Игорь Масленников
- Режиссер
- Дата и место рождения: 26 октября 1931 (90 лет), Нижний Новгород (СССР)
- Дата смерти: 17 сентября 2022
- Семейное положение: Инна Лепик (в разводе, 2 детей), Наталья Андреева (в отношениях, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Игорь Масленников – советский и российский режиссер, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР (1987).
Биография и карьера
Игорь Масленников родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде (который всего через год будет переименован в Горький).
В роду у будущего кинорежиссера были донские казаки, кузнецы и инженеры, но не было людей искусства. Не мечтал чуть ли не до сорока лет о карьере кинорежиссера и сам Игорь. Сначала хотел стать архитектором (с детства хорошо рисовал), потом, в 1954 году, окончил филфак Ленинградского государственного университета (ныне – СПбГУ), работал в университетской газете, а затем – на Ленинградской телестудии, где дослужился до должности главного редактора литературно-драматического вещания. Но в середине 1960-х из-за скандала, связанного с документальной лентой «Я – шофер такси» (создателей которой обвинили в клевете на советский строй), решил сменить профессию.
С телевидения, работать на котором Масленникову стало дискомфортно, он подумывал уйти в театр, которым к тому времени уже всерьез увлекся. Еще в детские годы родители водили его в Александринский театр, а, став взрослым, он не пропускал ни одной премьеры. Но именно в этот момент ему на глаза попалось объявление о режиссерских курсах на киностудии «Ленфильм». Учеников в свою мастерскую как раз набирал народный артист СССР Григорий Козинцев, драма «Дон Кихот» которого вошла в историю как первый на «Ленфильме» цветной широкоэкранный стереозвуковой фильм.
Как объяснял потом сам Масленников, решение пойти в кинорежиссеры было спонтанным. Просто так сложилось. Прочти он тогда объявление о наборе на курсы режиссеров эстрады или цирка, откликнулся бы и на него. Ему просто хотелось сменить профиль деятельности и попробовать свои силы в режиссуре. Неважно, в какой конкретно области.
Дебютной режиссерской работой Масленникова в кино стала драма «Личная жизнь Кузяева Валентина» 1967 года, над которой он трудился вместе со своим однокашником Ильей Авербахом. Масленников снял новеллу «Кузя и Маргарита», а Авербах – «Аут» и «Папаня». Главную роль Валентина Кузяева в картине исполнил начинающий актер Виктор Ильичев, впоследствии вошедший в двадцатку самых снимаемых советских актеров.
Затем Масленников (самостоятельно или в сотрудничестве с другими режиссерами) снял еще несколько кинолент (например, «Гонщики» с Евгением Леоновым и Олегом Янковским), и, набравшись достаточного опыта, приступил к реализации масштабного проекта, за который в таком объеме до него никто в стране Советов не брался, – экранизацию произведений британского писателя Артура Конан Дойла о гениальном сыщике Шерлоке Холмсе. При том, что подобным чтением он никогда не увлекался, – просто очень понравился сценарий.
На тот момент в мире уже существовал не один десяток киношных Холмсов. Еще в 1900 году американец Артур Марвин (впоследствии получивший известность как оператор немых фильмов Дэвида Гриффита – одной из ключевых фигур в летописи мирового кинематографа) представил на суд не искушенной еще публики свою немую короткометражку «Озадаченный Шерлок Холмс» (Sherlock Holmes Baffled). Минутный киноролик, предназначенный для мутоскопа (торгового автомата для просмотра движущихся изображений одним зрителем), не только открыл бесконечную череду последующих фильмов о легендарном квартиранте услужливой миссис Хадсон, но и стал первым в мире кинодетективом. Хоть и выполненным в весьма своеобразной манере – Холмс, которого, кажется, невозможно сбить с толку, в данном случае в финале остается в полном недоумении. Ничего такого Конан Дойл, конечно, о нем не писал.
Хотя подавляющее большинство экранизаций рассказов Артура Конан Дойла появлялось в США и Великобритании, в СССР тоже имелся некоторый опыт. Так, в конце 1960-х один за другим вышли телеспектакли «Из рассказов о Шерлоке Холмсе», «Первое дело доктора Уотсона» (с Николаем Волковым в главной роли) и «Министры и сыщики» (с Василием Лановым). В начале 1970-х был снят двухсерийный телефильм «Собака Баскервилей» (опять-таки с Николаем Волковым), в 1974 году Сергей Юрский сыграл самого популярного на планете сыщика в фильме-спектакле «Еще раз о Шерлоке Холмсе», а в 1979-м Альгимантас Масюлис – в киномюзикле «Голубой карбункул».
Но масштаб личности Холмса, как теперь очевидно, заслуживал более основательного подхода, и Масленников отважно взял эту миссию на себя.
С самого начала в роли ключевого персонажа он видел Василия Ливанова. В воображении режиссера лондонский сыщик, в совершенстве владеющий методом дедукции, мог быть только таким – «длинное узкое лицо, позер, говорун, пижон». А еще запоминающийся голос, не похожий ни на чей другой. Масленникову пытались предложить другие варианты: Сергея Юрского (уже имевшего соответсвующий опыт перевоплощения), Александра Кайдановского, Игоря Дмитриева, Олега Янковского, Бориса Клюева (трое последних в итоге тоже появились в фильме, но в ином качестве). Но кинорежиссер стоял на своем – Ливанов и все тут. Сегодня с ним согласны и обожающие экранного Холмса зрители – более удачную кандидатуру подобрать было просто невозможно.
