Читайте нас в Telegram
Реклама

Олег Меньшиков — советский и российский актер, театральный режиссер, народный артист России (2003), художественный руководитель Театра Ермоловой (2012).

Биография и карьера

Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в подмосковном Серпухове в семье военного инженера Евгения Меньшикова и врача-невропатолога Елены Меньшиковой.

В школу пошел уже в Москве. Также посещал и музыкальную, где обучался игре на скрипке.

НОВОСТЬ

Олег с детства любил оперетту, некоторые постановки смотрел по несколько раз. Старшеклассником сам ставил спектакли, сочинял к ним музыку, слова. Тогда же получил приглашение на прослушивание от преподавателя Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина Владимира Монахова – кинорежиссера и кинооператора, снимавшего «Попрыгунью», «Высоту» и другие культовые советские киноленты. Как итог, после школы Меньшиков поступил в Щепку, отлично сдав экзамены.

В институте, как и в школе, тоже что-то постоянно придумывал и организовывал, был душой компании и студенческих капустников, восхищая всех своим юмором и тонкой иронией, которые никому не удавалось повторить.

Окончив вуз в 1981 году, Олег попал в труппу Малого театра, но через год был призван в армию. Впрочем, служба тоже проходила на сцене – в Театре Советской Армии, где он, в частности, играл Гаврилу Иволгина в «Идиоте» (по Федору Достоевскому). После армейской службы Меньшиков был принят в труппу Театра Ермоловой, где проработал до 1989 года.

В 1991 году Меньшиков оказался на лондонской сцене, сыграв Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» театра «Глобус» с Ванессой Редгрейв в роли Айседоры Дункан. Эта роль принесла ему британскую премию Лоуренса Оливье, и позднее в ней же он вышел на сцену парижского «Комеди Франсез» (до этого успев сыграть в «Глобусе» Ихарева в «Игроках» по Николаю Гоголю).

В 1993 году, уже в России, Меньшиков перевоплотился в русского танцовщика Вацлава Нижинского в антрепризной постановке N, необычной отсутствием режиссера, а два года спустя организовал собственную антрепризу «Театральное товарищество 814», позднее переименнованную в «Театральное товарищество О. Меньшикова». В 2001 году он также учредил собственную театральную премию «Лучший критик сезона».

Для своей антрепризы Меньшиков поставил три спектакля – «Горе от ума», «Кухня» и «Игроки», а в 2008 году на сцене Театра им. Моссовета в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоялась премьера его дебютного моноспектакля «1900» (придуманный Алессандро Барикко сюжет о гениальном пианисте, родившемся на морском судне и никогда не сходившем на берег). Три года спустя в рамках того же фестиваля актер представил публике свой духовой оркестр.

В апреле 2012 года артист был назначен художественным руководителем Театра Ермоловой, где прежде служил. Вступив в должность, он, по его собственному признанию, первым делом провел полною ревизию: распрощался с некоторыми коллегами и большинтством спектаклей (оставив лишь четыре). Следом он инициировал реконструкцию исторического здания театра на Тверской улице и строительство новой сцены (по-соседству со «старой»), которая открылась в 2014 году премьерой спектакля «Утюги».

В 2016 году Меньшиков поставил в Театре Ермоловой свой первый спектакль «Счастливчики» (по пьесе Констанции Денниг), а в 2021-м еще один – «Оглянись во гневе» (по пьесе Джона Осборна). Последний можно увидеть и сегодня.

При этом Олег Евгеньевич охотно играет в спектаклях других режиссеров. Сейчас в афише значатся такие постановки с его участием, как «Оркестр мечты. Медь» (целое музыкальное шоу с духовым оркестром, состоящее из множества театральных миниатюр в исполнении Меньшикова) и все тот же «1900».

28 сентября 2023 года состоялась премьера спектакля «Комната Адлера» (по пьесе Анастасии Букреевой), в которой занято всего два актера – сам Меньшиков и Евгений Ткачук. Один играет психотерапевта, а другой – его пациента, чье сознание превратилось в своего рода дом с множеством комнат, в каждой из которых проживает отдельная личность со своим собственным именем и взглядом на жизнь. В основе замысла – биография Билли Миллигана, ставшего первым в истории американского правосудия преступником, оправданным благодаря диагнозу «множественная личность».

Кинодебют Меньшикова состоялся в 1980 году в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Актеру на тот момент было лишь девятнадцать лет, и он сразу же получил главную роль.

Следующими его работами в кино стали драмы «Родня» Никиты Михалкова и «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна.

