Наряжать елку Сталин разрешил в 1935 году
С 29 октября на канале «Россия 1» премьера детективного сериала «Дело следователя Никитина».
С 29 октября на канале «Россия» премьера детективного сериала «Дело следователя Никитина» режиссера Валерия Ускова («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Ермак», «Две судьбы», «На солнечной стороне улицы»).
Действие фильма разворачивается в Москве в 1935 и 1936 годах.
Главные герои — молодые следователи Московской прокуратуры Андрей Никитин (Анатолий Руденко), Евгений Россомахин (Александр Волков) и Михаил Бурлаков (Дмитрий Янышевский) — занимаются расследованием громких преступлений. Московская городская прокуратура, по сюжету, организована всего два года назад — следователи еще не успели притереться друг к другу. Впрочем, и самому прокурору Москвы Филиппову (Станислав Эрклиевский) в день его назначения исполнилось всего 28 лет, так что он тоже пока не представляет, что важнее для новой структуры — надзор за работой правоохранительных органов или же следственная работа.
Хотя весь довоенный архив Московской прокуратуры был полностью уничтожен в 1941 году, все восемь дел, о которых рассказывается в телесериале, реальны.
Корреспондент «Вокруг ТВ» побывал на съемочной площадке сериала «Дело следователя Никитина».
…В павильоне выстроены декорации — тюремные камеры с нарами. На дверях камер — настоящие засовы и замки.
Рядом — следственный кабинет, а по соседству — обычная для середины 30-х годов прошлого века двухкомнатная коммуналка с кухней и окнами, разрисованными «морозцем». За ними во время съемки идет красивый снежок из пенопласта.
Дом главных героев находится на Дербеневской улице (в те годы — пролетарский район), поэтому окна квартиры выходят на кирпичную трехэтажку, которую за два часа «построил» питерский художник Василий Распопов.
Именно благодаря его усилиям на проекте присутствуют атрибуты того времени — из Питера в Москву Василий пригнал два грузовика, наполненных различными предметами 30-х годов.
К слову, Распопов еще и сыграл в сериале художника Васю: его герой выносит из музея картины-оригиналы, которые потом художники копируют и выдают за настоящие.
Заходим на кухню «коммуналки». Там режиссер Валерий Усков.
— Смотрите, вот подстаканники, керосинки, чашки, ложки, посуда, денежные купюры, немецкий сигнальный фонарь,
даже ножницы того времени… А вот репродуктор — он в те годы был на каждой кухне.
Усков подходит к кладовке и открывает дверь:
Кстати, на керосинке уже готовится какой-то суп, и режиссер снимает пробу.
…Сегодня работа идет над несколькими сценами. Одна из них — подготовка и встреча Нового года.
— Накануне 1936-го ЦК постановил отмечать Новый год в СССР, — рассказывает второй режиссер проекта Юрий Купавых. — Издал особое постановление и даже прописал, какие персонажи должны участвовать в новогодних елках: Снегурочка, Дед Мороз, Волк, Заяц, Лиса, Звездочет, Снежинки и почему-то украинка и украинец. До этого украшать елки на Новый год запрещали. Это считалось буржуазным явлением и связывалось с религиозными верованиями. На нашем проекте часть игрушек воссоздавалась вручную: посмотрели архивные фотографии, что-то изготовили из ваты, что-то — из картона.
Ну а блюда на Новый год изысканностью не отличались. Наши герои, простые труженики, живут в коммуналке. На их столе — картошка, селедка, черный хлеб, капуста, водка, бутылка шампанского… А у представителей власти, к примеру, у Ежова, стол по-настоящему праздничный — даже с икрой.
