фильмография (избранное)
- Актер
- После школы (2012)
- Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
- Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
- Тупой жирный заяц (2007)
- 12 (2007)
- Мне не больно (2006)
- Персона нон грата (2005)
- Статский советник (2005)
- Жмурки (2005)
- Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)
- Сибирский цирюльникъ (1998)
- Шизофрения (1997)
- Ревизор (1997)
- Утомленные солнцем (1994)
- Урга – территория любви (1991)
- Униженные и оскорбленные (1990)
- Жестокий романс (1984)
- Инспектор ГАИ (1983)
- Вокзал для двоих (1983)
- Полеты во сне и наяву (1983)
- Родня (1982)
- Два голоса (1982)
- Портрет жены художника (1982)
- Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей (1981)
- Несколько дней из жизни И. И. Обломова (1980)
- Сибириада (1980)
- Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
- Раба любви (1976)
- Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
- Станционный смотритель (1972)
- Дворянское гнездо (1969)
- Красная палатка (1969)
- Не самый удачный день (1967)
- Шуточка (1966)
- Война и мир (1966)
- Перекличка (1966)
- Год, как жизнь (1966)
- Я шагаю по Москве (1964)
- Приключения Кроша (1962)
- Тучи над Борском (1961)
- Солнце светит всем (1959)
- Режиссер
- Солнечный удар (2014)
- Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
- Утомленные солнцем – 2: Предстояние (2010)
- 12 (2007)
- Сибирский цирюльникъ (1998)
- Утомленные солнцем (1994)
- Урга – территория любви (1991)
- Автостоп (1990)
- Очи черные (1987)
- Без свидетелей (1983)
- Родня (1981)
- Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1980)
- Пять вечеров (1979)
- Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
- Раба любви (1976)
- Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
- Спокойный день в конце войны (1971)
- И эти губы, и глаза зеленые… (1970)
- А я уезжаю домой (1968)
- Девочка и вещи (1967)
- Сценарист
- Солнечный удар (2014)
- Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
- Утомленные солнцем – 2: Предстояние (2010)
- 12 (2007)
- Сибирский цирюльникъ (1998)
- Утомленные солнцем (1994)
- Урга – территория любви (1991)
- Автостоп (1990)
- Одинокий охотник (1990)
- Очи черные (1987)
- Мой любимый клоун (1987)
- Без свидетелей (1983)
- Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1980)
- Пять вечеров (1979)
- Ненависть (1978)
- Транссибирский экспресс (1978)
- Неоконченная пьеса для механического пианино (1976)
- Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
- А я уезжаю домой (1968)
- Продюсер
- Чемпион мира (2021)
- Пара из будущего (2021)
- Белый кит (2021)
- Стрельцов (2020)
- Серебряные коньки (2020)
- Огонь (2020)
- Т-34 (2019)
- Тренер (2018)
- Движение вверх (2017)
- Экипаж (2016)
- Поддубный (2014)
- Солнечный удар (2014)
- Легенда № 17 (2013)
- Дом на обочине (2011)
- Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
- Утомленные солнцем – 2: Предстояние (2010)
- 12 (2007)
- 1612: Хроники Смутного времени (2007)
- Статский советник (2005)
- 72 метра (2004)
- Нежный возраст (2000)
- Сибирский цирюльникъ (1998)
- Утомленные солнцем (1994)