Читайте нас в Telegram
Реклама

Вуди Аллен (Woody Allen) – оскароносный американский режиссер, сценарист, актер и музыкант.

Биография и карьера

Вуди Аллен (настоящее имя – Аллен Стюарт Кенигсберг) родился 1 декабря 1935 года в нью-йоркском районе Бруклин, где и прошли его детские годы.

Рос мальчик в самой обычной и далекой от искусства семье. Его отец, ювелир по профессии, частенько был вынужден подрабатывать официантом. Мать трудилась бухгалтером. Оба были американцами в первом поколении – детьми эмигрантов. Бабушки и дедушки будущего режиссера переехали в США из Австрии и Литвы, и очень долго их маленький внук говорил исключительно на идише, как это было принято в семье, где было два «официальных» языка – идиш и немецкий.

До восьми лет Аллен учился в еврейской школе и только потом перешел в обычную. Воспоминания о ней остались у Аллена весьма противоречивые: с одной стороны, над ним смеялись и обзывали «рыжим», а с другой, он отлично играл в бейсбол и баскетбол и завел много друзей, которых еще и развлекал своими фокусами.

Вуди Аллен: «Когда меня отправили в многоконфессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий».

Аллен был не единственным ребенком в семье – младшая сестра Летти впоследствии занялась продюсированием его фильмов.

Первый творческий опыт был спонтанным. Чтобы заработать денег, мальчик решил писать юмористические заметки в газету. Именно тогда он и взял себе псевдоним Вуди Аллен, под которым и стал известен всему миру.

Псевдоним – дань уважения американскому джазмену Вуди Хармену, ведь Аллен (о чем знают не все) – большой поклонник джаза и классической музыки, сам отлично играет на кларнете и даже выступает в клубах и на фестивалях. Вместе с оркестром New Orleans Jazz Band он в 2011 году съездил на свои первые гастроли в Польшу, записал два студийных альбома, а в 2008 году в оперном театре Лос-Анджелеса собственноручно поставил оперу Джакомо Пуччини «Джанни Скикки». Несмотря на то, что никогда прежде Аллен не только не ставил оперы, но и вообще не брался за чужие пьесы, этот опыт был высоко оценен критиками.

Вуди Аллен: «Все, что я пишу, если только это не комедия, всегда имело связь с Теннесси Уильямсом, который был для меня большим вдохновением, а также с Юджином О'Нилом. Я постоянно вижу эти влияния в моей работе. Если вы хорошо знаете Юджина О'Нила, вы тоже можете проследить его влияние на меня». («Кинопоиск»)

Однажды газетные шутки начинающего юмориста попались на глаза популярному американскому комику Милту Кэмену, который поспособствовал тому, чтобы Вуди взяли в популярное юмористическое шоу.

Окончив школу, Вуди поступил в университет Нью-Йорка на курс коммуникации и кинематографии, но хорошего студента из него не вышло: вскоре он был исключен за неуспеваемость по кинематографии. Но парень не отчаялся и решил, что его призвание – писать юмористические пьесы. Поэтому, недолго думая, он устроился работать к известному комику Герберту Шрайнеру. Вскоре он уже готовил материал для ключевых американских юмористических ток-шоу, таких как «Шоу Эдда Салливана» и «Вечернее шоу». Там Вуди заработал себе хорошую репутацию, и его стали приглашать писать сценарии для других проектов. К тому же, в 1961 году он начал выступать как стендапер.

Дебют Вуди состоялся в клубе «Дуплекс» в Нью-Йорке. Со своим амплуа интеллектуала-неврастеника он вскоре стал очень популярен и был засыпан приглашениями в телешоу. Параллельно Аллен писал рассказы и издал четыре сборника пьес («Сводя счеты», «Без перьев», «Побочные эффекты» и «Чистая анархия»). На Бродвее по его пьесам ставили пользовавшиеся успехом спектакли. Например, постановка «Не пейте эту воду!» выдержала 598 повторов.

Вуди Аллен: «Люди думают, что я интеллектуал, потому что я ношу эти очки, и они думают, что я большой художник, потому что мои фильмы теряют деньги. (Смеется.) Это отличный образ, но это не я. Я беру пиво и включаю по телевизору футбол. Я не лежу на диване с книгой о датской философии». («Кинопоиск»)

В кино Вуди попал как сценарист и актер, когда ему предложили доработать сценарий к картине «Что нового, кошечка?» (What's New Pussycat) и заодно сыграть в ней одну из ролей. Опыт оказался успешным, так что затем он работал еще в нескольких чужих проектах – переписывал сценарии и снимался в эпизодических ролях, но, будучи перфекционистом, вскоре пришел к выводу: кино, чтобы оно было хорошим, нужно снимать самому.

