Читайте нас в Telegram
Реклама

Кейт Бланшетт (Cate Blanchett) – оскароносная австралийская актриса.

Биография и карьера

НОВОСТЬ
Наставница решила использовать единственный иммунитет.

Кэтрин Элис (Кейт) Бланшетт родилась 14 мая 1969 года в одном из пригородов Мельбурна – Айвенго, в Австралии.

Кейт Бланшетт: «Блэнчит. Моя фамилия произносится как “Блэнчит”. (Psychologies)

Когда-то ее отец, морской офицер, приехал сюда по большой любви из американского Техаса. Влюбившись во время вынужденной стоянки в мельбурнском порту сломавшегося судна в местную учительницу, он оставил родину, службу, всю свою привычную жизнь и открыл в Австралии рекламный бизнес.

Отец скончался от сердечного приступа, когда Кейт было всего 10 лет, и вся забота о ней и других детях (ее старшем брате Бобе и младшей сестре Женевьеве) легла на мать. Рано оставшись без отца, Кейт рано повзрослела. Вместо того, чтобы беззаботно проводить время с друзьями, она присматривала за маленькой сестрой и, как могла, помогала матери в ее бесконечных заботах по хозяйству. А, когда позволил возраст, стала подрабатывать в одном из местных домов престарелых.

Кейт Бланшетт: «Я все детство вела дневник. Мне было 12, и он случайно попал на глаза моему брату. Боб не удержался и прочел его. А я сказала себе: “Никогда, никогда больше не буду писать! Никаких дневников”. В результате со временем я завела электронный органайзер. С персональным кодом – чтобы никто не мог прочесть, чьи у меня телефоны записаны! Каждый день меняла этот код, без всякой системы, совсем запуталась и покончила с этим. Но помню то чувство – незащищенности от вторжения». (Psychologies)

Но все это не помешало Кейт полюбить театр, которым она увлеклась еще в колледже, принимая участие в самодеятельных постановках. Однако о том, чтобы стать актрисой, девушка тогда еще не думала, а пошла получать «нормальную» профессию в Мельбурнский университет, где изучала экономику и изобразительное искусство, полагая в дальнейшем окончательно определиться с выбором.

Кейт Бланшетт: «Никто не может быть свободен. Человек может быть свободен только внутренне – например, свободен чувствовать то, что действительно ощущает». (Psychologies)

Вскоре, впрочем, она поняла, что ее не «цепляет» ни то, ни другое. Так что уже через год Кейт без сожалений оставила скучную учебу и отправилась путешествовать по миру. Сначала в Великобританию, а затем в Египет, где она, благодаря случайному гостиничному знакомству, впервые попала на съемочную площадку, сыграв американскую болельщицу в египетском спортивном драмеди «Кабория» (كابوريا).

Кейт Бланшетт: «Мне всегда нравилось знакомство старомодным образом – очно и лучше случайно. Правда, одна моя знакомая очень удачно вышла замуж, дав объявление в газету… В общем, всякое случается, нет закономерностей». (Psychologies)

Этот опыт заставил путешественницу пересмотреть свои планы на жизнь, и она решила вернуться в Австралию, чтобы получить актерское образование. В 1992 году Кейт с отличием окончила Национальный институт драматического искусства в Сиднее и в том же году вышла на театральную сцену, получив роль в пьесе Дэвида Мамета «Олеанна», поставленной Сиднейской театральной компанией. Затем она играла в «Электре» Софокла и «Кафкианских танцах» Тимоти Дейли, и ее игра настолько впечатлила Общество театральных критиков Сиднея, что в течение всего одного только 1993 года года оно вручило девушке две своих премии – за «Олеанну» и «Кафкианские танцы».

Играя в «Олеанне», Кейт свела знакомство с австралийским актером Джеффри Рашем, который еще не был мировой знаменитостью (славу ему принесет драма «Блеск» (Shine) 1996 года), но уже начал сниматься в австралийских кинопроектах. Восхищаясь талантом начинающей актрисы, он не только порекомендовал ее режиссеру Нилу Армфилду на роль Офелии в спектакле «Гамлет» (по Уильяму Шекспиру), имевшем большой успех у австралийской публики, но и, возможно, помог Бланшетт попасть на экраны австралийских телевизоров, где она впервые появилась в июле 1993 года в одной из серий третьего сезона телесериала «Полицейский отряд спасения» (Police Rescue), который с 1989 года показывал телеканал АВС.