Но настоящей звездой молодого артиста сделал вышедший на телеэкраны в 1983 году фильм «Покровские ворота», где он сыграл юного провинциала, приехавшего покорять Москву и на время учебы в университете поселившегося у своей тети в коммуналке с весьма примечательными соседями. Режиссер Михаил Козаков перебрал множество актеров на роль Костика, но, увидев Меньшикова, понял, что он именно тот, кто ему нужен.

Олег Меньшиков: «“Живете с персонажем”, “не могу выйти из роли” – это не ко мне». («Кинопоиск»)

Фильм стал невероятно популярным и сегодня занимает почетное место среди других шедевров в золотом фонде отечественного кинематографа.

Олег Меньшиков: «Все мои художественные потрясения — из 80-х годов прошлого века, ничего не поделать». («Кинопоиск»)

Много лет спустя, в 2017 году, Меньшиков вернулся к этой истории, но уже в театре – в рамках своей новой идеи на посту худрука Театра Ермоловой, проекта «Кино на сцене», он и его коллеги (Александр Петров, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Анна Ардова, Сергей Степанченко и др.) безо всяких репетиций, декораций и прочих «излишеств» читали со сцены сценарий культового фильма, снятого за 30 с лишним лет до этого, импровизируя буквально «на ходу».

Олег Меньшиков: «Мучиться уговорами не пришлось, всем хватило одного звонка. Потому что идея “Кино на сцене” интересная, а артисты по натуре — авантюристы. Вообще хулиганства на сцене не хватает. А очень хочется похулиганить. Главное, всё это будет в первый и последний раз. Идея наглая и меня очень устраивает». («Известия»)

После триумфа «Покровских ворот» предложения от кинорежиссеров сыпались как из рога изобилия — в 1984 году актер сыграл главную роль в «Капитане Фракассе», на следующий год – в «Володе большом и Володе маленьком» (1985), еще через два года – в «Моонзунде».

В 1994 году на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера еще одной культовой картины с его участием – «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Драма, где Меньшиков перевоплотился в Дмитрия Арсентьева, сначала получила Гран-при в Каннах, а затем еще и «Оскар» в Голливуде как лучший фильм на иностранном языке.

Олег Меньшиков: «Брандо — для меня до сих пор такой же ориентир в актерском искусстве, как в музыке Герберт фон Караян». («Кинопоиск»)

В 1996 году актер появился в «Кавказском пленнике» Сергея Бодрова – старшего, а спустя два года – в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова, где сыграл юнкера Андрея Толстова, возлюбленного американки Джейн Кэлэген в исполнении Джулии Ормонд. За эту работу Меньшиков и его коллеги получили Государственную премию России. Фильм также должен был претендовать на «Оскар», но не вошел в шорт-лист, не уложившись в прокатные сроки.

Олег Меньшиков: «Я-то красавцем не был никогда… Может, было какое-то обаяние, но таким красавцем, как Брандо, я никогда не был, конечно». («Кинопоиск»)

В 2005 году Меньшиков исполнил роль сыщика Эраста Фандорина в «Статском советнике» по Борису Акунину**, где его партнером по съемочной площадке стал Никита Михалков. На следующий год он предстал в образе «великого комбинатора» Остапа Бендера в очередной экранизации «Золотого теленка» (на этот раз от Ульяны Шилкиной).

Олег Меньшиков: «Остап Бендер — один из самых ярких и неоднозначных типажей в отечественной литературе XX века. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько разные артисты воплощали его образ на экране. Роль Остапа Бендера — это не просто возможность воскресить в памяти зрителя текст романа Ильфа и Петрова, который, я уверен, так же остроумен и актуален сегодня, как и полвека назад, но и профессиональный вызов. Очевидно, что нынешний Бендер не может быть точно таким же, как и первый Остап российского кино, блистательно сыгранный Сергеем Юрским. Существует мнение, что телевизионный формат недостаточно хорош для серьезного актера театра и кино, но я так не думаю».

В 2010-м и 2011-м свет увидела дилогия Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Критики разнесли ее в пух и прах, но для самого Меньшикова она, напротив, стала даже еще более интересным вызовом, чем оскароносная первая часть.

Олег Меньшиков: «Подозреваю, что для моего персонажа эта часть интереснее, важнее и насыщеннее. Там он, наконец, находит Котова. Начинается вся их история. Несмотря на то, что это фильм о войне, там больше, чем в первой части, рассказывается про человеческие отношения. В первой были скорее новеллы о разных людях. Во второй найдется та самая нить, на которую все и нанижется».