Первой полноценной режиссерской работой Аллена стала вышедшая на экраны в 1969 году криминальная комедия «Хватай деньги и беги» (Take the Money and Run), где он (на пару с Джанет Марголин) сыграл главную роль. В дальнейшем Вуди вообще взял в привычку сниматься у себя самого и нередко в главных ролях (в отличие от наших Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая, позволявших себе исключительно эпизоды). В удовольствии лишний раз мелькнуть на экране он не отказывал себе до самых преклонных лет. Последняя на сегодня главная роль Аллена – оперный режиссер на пенсии в его собственных «Римских приключениях» (To Rome with Love). Когда в 2012 году лента вышла на экраны, кинорежиссеру было уже далеко за семьдесят.

Не отказывал он и коллегам. Снимался у Херберта Росса в «Сыграй это еще раз, Сэм!» (Play It Again, Sam), у Мартина Ритта в «Подставном лице» (The Front), у Джона Туртурро в «Под маской жиголо» (Fading Gigolo) и у Софи Леллуш в «Париже-Манхэттене» (Paris-Manhattan), где изображал самого себя в качестве объекта обожания молодой парижанки. В общей сложности режиссер сыграл в кино около 40 ролей.

В основе большинства фильмов Аллена его собственные сценарии. Сценарий к своим первым картинам он написал в соавторстве с другом детства Мики Роузом. Хотя позднее творческие пути Вуди и Мики разошлись, и последний начал сотрудничать с другими режиссерами, их дружба продолжалась всю жизнь и закончилась только со смертью Роуза в 2013 году.

Вуди Аллен: «Когда я только начинал снимать фильмы, то не мог писать для женщин. Я писал для мужчин, всегда для мужчин. А потом я вступил в отношения с Дайан Китон. Мы прожили вместе пару лет и остались близкими друзьями на всю жизнь. Я был так впечатлен ею, всем в ней, что начал писать для нее. Я начал писать роли для женщин из-за Дайан. Я начал смотреть на людей глазами женщины и наслаждаться этим. Я обнаружил, что женские персонажи для меня интереснее мужских. У женщин на экране больше сложностей, больший спектр эмоций». («Кинопоиск»)

Первые работы маэстро – эксцентричные комедии с грубоватыми шутками и пародиями: «Бананы» (Bananas), «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (Everything You Always Wanted to Know About Sex But Were Afraid to Ask) и т. д.

Поворотным для режиссера стала трагикомедия «Энни Холл» (Annie Hall), за которую он получил множество престижных наград (сегодня картина занимает 35 место в сотне лучших фильмов по версии Американской киноакадемии и четвертое – в сотне лучших комедий). Картина принесла Аллену его первый персональный «Оскар». А точнее – сразу два: в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».

Вуди Аллен: «Радость от создания фильмов разная для каждого человека. Один режиссер взволнован, когда закончил фильм и может показать его публике, а другой делает это ради денег. Кто-то, как я, например, делает это, чтобы получать художественное наслаждение. Мне нравится этот процесс. Я не забочусь о деньгах, у меня их никогда особо и не было. Очень часто я вкладывал всю полагающуюся мне оплату в картину, чтобы она получилась лучше, чтобы я мог заново снимать сцены, дорабатывать их. Бывало, что целый год я работал бесплатно. И я не забочусь о наградах или о том, что люди говорят о моих картинах, будь то критики или публика. Для меня главное – это чтобы я сам был доволен тем, что сделал». («Кинопоиск»)

В дальнейшем он получил еще два – за сценарий к «Ханне и ее сестрам» (Hannah and Her Sisters) 1986 года и к «Полночи в Париже» (Midnight in Paris) 2021-го. При этом почти каждый фильм режиссера удостаивался номинации на «Оскар» или завоевывал какую-нибудь иную престижную кинопремию (будь то американский «Золотой глобус», британская BAFTA или французский «Сезар»).

Сам Аллен, впрочем, на Голивудский бульвар за наградой никогда не являлся, все свои статуэтки сразу же переправляя родителям.

