16:41, 28.06.2016

Татьяна Миронова: «Мы только учимся снимать»

Продюсер рассказывает без купюр о создании реалити-шоу и особенностях работы с этим форматом в нашей стране.

Генеральный продюсер компании Zamaleev Production Татьяна Миронова, в копилке которой реалити-шоу «Беременные», «Свадебный размер» и другие успешные проекты, раскрывает всю подноготную процесса их создания:

— Идея реалити-шоу или любого другого телепроекта — это чаще всего так называемый формат. Если идея успешно реализовалась в качественный телепродукт, ее обязательно попытаются продать за границу. Большинство реалити-шоу на отечественном телевидении — это как раз истории, которые уже сработали в одной или нескольких странах. Что касается оригинальных форматов, то с ними все гораздо сложнее. Новая идея — всегда риск, на который не все готовы идти. Если формат сработал в пяти странах, то велика вероятность, что и в шестой при грамотной адаптации его также ждет успех. А если идея оригинальная, то это путь в неизвестность. У оригинальной идеи больше шансов лечь на полку телеканала.

Впрочем, и покупные форматы не всегда работают. Возьмем в качестве примера самый дорогой за всю историю развития жанра американский реалити-проект Utopia, оглушительно провалившийся в 2014 году. Несколько стран купили формат еще до того, как он вышел в эфир, потому что за спиной проекта стояло имя Джона де Мола и авторитет телеканала Fox. В итоге спустя три недели проект сократили с двух эфиров в неделю до одного, а через два месяца после премьеры и вовсе закрыли его, хотя изначально было заявлено, что шоу будет идти год. И все это несмотря на то, что создатели проекта — продюсеры с мировым именем, а бюджет только на разработку идеи оценивается в десятки миллионов долларов. А ведь по прогнозам это мог быть новый Big Brother или Survivor

Нет универсальный формулы, действуя по которой, ты соединишь А и Б, и у тебя получится успешный проект. К тому же должна быть профессиональная интуиция — чутье на успех. Но в любом случае окончательное решение о том, давать проекту жизнь или нет, принимает канал. Бывали случаи, когда уже после съемок пилотной серии программа ложилась на полку. Однако, как ни крути, это лучше, чем сворачивать проект после нескольких эфиров, когда производство завершено, в него вложены силы и бюджеты, а проблемные места никто из создателей не увидел. Их увидел только зритель, переключив канал. Вот таких примеров тоже немало. Есть продюсеры, у которых та самая профессиональная интуиция (фирменная чуйка, как мы ее называем) развита до такого уровня, что ничего на полку не уходит. 

Чаще всего идеи рождаются внутри каналов или продакшен-компаний. Но мы открыты предложениям со стороны. Если кто-то придет с крутой идеей и попросит помощи ее реализовать — пожалуйста! Только таких прецедентов еще не было. В основном присылают смешные письма. Мы, конечно, все читаем, но зацепиться там, к сожалению, не за что. Да что говорить о людях со стороны, если мы — те, кто варится внутри, — еще между собой до конца не определились, что такое реалити-шоу в условиях отечественного рынка. Я знаю коллег, которые уверены, что реалити — это когда ты пришел к герою домой и просто тихо снимаешь его с утра до вечера. Но ведь этого недостаточно: реалити — гораздо более глубокий и сложный жанр, с массой собственных механизмов и огромной работой за пределами «просто снимаешь героя». 

Про конкретные примеры. Созданное нами для «Dомашнего» реалити-шоу «Беременные» — это не формат. Идея родилась спонтанно в кабинете генерального директора канала Лики Бланк, и после двух сезонов, думаю, можно утверждать, что идея сработала. Мы начали говорить про беременность открыто, и не языком энциклопедий и медицинских ток-шоу, а по-настоящему, как оно есть на самом деле. Мы рассказали реальные истории: показали роды в разных странах в разных условиях и женщин, которые разделили свой опыт беременности вместе с многомилионной аудиторией.  Вот Тутта Ларсен, героиня первого сезона, изначально не очень доверяла нам, несмотря на глубокую погруженность в тему как с личной, так и с профессиональной стороны, но когда она увидела, что в итоге получилось, то честно сказала: «Простите, что не была с вами до конца открыта, я не думала, что получится настолько круто». После этого с Туттой можно с удовольствием снимать не один сезон: теперь она точно знает, какое общее дело мы проворачиваем.

Люди не привыкли говорить о беременности и родах так — открыто, с любовью и по-честному. Но ведь эта самая важная тема, которую нужно поднимать. Нет ничего более естественного, чем рождение человека. Мы нашли тему, о которой еще не говорили в эфире, и нашли форму, благодаря которой смогли раскрыть идею, поэтому проект сработал! 