— Наш детектив — о первых шагах московской прокуратуры, — продолжает режиссер сериала Валерий Иванович Усков. – Наша история имеет реальную подоплеку. Следователь Никитин начинает скандальное дело о гибели поэта Дементьева, в котором замешаны правительственные круги. Его просят не влезать туда, но он все равно пытается найти убийцу. Параллельно с этим делом показана и жизнь прокуратуры, повседневная работа. В то время шла страшная борьба между НКВД и прокуратурой. В одной из сцен Ежов спрашивает Никитина: «Сколько у вас в прокуратуре работает человек?» Никитин отвечает: «Восемнадцать, а вместе с обслуживающим персоналом — 38». «А в НКВД — сто тысяч, — отрезает Ежов. — Так что же вы лезете к нам?!» К слову, в сериале играет наш второй режиссер Юрий Купавых. У Юры взгляд воровато-положительный. Не поймешь, за «красных» он или за «белых». Играет наблюдателя, роль без слов — все время следит за Никитиным. Ведь скоро 1937 год — начало чудовищных репрессий.
Параллельно с уголовными делами в фильме будет присутствовать обязательная атрибутика тех лет — песни, демонстрации…
Съемки начались в сентябре 2011 года. Режиссеру хотелось показать разную Москву, но очень сложно было снимать натуру в столице: построек 30-х годов осталось мало, а улицы наводнены рекламой, современными автомобилями, на окнах домов — кондиционеры. Поэтому приходилось все ненужное убирать на компьютере. Снимали на Солянке, в районе Китай-города, Басманной, Софийской набережной, ДК ЗИЛ и, конечно, не забыли про знаменитый дом на Набережной. Киношники старались использовать при съемках все здания в стиле конструктивизма.
— У нас много молодых актеров, — рассказывает Усков. — У меня даже были небольшие столкновения с продюсерами проекта: их интересовали медийные лица, а я провел кастинг и понял, кто должен играть наших героев. В итоге мы по-человечески договорились. И сегодня с уверенностью заявляю, что никто из актеров не попал в этот проект по ошибке. Все хорошо и серьезно работают. Что касается работы, я всегда говорю «мы». С моим постоянным соавтором Владимиром Краснопольским мы всю жизнь идем рядом: родились в одно время, ходили в один и тот же детский сад, потом десять лет в одной школе, пять лет в университете, потом пять лет во ВГИКе, жили в одной комнате и вместе снимали все картины. А сейчас решили работать отдельно, но в титрах ставим две фамилии (как это было в школьном журнале) — Краснопольский и Усков. И в этом сериале тоже будут две фамилии.
…Начинается съемка очередной сцены на кухне с участием супругов Бурлаковых (Ольга Родина и Дмитрий Янышевский). Они собираются в гости к соседям на день рождения, берут шампанское, а Михаил Бурлаков прихватывает еще и бутылку водки, которую засовывает во внутренний карман пиджака.
Жена замечает «проделку» мужа:
— А ну, положь! Положь, я сказала! Миша, ты мне ведь честное партийное слово давал!
— Не могу я твое шампанское пить, у меня газики от него в голове.
— Я тебе покажу «газики»!
В итоге Бурлаков ставит бутылку водки на стол и говорит жене:
— Только ради тебя!
Дублей при съемках этой сцены было предостаточно. Актеры все время начинали смеяться в середине эпизода, съемку останавливали, потом режиссер снова командовал: «Мотор!».
Родина: Дима, ну что ты колешься?!
Янышевский: Я не колюсь! (И опять смеется).
Родину даже ставят спиной к актеру, чтобы они не смеялись. В конце концов сцену снимают, но тут оператор Бахадыр Юлдашев, с которым Усков уже работал на проекте «На солнечной стороне улицы», замечает, что фольга на бутылке шампанского желтая, а должна быть белой,
как в прошлой сцене:
— Ничего не поделаешь, придется переснимать, иначе потом все смеяться будут, — говорит Бахадыр.
…В перерыве подходим к актерам.