Вуди Аллен: «Когда мне было лет двенадцать, я фантазировал: как же это волшебно — ходить на премию «Оскар», выигрывать награды! Ты, такой успешный, окружен блестящими мужчинами и прекрасными женщинами, и вы вместе гуляете по ночным клубам. Но потом ты вырастаешь и обнаруживаешь, что удовольствие не в наградах за работу, а в самой работе». («Кинопоиск»)

В 1980-х годах режиссер отошел от комедийного жанра, увлекшись философскими (и не всегда веселыми) размышлениями. Среди работ тех лет – «Звездные воспоминания» (Stardust Memories), «Преступления и проступки» (Crimes and Misdemeanors), «Сентябрь» (September).

В 1990-е на экраны вышли такие хиты, как «Все говорят, что я люблю тебя» (Everyone Says I Love You), «Пули над Бродвеем» (Bullets Over Broadway), «Сладкий и гадкий» (Sweet and Lowdown), «Разбирая Гарри» (Deconstructing Harry), «Знаменитости» (Celebrity).

В новом веке режиссер вернулся к жанру эксцентричной комедии и представил на суд зрителей «Мелких мошенников» (Small Time Crooks), «Голливудский финал» (Hollywood Ending), «Кое-что еще» (Anything Else), «Мелинду и Мелинду» (Melinda and Melinda), «Матч-Поинт» (Match Point), «Вики, Кристину, Барселону» (Vicky Cristina Barcelona) и «Будь что будет» (Whatever Works).

В 2010 году Аллен снял фильм «Ты встретишь таинственного незнакомца» (You Will Meet a Tall Dark Stranger), главные роли в котором сыграли Антонио Бандерас, Джош Бролин и Энтони Хопкинс. Следующей его работой стала «Полночь в Париже», которая имела большой успех в прокате, заработав более 150 млн долларов. Затем последовали «Римские приключения» и в 2013 году «Жасмин» (Blue Jasmine), принесший «Оскара» (второго по счету) исполнительнице главной роли Кейт Бланшетт.

Вуди Аллен: «Я нанимаю людей, которые заведомо очень хороши в своем деле. Не нужно большого ума, чтобы выбрать Кейт Уинслет или Джастина Тимберлейка. Я нанимаю их, а затем стараюсь не слишком мешать им, не слишком полагаться на какое-то мое изначальное видение. Я просто позволяю им делать то, что они делают, что заставляет зрителей полюбить их. Я не хочу сидеть на Олимпе и с его высоты вещать: “Не делайте это. Делайте это вот так-то”. Неважно, что я себе думаю – очень, очень часто они не делают так, как я себе представлял. И в итоге получается намного лучше, потому что для них это более естественно». («Кинопоиск»)

В 2014 году Аллен получил «Золотой глобус» за вклад в мировое киноискусство. Вообще же в разные годы он не раз признавался одним из величайших и самых влиятельных режиссеров современности.

В том же 2014-м вышла его лирическая трагикомедия «Магия лунного света» (Magic in the Moonlight), а потом – «Иррациональный человек» (Irrational Man), «Светская жизнь» (Café Society) и «Колесо чудес» (Wonder Wheel), а также первый в режиссерской практике Аллена сериал – «Кризис в шести сценах» (Crisis in Six Scenes), в котором он также являлся сценаристом и исполнителем главной роли.

Эксклюзивная премьера сериала состоялась в 2016 году на Amazon Video, но еще до нее Аллен заявил, что продолжения ждать не стоит, и признался, что работа была «очень, очень сложной» и что он жалеет о своем решении буквально «каждую секунду» с тех пор, как на нее согласился.

Окончив работу над сериалом, Аллен с облегчением вернулся к «полному метру» и в 2019 году представил свой «Дождливый день в Нью-Йорке» (A Rainy Day in New York), в котором главные роли сыграли Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг, Селена Гомес и Джуд Лоу.

Вуди Аллен: «Если людям фильм понравится, это будет восхитительно. Если критикам понравится – восхитительно! Если нет, меня это не расстроит. В любом случае моя жизнь от этого не меняется. Если фильм успешный, я не становлюсь моложе, здоровее или что-то еще. Со мной ничего существенного не происходит. Если фильм неудачен, со мной тоже ничего не происходит». («Кинопоиск»)

В 2020 году на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне была презентована его новая комедия «Фестиваль Рифкина» (Rifkin’s Festival) с Уоллесом Шоуном, Джиной Гершон и Луи Гаррелем. Место премьеры было выбрано неслучайно – события в фильме разворачиваются именно в этом курортном городке в испанской Стране Басков.