В 2012 году Меньшиков сыграл тренера Анатолия Тарасова в фильме режиссера Николая Лебедева «Легенда № 17» о выдающемся советском хоккеисте Валерии Харламове.

Олег Меньшиков: «Мне очень помог Тарасов: перескок в возрастную категорию произошел при помощи этой роли, причем совершенно безболезненно. Мне вдруг стало абсолютно по фигу, как я выгляжу — мешки у меня, не мешки. Сейчас я про это даже не думаю. Какие роли мне, в конце концов, еще играть? Тем более что их много — и в театре, и в кино». («Кинопоиск»)

После паузы в несколько лет актер вновь появился на экране в 2017 году в фантастическом блокбастере Федора Бондарчука «Притяжение» о вторжении инопланетян в Москву. Меньшиков сыграл в этой картине полковника Лебедева.

Олег Меньшиков: «Мне очень понравилось, как Федор Сергеевич осуществляет процесс. Мы были с ним шапочно знакомы примерно всю жизнь, и вот в какой-то момент он пришел ко мне с “Притяжением”. Мне это показалось любопытным: молодые герои, новый формат, непонятный жанр… Стало интересно в качестве эксперимента. Я вовлекся, потом увидел результат, который мне понравился». («Кинопоиск»)

Летом того же года увидел свет мистический детектив Егора Баранова «Гоголь. Начало» с Александром Петровым в роли Николая Гоголя, где Олег Евгеньевич был следователем Яковом Гуро.

Олег Меньшиков: «В “Гоголя” меня Саша Петров затащил. Причем, как он говорит, продюсеры боялись, что я откажусь. А я прочитал, мне показалось интересно». («Кинопоиск»)

В 2018 году вышли сиквел «Притяжения» — «Вторжение» и продолжение вольной интерпретации гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» – «Гоголь. Страшная месть».

Олег Меньшиков: «Современное кино — это дикие скорости. Я к ним вроде бы привык, но все равно иногда удивляюсь. Я, скажем, говорил Егору Баранову на “Гоголе”: “Это одна из важнейших сцен, ее нельзя снимать за 40 минут до конца смены!” Но снимали, и даже что-то получалось, как ни удивительно». («Кинопоиск»)

В 2021 году подписчики видеосервиса more.tv увидели 8-серийную драму Константина Статского «Ваша честь», где у Меньшикова была главная роль строгого и честного судьи Михаила Романова, вынужденного поступиться своими принципами из-за проступка своего несовершеннолетнего сына Антона (Владислав Миллер). Сериал является адаптацией израильского многосерийного триллера «Судья» (Kvodo).

Олег Меньшиков: «Недавно смотрел сериал “Самый громкий голос” и Рассела Кроу просто не узнал! Сидит в кадре толстое чудовище — это было сильнейшее впечатление. Сейчас же все можно на компьютере нарисовать. Но надо будет — растолстею, надо — похудею. Это вообще не проблема». («Кинопоиск»)

Помимо упомянутых проектов в «активе» Меньшикова главные роли в таких полюбившихся зрителям лентах, как «Полоса препятствий», «Мой любимый клоун», «Жизнь по лимиту», «Лестница», «Дюба-дюба», «Восток-Запад», «Доктор Живаго», и второплановые в «Михайло Ломоносове», «По главной улице с оркестром», «Брызгах шампанского», «Главном подозреваемом», «О чем говорят мужчины» и «Психе».

Олег Меньшиков: «В Советском Союзе у меня тоже была максимум одна картина в год. Два фильма за год никогда в жизни не было, реже случалось. Дело не в том, что я придирчив, хотя я, конечно, избирателен. Просто… Ну вот так мне живется, мне так спокойнее, правильнее для творчества и самовыражения». («Кинопоиск»)

В номинированной на «Оскар» драме французского режиссера Режиса Варнье «Восток-Запад» (Est — Ouest) Меньшиков работал вместе с такими французскими кинозвездами, как Сандрин Боннер и Катрин Денев, а в британском сериале «Главный подозреваемый» (Prime Suspect) – с Хелен Миррен и Беном Майлзом.

11 сентября 2023 года на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» была презентована новая работа Олега Евгеньевича – 6-серийная криминальная драма от режиссера «Даркнета» Динара Гарипова «Прелесть». Сценарий написал однофамилец актера – Георгий Меньшиков, для которого это сериальный дебют.

