Владимир Хотиненко
- Режиссер, Ведущий, Продюсер, Актер, Член жюри, Участник, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 20 января 1952 (72 года), Славгород (СССР)
- Семейное положение: Татьяна Хотиненко (в разводе, 1 ребёнок), Дилором Камбарова (в разводе, 1 ребёнок), Виолетта Хотиненко (в разводе, нет детей), Татьяна Яковлева (в браке, нет детей)
Его коллеги по цеху
Владимир Хотиненко – советский и российский режиссер, сценарист, актер и театральный педагог, народный артист России (2010).
Биография и карьера
Владимир Хотиненко родился 20 января 1952 года в Славгороде.
За несколько десятилетий до его рождения этот небольшой алтайский городок был основан выходцами из Новороссии, которые, как и прочие переселенцы в Западную Сибирь, по решению властей, бесплатно получали здесь земельный надел. Среди них, видимо, оказались и предки будущего режиссера.
Так или иначе, но к моменту появления Владимира на свет крестьянский труд в семье остался в прошлом – его мать с отцом уже были классическими «пролетариями» и трудились на заводе кузнечно-прессового оборудования (он – слесарем, она – инструментальщицей), во время Великой Отечественной войны эвакуированном в эти места из подмосковного Серпухова. Иван Афанасьевич и Валентина Васильевна пришли на предприятие еще подростками, чтобы делать снаряды для фронта, да так и остались там на двадцать с лишним лет.
На Алтае прошли первые 14 лет жизни будущего кинорежиссера. В 1966 году семья переехала в Павлодар (сегодня это территория независимого Казахстана), где родители устроились на только что введенный в строй тракторный завод.
Здесь Владимир окончил школу и затем какое-то время (поскольку хорошо рисовал) работал на том же заводе художником-конструктором. Мечтал стать архитектором и, прежде чем окунуться в увлекательный мир кино, даже успел окончить с отличием Свердловский архитектурный институт (ныне – УрГАХУ). Он еще учился, а по его проектам уже строили дома. На деньги, заработанные в Свердловске талантливым сыном, родители первыми в Павлодаре купили новенькую «пятерку».
«Перемена ума» случилась благодаря «Андалузскому псу» Луиса Бунюэля, произведшему на Хотиненко огромное впечатление, и личной встрече с Никитой Михалковым, который приехал в Свердловск со своей «Неоконченной пьесой для механического пианино» и собрал зрителей на творческую встречу. Когда молодой архитектор поделился с молодым режиссером, уже успевшим снять такие популярные ленты, как «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви», своими сомнениями относительно правильности выбранного пути, последний посоветовал ему попробовать себя в режиссуре.
Чтобы проверить себя, Владимир устроился на Свердловскую киностудию, где ему довелось поработать художником-постановщиком на нескольких картинах («Гонка с преследованием», «Дым Отечества» и др.), после чего отправился в Москву учиться на Высших курсах сценаристов и режиссеров (во ВГИК его не взяли). Учился опять-таки у Никиты Михалкова, у которого параллельно работал ассистентом на его фильмах «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и «Родня». Никиту Сергеевича Владимир Иванович считает своим «крестным отцом» в профессии.
Одной из первых режиссерских работ Хотиненко стала короткометражка «Голос дракона в бездонном море», которая была снята в 1981 году на хорошо знакомой ему Свердловской киностудии. В «полном метре» он дебютировал три года спустя, с остросюжетной картиной «Один и без оружия», снятой на пару с Павлом Фаттахутдиновым, а на следующий год вышла его уже самостоятельно созданная драма «В стреляющей глуши».
Однако начинающий режиссер результатами своего труда был неудовлетворен. Он даже вновь стал сомневаться в том, что верно выбрал профессию: может быть, все-таки его призвание – архитектура? Сомнения развеялись, когда ему в руки попала фантастическая повесть Святослава Рыбаса «Зеркало для героя». Хотиненко понял, что это именно тот материал, который он хочет экранизировать, и, хотя он уже работал над другой картиной, сумел добиться у киношного начальства разрешения сменить тему.
Двухсерийная кинопритча «Зеркало для героя» вышла на экраны в 1988 году и имела большой успех. Лента получила несколько отечественных кинонаград (в том числе «Нику» за сценарий Надежды Кожушаной) и приз Витторио Де Сика в Италии.