Еще до выхода картины Аллен в своих интервью стал говорить о том, что подумывает о «пенсии». Дескать, снимет еще парочку фильмов и уйдет на покой – писать книги.

Вуди Аллен: «Многие уверены, что я посвящаю всего себя работе, в то время как на самом деле это вообще не про меня. Я провожу много времени, играя на кларнете, это да. Еще я много смотрю спорт по телевизору и гуляю с женой. Я ленив, а люди думают, что я трудоголик». («Кинопоиск»)

После премьеры поклонники даже начали переживать, что больше ничего от кумира не дождутся, но были рады ошибиться: 4 сентября 2023 года на Венецианском международном кинофестивале он показал еще один свой фильм – романтический триллер «Великая ирония» (Coup de chance), необычный, во-первых, актерским составом (актеры – почти сплошь французы), а, во-вторых, языком повествования (это первый фильм Аллена на французском языке).

Публика приветствовала мастера трехминутными овациями, которые так его растрогали, что заставили поспешно ретироваться со сцены, чтобы тайком утереть набежавшую слезу.

Вуди Аллен: «Ты всегда стараешься сделать отличный фильм, потрясающий фильм – и всегда терпишь неудачу и никогда не достигаешь совершенства. Но ты, падая и спотыкаясь, все равно ползешь в эту гору и прилагаешь все усилия, чтобы достичь вершины. Фильм за фильмом». («Кинопоиск»)

«Великая ирония» стала юбилейной полнометражной лентой Аллена – пятидесятой по счету и, по всей вероятности, финальной в его кинокарьере. Он давно хочет написать роман и теперь, когда легенде под девяносто и для кинематографа сделано так много, пришло самое время вплотную поразмышлять над сюжетом.

Вуди Аллен: «Если тебе не нравится твоя работа или ты занимаешься ею в надежде стать знаменитым, разбогатеть, стать художником, то тогда ты совершаешь ошибку». («Кинопоиск»)

Личная жизнь

Первая жена режиссера – пианистка Харлин Розен, с которой он познакомился на джазовом концерте, где играл на саксофоне. Пара поженилась 15 марта 1956 года в Голливуде. После свадебной церемонии супруги переехали в Нью-Йорк, где Вуди занялся написанием шуток для различных шоу, а Харлин изучала философию.

Супруги прожили вместе пять лет, после чего с большим скандалом развелись. Позже Вуди Аллен неоднократно рассказывал интимные подробности и давал нелицеприятные комментарии в СМИ об их отношениях, а бывшая жена неоднократно подавала на него за это в суд.

Второй женой Вуди Аллена стала американская актриса Луиза Лассер, с которой он прожил вместе всего три года с 1966-го по 1969-й. Она снялась в нескольких фильмах маэстро, таких как «Хватай деньги и беги», «Бабаны», «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» и «Звездные воспоминания». В 1969 году пара развелась, после чего Вуди старался избегать серьезных отношений до конца 1990-х годов.

У режиссера были романтические отношения с популярной американской актрисой Дайан Китон, с которой он сблизился в 1970 году после спектакля «Сыграй это снова, Сэм». Несмотря на короткий период отношений, между Алленом и Китон возник прочный рабочий дуэт. Их дружба и успешные рабочие отношения длились много лет, а актриса успела сняться в десятках фильмов кинорежиссера, среди которых значатся «Спящие», «Любовь и смерть», «Интерьеры», «Дни радио» и «Загадочное убийство на Манхэттене». В 1977 году режиссер снял фильм «Энни Холл», названный настоящим именем актрисы Дайан Китон. Кроме того, в картине присутствует много эпизодов из их биографии. Главную роль в фильме сыграла сама актриса. По словам Аллена, он считает этот фильм «поворотным моментом» в развитии его авторского стиля. Сама картина получила преимущественно положительные отзывы критиков и стала лауреатом множества престижных премий.