Есть еще один тип шоу: когда берется готовый формат и адаптируется. Например, наша версия «Свадебного размера» разительно отличается от украинской, американской, бельгийской версий. Объективно у нас получилось по-другому, но очень круто. Рейтинги и съемки второго сезона — прямое тому доказательство. У нас как у производителя всегда есть возможность в рамках формата реализовать собственные оригинальные идеи, и чаще всего без этого просто не обойтись. «Свадебный размер» — очень хороший пример того, как в проекте осталась ключевая форматная «работающая» идея, но при этом наполнение шоу сделано с обязательным акцентом на уникальных особенностях аудитории. Другой пример — проект «Страшная любовь» для телеканала «CТС Love». Это формат BBC. Мы полностью оставили оригинальную форму, но изменили технологический подход, отказавшись от британских масок в пользу американского производства. В итоге, благодаря техническим изменениям, в отличие от британских, немецких и американских коллег, мы смогли выйти на совершенной иной производственный цикл и запустить ежедневное шоу, чем удивили даже правообладателя, который теперь, после нашего опыта, предлагает новый вариант реализации своего формата. 

В истории отечественного телевидения есть всего несколько примеров, когда права на нашу оригинальную идею покупали другие страны. И это, скорее, относится к сериалам. А программы мы либо покупаем, либо экспериментируем с собственными идеями. Что касается реалити-шоу, то здесь мы все еще «в начальной школе»: если в Америке история работы с жанром насчитывает десятилетия, то у нас все это началось не так давно. И чтобы перечислить продюсеров и редакторов, которые знают и умеют работать в жанре, хватит пальцев на руках. У нас еще не сформирован такой подход к реалити, как в США, Германии или скандинавских странах, где жанр поставлен на поток. Там есть годами отработанные схемы, а мы все тут пока пробуем и приучаем зрителя к этому жанру. Я сейчас не говорю о проектах типа «Взвешенные люди», «Холостяк» или «Последний герой». Это форматы, работающие по очень четкой схеме. А вот реалити-шоу с погружением в чужую жизнь по аналогии с семейством Кардашян мы только учимся снимать. Но я уверена, что очень скоро научимся. 

Пока «Дом-2» — это самое крутое реалити-шоу в отечественном эфире, потому что 10 лет его смотрит вся страна. Неважно, что о нем говорим мы, неважны эпитеты из СМИ и социальных сетей — первичны зритель и его мнение. Вот у «Дома» есть золотая формула. Тут даже грех что-то обсуждать. Я верю, что телеканал ТНТ — в какой-то степени заложник этого проекта, но отказываться от него нельзя. Мне кажется, если вдруг закроют «Дом-2», в глобальную депрессию впадет треть нашей страны. 

Когда мы делали «Каникулы в Мексике», мне казалось, что в «Доме-2» ничего не происходит. Вот у нас-то в проекте настоящий блокбастер, а у них все скучно, однообразно и никакой экзотики. На что моя знакомая из Новосибирска сказала: «Ой, я не знаю… Включила ваши «Каникулы в Мексике» — одни разговоры да тусовки, а вот в «Доме-2» каждый день судьбы людей решаются». И все! И ты не можешь ничего возразить. 

Нам есть куда двигаться и чему учиться и у западных коллег, и друг у друга. Будущее жанра — за настоящими и глубокими историями с оглядкой на современные технологии. Ведь настоящее реалити постоянно происходит без участия телекамер: в «Перископе», «Инстаграме», в других соцсетях и мессенджерах. Нужно всё это соединить, и будет всем счастье! 

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:35, 01.03.2025

Сериал «Ополченский романс» по рассказам Захара Прилепина собрал 1 млн просмотров на PREMIER

Сериал «Ополченский романс» по рассказам Захара Прилепина собрал 1 млн просмотров на PREMIER

Сюжет сериала основан на событиях, происходивших в 2014 году на Донбассе.

Новый драматический сериал «Ополченский романс», снятый по одноименному сборнику рассказов Захара Прилепина, собрал уже 1 млн просмотров в онлайн-кинотеатре PREMIER. Он стал лидером среди сериалов и фильмов военной тематики за 2025 год на платформе. Проект вышел на экраны 18 февраля.

Читайте также

НОВОСТЬ
Актер рассказал, что ему помешало в Голливуде.
ОБЗОР
Порой меланхоличное, порой забавное, а порой — завораживающее кино о жизни, смерти и любви.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Экономим ваше время и рассказываем, кто из экстрасенсов на этот раз отправился на задание.
В Москве пройдет четвертый выпуск фестиваля фэшн-фильмов World Fashion Shorts 07:30, 13.03.2025
В столице пройдет IV Московская неделя моды 18:35, 04.03.2025

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через