После ряда эпизодических ролей в телесериалах в 1996 году Кейт получила свою первую главную роль в полнометражной криминальной драме «Парклэндс» (Parklands). Она сыграла дочь погибшего полицейского, пытающуюся разобраться в сомнительном прошлом отца.

Уже в следующем году на экраны один за другим вышли сразу три фильма с Бланшетт в главной роли – «Дорога в рай» (Paradise Road), «Слава Богу, он встретил Лиззи» (Thank God He Met Lizzie) и «Оскар и Люсинда» (Oscar and Lucinda). Роль Лиззи принесла актрисе ее первые кинонаграды – премии Австралийского института кино и Общества кинокритиков Австралии.

Кейт Бланшетт: «Я обожаю съемки, репетиции, весь процесс “изготовления” фильма. Это как хороший разговор на званом ужине – остроумный, и, хотя речь может идти и о чем-то грустном, он приносит радость. Ты выходишь из-за стола – из фильма, – узнав что-то новое о людях, о жизни… (Psychologies)

Мировой звездой Кейт стала в 1998 году, снявшись в британском байопике индийского кинорежиссера Шекхара Капура «Елизавета» (Elizabeth), где она предстала в образе «королевы-девственницы» Елизаветы I, правившей Англией и Ирландией в 1558–1603 годах.

Картина, в которой одну из ключевых ролей также сыграл Джеффри Раш, получила семь номинаций на «Оскар», три – на «Золотой глобус» и целых двенадцать – на британскую BAFTA. Всякий раз на награду в категории «лучшая женская роль» претендовала и сама Кейт, в итоге награжденная «Золотым глобусом» и BAFTA («Оскар» из рук Джека Николсона перекочевал к ее сопернице – Гвинет Пэлтроу, завоевавшей симпатию жюри ролью Виолы де Лессепс во «Влюбленном Шекспире» (Shakespeare in Love)).

Далее карьера актрисы развивалась стремительно. В течение одного только 1999 года ее можно было видеть в «Сосисках» (Bangers) Эндрю Аптона, «Идеальном муже» (An Ideal Husband) Оливера Паркера, «Управляя полетами» (Pushing Tin) Майка Ньюэлла и «Талантливом мистере Рипли» (The Talented Mr. Ripley) Энтони Мингеллы. И в том же году американский еженедельник People включил 30-летнюю Кейт в число пятидесяти самых красивых людей мира.

Кейт Бланшетт: «Замечательная актриса Розмари Хэррис рассказывала мне, что после шестидесяти на нее вдруг начался фантастический спрос. Она все не могла понять, в чем дело, но потом один ассистент по кастингу открыл ей страшную тайну: актрисы за 60 не выглядят шестидесятилетними! Они все силы бросили на борьбу за молодость, и некому играть старушек! И я решила: я пришла в кино надолго и не собираюсь оставаться неизменной». (Psychologies)

В вышедшей в 2000 году в драме Салли Поттер «Человек, который плакал» (The Man Who Cried), где главных персонажей, помимо Бланшетт, воплотили Джонни Депп и Кристина Риччи, одна из ролей досталась нашему Олегу Янковскому, который сыграл отца героини Риччи – еврейской девочки из российской глубинки, отправившейся на поиски сгинувшего на заработках родителя в далекую Америку.

Став одной из самых востребованных актрис Голливуда, в начале двухтысячных Бланшетт получает приглашение в культовую кинотрилогию Питера Джексона «Властелин колец» (Lord of the Rings) по роману Джона Р. Р. Толкина. Ее великолепная королева эльфов Галадриэль хотя бы недолго украшает своим появлением каждую из трех частей саги.

Фэнтези оказалось невероятно успешным и даже получило рекордное количество «Оскаров». Так, заключительная часть киноэпопеи «Властелин колец: Возвращение короля» (he Lord of the Rings: The Return of the King) одержала победу во всех одиннадцати номинациях, где была представлена (прежде такое количество статуэток доставалось лишь «Бен-Гуру» (Ben-Hur) 1959 года и «Титанику» (Titanic) 1997-го).