«Юрий Деточкин» наших дней – парень по кличке Цыган (Федор Федотов) – угоняет машины у тех, кто, по его мнению, этого заслуживает. Но не только – он буквально одержим идеей мести за смерть своего отца, который в «лихие девяностые» работал на местном градообразующем предприятии. Кто виноват в его гибели, Цыган не знает, но очень хочет узнать, и однажды в город приезжает бывший директор аффинажного завода Леонид Максимович (его играет Меньшиков), надеющийся вернуть себе предприятие, у которого теперь новое начальство (его олицетворяет персонаж Филиппа Янковского). Цыган оказывается в центре этих «разборок».

Георгий Меньшиков: «Эта история о проклятом и благословенном месте, о вечной золотой лихорадке, о жажде завладеть Эльдорадо и о желании героев, не вернувшихся из эпохи 90-х, любыми путями восстановить справедливость – так, как они эту справедливость понимают. Город этот проклят уже только за то, что здесь слишком многие поклонялись золотому тельцу. Кто кого плавит: люди золото, или золото – людей?» («Комсомольская правда»)

Первую из шести серий онлайн-кинотеатр PREMIER показал 18 января 2024 года.

На очереди у Меньшикова еще одна премьера – давно обещанный многосерийный политический триллер «Спойлер», снятый Дмитрием Тюриным («Неопалимая купина», «Ласточкино гнездо») по сценарию автора «Духless» Сергея Минаева и его более молодого коллеги Андрея Цибульского. В центре задумки, в которой у Меньшикова одна из ключевых ролей (наряду с Максимом Матвеевым), – махинации, сопровождающие выборы губернатора.

Съемки «Спойлера» проходили в Нижнем Новгороде. Возглавлявший тогда министерство культуры Нижегородской области Олег Беркович назвал его «масштабным, остросюжетным сериалом, который будет обсуждать вся страна».

Правда, когда именно это случится, неизвестно. Точная дата релиза пока не называется, так как он уже неоднократно срывался (например, в очередной раз не состоялся 15 октября 2023 года).

Олег Меньшиков: «Не знаю, как я выбираю, какие тут вообще могут быть критерии. Мне кажется, варианта два: или все подряд, или выбираешь. Рассказывают сказки, что Николай Крючков соглашался только на сценарии с летней натурой. У меня такого принципа нет, просто нравится или не нравится». («Кинопоиск»)

Театр и кино – далеко не единственные сферы приложения творческих сил Меньшикова. С 2018 года он, в статусе профессора, преподает в ГИТИСе (где у него своя мастерская на актерском факультете) и ведет свой YouTube-канал. Сначала это было шоу «ОМ» в виде бесед со звездами (причем настолько интересных, что в 2019 году Первый канал даже показал одну из них – с Аллой Пугачевой, и это был первый (и, наверное, единственный) в практике телеканала случай демонстрации в эфире полной версии проекта, предназначенного для интернета). Теперь (с апреля 2023 года) – «Table шоу», представляющее собой цикл подкастов о творчестве и жизни. Его Олег Евгеньевич ведет вместе с драматургом и режиссером Ринатом Ташимовым.

Олег Меньшиков: «Мне кажется, что я все-таки не кинорежиссер. Я видел этих людей, у них мозги по-другому устроены, они мыслят кадром, иначе воспринимают реальность. Меня завораживает, когда гаснет свет в зрительном зале, когда открывается занавес. В репетициях в театре оно есть. А в буднях на съемочной площадке колдовства для меня нет. И потом, когда я чего-то очень хочу, то всегда это делаю. Значит, снять кино не очень хотел». («Кинопоиск»)

Личная жизнь

Актер долгое время ходил в холостяках и впервые женился только в 2005 году, когда ему было 45 лет. Его избранницей стала студентка ГИТИСа Анастасия Чернова. О том, что у Меньшикова появилась законная супруга, широкая общественность узнала через год после свадьбы: артист и его молодая жена не из болтливых. Детей у пары нет.

Олег Меньшиков: «Мы все, так или иначе, порождение системы, в которой государство подавляет человека, начиная от царей и заканчивая генеральными секретарями и президентами. Такая система, машина запущена и работает уже очень, очень долго. По-другому не будет. Невозможно человека у нас отделить от государства. <…> В нас сидит страх, в нас сидит зависимость от людей, которые, как нам кажется, влияют на нашу судьбу. Хотя кто, кроме Всевышнего, может на нее повлиять?» («Кинопоиск»)

Фильмография (избранное)

09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.



Черная икра и мужское жюри: Валерий Тодоровский открыл VI фестиваль сериалов «Пилот» 09:17, 21.06.2024
Премия «ТЭФИ» и сотрудничество с Netflix — самые крутые проекты ТВ-3 за 30-летнюю историю 13:36, 06.06.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через