Представить себе иным доктора Ватсона тоже чрезвычайно сложно. Хотя на кинопробы приходили такие замечательные актеры, как Александр Калягин, Леонид Куравлев, Юрий Богатырев и Олег Басилашвили, мало кто сейчас готов согласиться с тем, что они бы подошли больше утвержденного на роль Виталия Соломина.
Дебютный фильм культовой серии «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» вышел в 1979 году. Он состоял из двух частей («Знакомство» и «Кровавая надпись»), основанных на событиях, описанных в рассказе «Пестрая лента» и повести «Этюд в багровых тонах».
В 1980-м последовало трехсерийное продолжение («Король шантажа», «Смертельная схватка» и «Охота на тигра») по мотивам рассказов «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Пустой дом» и др.
В 1981-м были готовы две серии «Собаки Баскервилей» (в основе – одноименная повесть), в 1983-м – «Сокровищ Агры» (по повести «Знак четырех» и рассказу «Скандал в Богемии»). Завершающим в цикле стал двухсерийный фильм «Двадцатый век начинается» (по произведениям «Палец инженера», «Второе пятно» и др.), премьера которого состоялась в 1986 году.
Начиная с «Собаки Баскервилей» Масленников работал над проектом не только как режиссер, но и как сценарист (вместе с Юрием Векслером), а для «Сокровищ Агры» и «Двадцатый век начинается» он и вовсе полностью собственноручно написал сценарий. Также он «зафиналил» телеэпопею своим появлением в кадре – в роли киномеханика в самой последней серии.
К сыщику и его создателю, Артуру Конан Дойлу, кинорежиссер вернулся в 2000 году, сняв телесериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», который он посвятил биографии писателя и истории его непростых взаимоотношений со своим знаменитым на весь мир персонажем (литератора в нем сыграл Алексей Петренко).
Возможно, идея сериала родилась у Масленникова ввиду собственного житейского опыта. В своих интервью он неоднократно сокрушался о том, что кинозритель «зациклился» на его фильмах о британском сыщике, тогда как в фильмографии режиссера имеются и другие, ничуть не хуже.
В этом отношении его творческая судьба оказалась похожа на судьбу Конан Дойла, который тоже был недоволен тем, что его воспринимают исключительно как автора детективных приключений двух друзей. Эта тема и стала лейтмотивом телесериала.
Безусловно, другие режиссерские удачи Масленникова остались в тени, но зрители, конечно же, с удовольствием смотрели и его «Зимнюю вишню» (все три части, выходившие с 1985-го по 1995 год), где снимался блистательный дуэт Елены Сафоновой и Виталия Соломина.
На волне успеха трилогии Масленников намеревался было превратить ее в тетралогию, сделав еще один, финальный, фильм. Об этом он заявил еще в 2016 году, но потом появилась информация, что за недостатком средств проект заморожен. В 2021 году ученик режиссера – Николай Котяш, который должен был работать над «Зимней вишней-4» в паре с Евгением Черепановым (сам Игорь Федорович, не взирая на преклонный возраст, собирался взять на себя функции художественного руководителя и написать сценарий), сообщил, что планы по его созданию пока остаются в силе.
17 сентября 2022 года, не дожив всего месяца до своего 91-летия и, возможно, так и не успев подготовить сценарий для «Зимней вишней-4», режиссер скончался. Будет ли она сниматься в отсутствие его чуткого руководства, пока неизвестно.
Личная жизнь
Еще в студенческие годы Игорь Масленников женился на своей однокурснице по филфаку ЛГУ Инне Лепик – племяннице видного советского ученого, основоположника школы техники высоких напряжений и теории электрической дуги в высоковольтных сетях Александра Залесского. На четвертом курсе супруги стали родителями – у них родился сын Никита (сделал то, чего не сделал отец, – стал архитектором, преподает в ВШЭ). Затем, в 1966 году, на свет появилась дочь Анна (снялась в паре отцовских фильмов, но актрисой не стала, а занимается медицинской физической реабилитацией).
Вместе они прожили более тридцати лет, вырастив не только детей, но и внуков (а сейчас уже есть и правнуки). Когда отношения дали трещину, разводиться не стали, а просто спокойно разъехались, сохранив нормальные отношения.
Последние годы спутницей режиссера являлась Наталья Андреева, которая в 1992 году родила ему вторую дочь Екатерину. В «Воспоминаниях о Шерлоке Холмсе» она сыграла Мэри – дочь Артура Конан Дойла.
Фильмография (избранное)
Режиссер
- Личная жизнь Кузяева Валентина (1967)
- Завтра, третьего апреля (1969)
- Гонщики (1972)
- Под каменным небом (1974)
- Сентиментальный роман (1976)
- Ярославна, королева Франции (1978)
- Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство (1979)
- Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись (1979)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Король шантажа (1980)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Смертельная схватка (1980)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра (1980)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (1981)
- Пиковая дама (1982)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры (1983)
- Зимняя вишня (1985)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается (1986)
- Филипп Траум (1989)
- Зимняя вишня-2 (1990)
- Зимняя вишня-3 (1995)
- Что сказал покойник (1999)
- Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)
- Письма к Эльзе (2002)
- Русские деньги (2006)
- Банкрот (2009)