Кейт тогда своего «Оскара» не получила, но он достался ей уже 2004 году, когда в прокат был выпущен «Авиатор» Мартина Скорсезе (The Aviator). В байопике о жизни эксцентричного миллионера и пионера американской авиации Говарда Хьюза (его сыграл в этот раз оставшийся без «Оскара» Леонардо Ди Каприо) Бланшетт исполнила роль его невесты, легенды Голливуда Кэтрин Хепберн (признанной Американским институтом кино величайшей актрисой в истории американского кино), на которой Хьюз так и не женился, но с которой долгие годы после расставания поддерживал теплые отношения. Как второплановая актриса Бланшетт получила тогда не только «Оскара», но и BAFTA, а также премию Гильдии киноактеров США.

Кейт Бланшетт: «Раньше я все думала: ну зачем вся эта суета вокруг “Оскара”! Хорошо, награжденные фильмы могут собрать кассу побольше, но актеры-то что так переживают! А потом сама включилась в это безумие. Кому нужна суета вокруг “Оскара”? Да моей маме! Она так за меня болела! А я болела за нее. Но я никогда не хотела быть Еще Одной Большой Голливудской Звездой». (Psychologies)

В 2007 году, спустя почти 20 лет после прославившей ее «Елизаветы», 38-летняя Кейт вновь перевоплотилась в Елизавету I в биографической драме все того же Шекхара Капура «Золотой век» (Elizabeth: The Golden Age). Эта работа принесла ей новые номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.

В декабре 2008 года, когда в копилку ее фильмографии также добавились драма Тодда Хэйнса «Меня там нет» (I'm Not There) по мотивам биографии американского музыканта Боба Дилана, где Бланшетт перевоплотилась в вымышленного персонажа Джуд Куинн, и приключенческий боевик Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull), где она сыграла Ирину Спалько, на голливудской «Аллее славы» появилась именная звезда актрисы.

Кейт Бланшетт: «Я живу в мире, где все относительно. Работа, успех? То, что я считала своими достижениями, не раз оказывалось на полу в монтажной – в отходах съемочного процесса. Люди, которых мы считали близкими, могут отдаляться – не почему-то, а просто жизнь… Жизнь – не фильм». (Psychologies)

В 2012–2014 годах Кейт появилась в приквеле «Властелина колец» – трилогии «Хоббит» (экранизация повести Джона Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»), над которой также работал Питер Джексон. Но успеха «Властелина колец» приквелу повторить не удалось.

Но именно в этот период, когда «Хоббит» не оправдал завышеных ожиданий зрителей и создателей, актриса получает свой второй «Оскар» – за фильм Вуди Аллена «Жасмин» (Blue Jasmine), где она играет Жанетт («Жасмин») Фрэнсис – истеричку и алкоголичку, в одночасье потерявшую все: мужа, дом, финансовое благополучие и вынужденную просить «убежища» у младшей сестры. Критики назвали эту роль одной из лучших в карьере Бланшетт, которая была удостоена за нее большого количества наград, включая «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, премии Гильдии киноактеров США, Национального общества кинокритиков США, Общества онлайн-кинокритиков США и т. д.

В конце 2018 года Кейт (взяв маму и мужа) на несколько дней с частным визитом приезжала в Москву, где ее видели и в отеле Ritz на Тверской, и в Театре наций (здесь как раз давали «Сказки Пушкина» в версии американского режиссера Роберта Уилсона), и в Большом театре (кинозвезда смотрела русскую балетную классику – «Щелкунчик»).

В январе 2023 года Бланшетт завоевала очередной, уже четвертый по счету, «Золотой глобус» – за фильм «Тар» (Tar) «молчавшего» больше 15 лет Тодда Филда, где она сыграла главную роль. На этом фоне, как гром среди ясного неба, неделю спустя от обласканной критиками актрисы прозвучали резкие слова в адрес премии «Выбор критиков», учрежденной американской Ассоциацией кинокритиков вещательных компаний и считающейся своего рода репетицией «Оскара», который вручается следом. Выйдя получать награду за «Тар», звезда вдруг заявила о необходимости изменить давно заведенные «патриархальные» порядки и отменить конкуренцию между талантливыми актрисами, заодно прекратив и трансляцию «этой гонки» по телевидению. О талантливых актерах, режиссерах и прочих участниках съемочного процесса Бланшетт не сказала ни слова.

Кейт Бланшетт: «Не могу поверить, что я здесь. Это нелепо <…> Почему бы нам просто не сказать, что было множество женских ролей, которые находятся в согласии и диалоге друг с другом?»