— Этот эпизод мы сами с Димой попросили включить в сценарий, — поясняет Ольга Родина. — Моя бабушка деду часто говорила: «Ты мне ведь честное партийное слово давал!» Я вспоминала их, а Дима — своего знакомого, с которого рисует этот образ, поэтому мы смеялись и никак остановиться не могли. Мне очень комфортно на этом проекте. Нравится одежда, прическа, туфли — все! Я всякий раз вспоминаю свою любимую бабушку. Готовясь к роли, много разговаривала с пожилыми людьми, пыталась понять, кем моя героиня могла бы работать в то время. Она, кроме деревни и нищеты, ничего в своей жизни не видела, при этом все время что-то готовит на кухне. Поэтому мне показалось, что она вполне могла бы работать в столовой. Знакомая бабуля рассказала, что в столовых работали в том числе и женщины, которые нарезали для различных блюд овощи. Вот такой «овощерезкой» я себе ее и представила. Этого в кадре никто не увидит, но для меня важно придумать историю героини. По натуре я жуткая зануда, дотошная. Вот этой чертой, думаю, и наградила свою героиню. Если мне что-то надо, могу человеку мозг проесть. По сценарию героиня моя беременна, но об этом пока никто не знает. Только в конце фильма прозвучит фраза, что Бурлакова на майские рожает.
— Мой герой — 30-летний прокурор Михаил Бурлаков, — вступает в разговор актер Дмитрий Янышевский. — Приехал в колхоз раскулачивать, там увидел девушку и сразу влюбился. Привез ее в Москву и женился. Так и живет. Он ироничный, очень сильный, но в то же время мягкий человек. Особенно мягкость его проявляется по отношению к жене. Атмосфера тут хорошая, с партнерами по площадке встретился впервые, но взаимопонимание возникло сразу. А Валерий Иванович Усков всегда поддерживает, даже если что-то не получается, так что при таких условиях плохо работать просто нельзя.
Со слов членов группы, самыми неприятными выдались съемки на Киевском вокзале, куда пригнали паровоз 30-х годов и вагоны. А мороз-то 25 градусов! Но все выстояли, эпизод отсняли.
В актерской комнате ждут выхода на площадку исполнители главных ролей Анатолий Руденко и Ольга Дибцева.
— Очень ответственно играть реальных людей, — говорит Ольга Дибцова. — Я люблю эту эпоху в истории России — она связана с нашими бабушками и дедушками. Поэтому, когда мне предложили роль, очень обрадовалась. Мы играем молодых людей, их жизнь только начинает складываться в преддверии «мясорубки»: грядущих арестов и расстрелов 1937 года. Хотим показать героев из плоти и крови: они были абсолютно такими же людьми, как и мы, — также жили, влюблялись, пели, верили в социалистическую действительность… Они были наивными, но в хорошем смысле этого слова. Моя Надежда Дементьева, вдова поэта Николая Дементьева, сама пишет стихи. Весьма сложный персонаж. Жизнь ее с мужем в последние годы не ладилась. А когда он погибает, она встречает Никитина…
— И влюбляется, — вступает в разговор Анатолий Руденко. — Точнее, наши герои познакомились еще при жизни ее супруга, но скрывали свои отношения. По идее, человек, работающий в силовых структурах, должен быть очень юрким: где-то строгий, где-то мягкий. У меня Никитин немного другой — очеловеченный. Думаю, что в каждую эпоху люди одинаковые, только предлагаемые обстоятельства другие. Я у своей бабушки расспрашивал про 30-е годы. Думал, что все тогда были энтузиастами, верили в светлое будущее. А она мне говорит, что, оказывается, тогда тоже было много злых людей и завистников. Просто тогда люди сплоченнее держались, больше общались. Сегодня у нас нет возможности встретиться с друзьями. Людей интересуют прежде всего деньги…
…Актеры начинают подготовку к сцене встречи Нового года: их герои должны нарядить елку,
жены приготовить праздничное угощение, накрыть на стол. Потом они будут ждать мужей с очередного опасного задания, а те обязательно успеют домой к бою курантов.
— Хорошая атмосфера на съемках — это самое главное, — заключает Усков. — Люди должны приходить на площадку, как на праздник, иначе хорошего фильма не получится. Помню, Ролан Быков** говорил: «Если актеры работают без удовольствия, то и зритель будет смотреть картину тоже без удовольствия».
Сергей Амроян
Фото Лилии Шутовой
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Дело следователя Никитина
Российский детективный телесериал, снятый режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским.Главные роли в...
Читать