В 1980 году режиссер познакомился с не менее популярной американской актрисой Миа Фэрроу, которая также сыграла в тринадцати его фильмах, из которых можно выделить «Зелиг», «Пурпурная Каира» и «Ханна и ее сестры». Пара прожила вместе около 12 лет, но так и не узаконила свои отношения. У Аллена и Фэрроу есть общий сын – Ронан Фэрроу – и двое приемных детей – дочь Дилан и сын Мозес. В 1992 году пара рассталась. Разрыв отношений сопровождался большими скандалами и судебными процессами. Вуди Аллену было отказано в возможности видеть своих приемных детей, а встречи с родным сыном были строго ограничены. Сын Мозер, которому на тот момент было 15 лет, отказался видеться с отцом и даже пытался аннулировать документы об его усыновлении. Однако в 36 лет Мозес изменил свое мнение об отце и возобновил общение с ним.

Вуди Аллен: «Я просто предпочитаю женщин. Мне даже больше по душе, когда интервью у меня берет не мужчина, а женщина. Вообще вокруг меня – сплошные женщины. Наверное, они мне нравятся потому, что в детстве я получил женское воспитание… Мне случалось делать вид, что я прекрасно разбираюсь в древнегреческих философах или являюсь горячим поклонником Родена, чтобы поддержать разговор или понравиться женщине».

Самый громкий скандал режиссера был вызван тем, что он сначала встречался с приемной дочерью Фэрроу и ее бывшего мужа Сун-И Превен, связь с которой и послужила их причиной расставания. В 1993 году Фэрроу официально заявила, что Аллен должен быть обвинен в растлении малолетних, но доказательств этому представлено не было.

В 1997 году Аллен и Сун-И Превен поженились, а позднее удочерили двух девочек – Беше и Мэнзи, названных в честь джазовых музыкантов Сиднея Беше и Мэнди Джонсона.

Вуди Аллен: «У нее очень властная, сильная натура. Она очень компетентна, а я слишком некомпетентен. (Смеется.) Я не могу канал на телевизоре переключить, не позвонив ей в ее комнату. Она командует персоналом, управляет домом и ведет денежные дела. Я получаю от нее небольшое пособие – 35 долларов каждые две недели. (Смеется.) И у меня никогда с этим не было проблем на самом деле. Я могу спокойно работать, поскольку я уверен, что она прекрасно управляется со всем остальным». («Кинопоиск»)

В 2013 году появились слухи, что настоящим отцом Ронана Фэрроу является Фрэнк Синатра – первый муж Мии Фэрроу. Об этом призналась сама Фэрроу.

В феврале 2014 года приемная дочь Вуди Аллена Дилан заявила о том, что в детстве подвергалась сексуальным домогательствам со стороны отца. Сам режиссер отрицал все обвинения. Это заявление вызвало множество скандалов, не обойдя стороной дальнейшую репутацию и карьеру режиссера.

Вуди Аллен: «Наш бизнес изобилует слухами. Но я никогда не слышал никаких конкретных ужасных историй, никто никогда не приходил ко мне и не рассказывал мне их. Они этого не делают, потому что меня это не интересует. Я заинтересован только в том, чтобы снять свою картину». («Кинопоиск»)

Все эти личные и семейные перипетии послужили основой для скандально известного документального мини-сериала «Аллен против Фэрроу» (Allen v. Farrow), который в 2021 году показал телеканал HBO. Вуди и Сун-И проделанная Кирби Диком и Эми Зиринг Кофман работа предсказуемо не понравилась.

Вуди Аллен и Сун-И Превен: «Этих документалистов не интересовала правда. <…> Этот дрянной хит может привлечь внимание, но сути дела это не меняет».

Фильмография (избранное)

  • Пурпурная роза Каира (1985)
  • Бродвей Денни Роуз (1984)
  • Зелиг (1983)
  • Звездные воспоминания (1980)
  • Манхэттен (1979)
  • Интерьеры (1978)
  • Энни Холл (1977)
  • Любовь и смерть (1975)
  • Спящий (1973)
  • Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить (1972)
  • Сыграй это еще раз, Сэм! (1972)
  • Бананы (1971)
  • Кошечка, кошечка, я люблю тебя (1970)
  • Не пейте воду (1969)
  • Хватай деньги и беги (1969)
  • Казино Рояль (1967)
  • Что случилось, тигровая лилия? (1966)
  • Что нового, кошечка? (1965)
  • Актер
  • Сыграй это еще раз, Сэм! (1972)
  • Что нового, кошечка? (1965)
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.



Константин Богомолов играет великолепного мерзавца. Рецензия на сериал «Кеша должен умереть» 23:35, 29.11.2023
Российские и зарубежные сериалы сентября 2023 года: что обязательно стоит смотреть 16:17, 04.09.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через