После этого «демарша» многие засомневались в том, что, завоевав «Золотой глобус», считающийся своего рода репетицией «Оскара», 53-летняя актриса может надеяться в предстоящем марте на третью в своей жизни статуэтку (выдача которой строится на тех же принципах, что и «Выбор критиков», да и все прочие кинопремии).

Сомнения оказались небеспочвенными. «Оскара» американские киноакадемики Кейт не дали (не помог даже наряд от Louis Vuitton), отдав предпочтение ее конкурентке из Малайзии Мишель Йео, исполнившей главную роль в комедийном боевике Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта «Все везде и сразу» (Everything Everywhere All at Once). Для 60-летней актрисы этот «Оскар» стал первым в карьере.

Для команды, создававшей «Все везде и сразу», церемония 2023 года вообще оказалась очень удачной: фильм, претендовавший на 11 статуэток, получил семь, в том числе самую главную – в категории «Лучший фильм». Для «Тара» с Бланшетт в главной роли, напротив, она принесла одно лишь разочарование. Из-за слов ли Кейт или по каким-то иным причинам, картина, номинированная на «Оскар» в шести категориях, не одержала ни одной победы.

Тем не менее, поклонники актрисы продолжают ждать ее новых работ. И скоро они обязательно появятся. В их числе – телесериал «Все совпадения случайны» (Disclaimer), над которым по заказу Apple TV+ работает Альфонсо Куарон (известный не только своими неоднократными номинациями на «Оскар», но и тем, что он был режиссером одного из фильмов «поттерианы» – «Гарри Поттер и узник Азкабана» (Harry Potter and the Prisoner of Azkaban)). Изначально премьера психологического триллера по роману Рене Найт была намечена еще на осень 2022 года, но затем ее перенесли на более поздний срок, и теперь называется дата 23 марта 2023-го.

Также на 2023 год анонсирован выход драм «Новый мальчик» (The New Boy) Уорвика Торнтона и «Инструкция для уборщицы» (A Manual for Cleaning Women) Педро Альмодовара. В обеих у Бланшетт – одна из ключевых ролей, а в «Новом мальчике» кинозвезда выступает еще и как продюсер.

Кейт Бланшетт: «Смотрю иногда на актрис в Голливуде, в Нью-Йорке – они, как молью, побиты страхом. Страхом состариться, перестать быть привлекательными. Отсюда ботокс. Ботокс – это страх, вводимый шприцем… Дорогие, да ведь смерть не становится менее неотвратимой от того, что ваши лица неподвижны!» (Psychologies)

Личная жизнь

Уже больше 25 лет Кейт Бланшетт замужем за своим коллегой, австралийским сценаристом Эндрю Аптоном, с которым она познакомилась на съемках. Сначала, правда, они очень друг другу не понравились и целый год изводили друг друга презрением и придирками, но потом, на репетиции чеховской «Чайки», вдруг поняли, что, оказывается, созданы для того, чтобы быть вместе. Пара поженилась в 1997 году и с тех пор не расстается.

Кейт Бланшетт: «Мы с Эндрю встретились в каком-то публичном месте, он был с тогдашней своей подругой, я ее знала, и она мне очень нравилась. А вот мы с Эндрю друг другу не понравились: он мне показался заносчивым, а я ему – холодной и равнодушной. Но потом мы встретились снова и опять же случайно, Эндрю заговорил о Тургеневе, о “Месяце в деревне” – очень тонкой и очень печальной вещи… И все. Этого было достаточно. Очень скоро мы поженились». (Psychologies)

У супругов четверо детей – три родных сына (Дэшил Джон, Роман Роберт и Игнатиус Мартин) и одна приемная дочь (Эдит Вивиан Патриша). Самому старшему из мальчиков в 2022 году исполнился 21 год. Младшая в семье – единственная девочка, ей в 2022 году исполнилось семь.

Кейт Бланшетт: «Мне всегда хочется, чтобы он был рядом. Когда я еду сниматься, моя семья <…> тоже снимается с места и едет со мной <…> Разве плохо зависеть от любви? Разве нужна независимость от нее?..» (Psychologies)

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Российские и зарубежные сериалы октября 2024 года: что обязательно стоит смотреть 07:40, 01.10.2024
Пограничное расстройство. Рецензия на фильм «Бордерлендс» 15:48, 09.08.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через