Следущей громкой работой кинорежиссера стала драма «Мусульманин» с Евгением Мироновым, премьера которой состоялась в 1995-м. В обществе даже развернулась жаркая дискуссия о правдоподобности сюжета – дескать, не может русский солдат Коля принять на чужбине ислам и затем как ни в чем не бывало вернуться в Россию. Но Хотиненко уверял, что это вовсе не выдумка: в основе – реальные биографии наших солдат, воевавших в Афганистане, с которыми он и Миронов имели возможность ознакомиться.
Позднее, уже после нашумевшей драмы «72 метра» (о затонувшей подлодке и с музыкой Эннио Морриконе), он снял еще две картины, затрагивающих сложную тему религии – игровую «Поп» (с Сергеем Маковецким) в 2010-м и документальную «Паломничество в Вечный город» (в сотрудничестве с Ватиканом) в 2006-м.
Еще одна «вечная» тема для Хотиненко – история страны. В 2007-м он снял драму о Смутном времени – «1612». На его счету – несколько исторических проектов, посвященных событиям 1917 года: «Гибель Империи» 2005 года, «Демон революции» 2017-го и др.
В промежутке, в 2014-м, вышел сериал «Бесы» о революционерах глазами Федора Достоевского, а в 2011-м – сериал «Достоевский» о нем самом. О том, как снимался последний и о своем отношении к классику, режиссер рассказывал тогда телегиду «Вокруг ТВ».
Закончив в 2019 году киноверсию «Демона революции» – «Ленин. Неизбежность», Хотиненко собирался снять фильм об итальянском поэте и мыслителе XIII-XIV веков Данте Алигьери. В проекте должны были участвовать его соотечественники, но ситуация в мире помешала этим планам осуществиться.
Отпраздновав в 2022 году 70-летний юбилей, режиссер с головой погрузился в преподавательскую деятельность (он уже много лет преподает во ВГИКе и Высших курсах сценаристов и режиссеров, а в последние годы – и в других местах) и уже думал, что к Данте не вернется, но, побывав во Флоренции и узнав новые подробности о его жизни, решил, что эту тему бросать нельзя. О своем намерении все-таки реализовать «зависшую» идею он рассказал в 2023 году.
Незадолго до этого Владимир Иванович также сообщил о том, что хочет поставить оперу, вдохновляясь творчеством Жоржа Бизе.
Личная жизнь
Владимир Хотиненко женат в четвертый раз. Его нынешняя Супруга, Татьяна Яковлева, тоже преподает по ВГИКе (историю зарубежного кино на сценарно-киноведческом факультете).
Общих детей у супругов нет, но у Яковлевой есть взрослый сын Денис (от ее первого брака с чилийским режиссером Себастьяном Аларконом), а у Хотиненко – сын Илья (его родила первая жена Татьяна, архитектор по профессии) и дочь Полина (от второй жены, актрисы Дилором Камбаровой).
Илья Хотиненко пошел по стопам отца и тоже снимает кино (детективный цикл «Психология преступления», который телеканал «ТВ Центр» показывал в 2021-2022 годах, – его рук дело).
Фильмография (избранное)
- Режиссер
- Ленин. Неизбежность (2019)
- Демон революции (2017)
- Наследники (2015)
- Бесы (2014)
- Достоевский (2011)
- Поп (2010)
- 1612 (2007)
- Гибель Империи (2005)
- 72 метра (2004)
- По ту сторону волков (2002)
- Следствие ведут ЗнаТоКи: Третейский судья (2002)
- Страстной бульвар (1999)
- Прибытие поезда (1995)
- Мусульманин (1995)
- Макаров (1993)
- Патриотическая комедия (1992)
- Рой (1990)
- СВ. Спальный вагон (1989)
- Зеркало для героя (1987)
- В стреляющей глуши (1985)
- Один и без оружия (1984)
- Сценарист
- Демон революции (2017)
- Наследники (2015)
- Бесы (2014)
- Поп (2010)
- Гибель Империи (2005)
- Патриотическая комедия (1992)
- Рой (1990)
- Продюсер
- Ленин. Неизбежность (2019)
- Наследники (2015)
- Прибытие поезда (1995)
- Мусульманин (1995)
- Макаров (1993)
- Актер
- Достоевский (2011)
- Гибель Империи (2005)
- Самолет летит в Россию (1994)
- За кем замужем певица? (1988)
- Казачья застава (1982)
- Родня (1981)