Что случилось? Микки Рурк изменился до неузнаваемости
«9 1/2 недель» — 40 лет: как снимали откровенную мелодраму с Микки Рурком и Ким Бейсингер
Один из самых знаменитых фильмов режиссера Эдриана Лайна («Роковое влечение», «Лолита») будоражит чувства зрителей уже четыре десятилетия.
В это трудно поверить, но ставшая впоследствие культовой лента Эдриана Лайна не только с треском провалилась в домашнем прокате, но еще и нарвалась на гневный прием от критиков.
Профессиональная пресса нещадно громила «9 1/2 недель», обвиняя в посредственности и отсутствии химии между актерами на экране. Дошло до того, что эротическая мелодрама заехала на антипремию «Золотая малина» в трех номинациях. Каким-то образом в числе претендентов оказалась даже песня «I Do What I Do». Впрочем, в тот год были настолько «сильные» конкуренты, что вырвать победу у них было невозможно. Ким Бейсингер уступила приз в соответствующей категории Мадонне с ее «Шанхайским сюрпризом», а награда за «Худший сценарий» по итогу ушла кинокомиксу «Говард Утка».

Одной из главных причин первоначального фиаско многие называют то, что лента подверглась жесточайше цензуре в Соединенных Штатах. Под нож блюстителей нравственности попали многие важные для сюжета и раскрытия персонажей эпизоды, а не только сцены секса, как принято думать. О том, что режиссерская версия была намного лучше американского варианта, говорит уже тот факт, что за пределами страны «9 1/2 недель» были приняты гораздо теплее. К примеру, в кинотеатрах Франции фильм крутили на протяжении пяти с лишним лет, поскольку он пользовался зрительским спросом. Благодаря провокационной репутации и сарафанному радио картине Лайна удалось собрать свыше 100 миллионов долларов по всему миру.
Сама по себе история, приключившаяся с «9 1/2 недель» в момент выхода, отнюдь не уникальна. Если вы откроете список культовых фильмов 1980-х, то с ужасом обнаружите, что добрая часть из них либо провалилась в прокате, либо попала в немилость к журналистам. Но в сравнении с тем же «Нечто» Карпентера одно важное отличие все же имеется. Производство картины завершилось еще в 1984 году, после чего она оказалась на полке.

Студия Metro-Goldwyn-Mayer не горела желанием выпускать ее, оттягивая этот момент до последнего. Продюсеры опасались, что из-за спорной тематики она не найдет отклика у зрителей. Цензоры совершили акт монтажного насилия над мелодрамой с Микки Рурком, и то, что увидели критики, и вправду было, мягко говоря, не впечатляюще. В изрезанном виде сюжет ленты казался слабым и нелогичным, отношения между героями — картонными, а постельные сцены — недостаточно откровенными. И хотя нельзя сказать, что «9 1/2 недель» — это безупречная работа, совсем не имеющая недостатков, эти претензии справедливы лишь для театральной версии.
Несмотря на то, что фильм получился менее мрачным, чем роман Ингеборг Дэй, на котором он основан, определять его жанр как мелодраму по меньшей мере странно. Это полноценный эротический триллер, шокирующий и довольно пугающий временами. Отношения Джона к Элизабет — это не только психологический абьюз, но еще и физическое насилие. И автор литературного первоисточника, и режиссер Эдриан Лайн не задумывали ее как романтическую. В отличие от многих последователей и подражателей, наподобие небезызвестной франшизы «Пятьдесят оттенков серого», ни о какой «лавстори» здесь и речи не идет. Это провокационная и бесцеремонная по отношению к зрителям драма о власти и подчинении.

Поэтому для создателей фильма было крайне важно подобрать на роль обольстителя с садистскими замашками подходящего актера, и Микки Рурк был далеко не первой кандидатурой в списке. За год до начала съемочного процесса последний снялся у Копполы в драме «Бойцовая рыбка» и уже был на слуху в Голливуде. Постановщика смущала жизнерадостность и доброта, которую излучал актер. Однако на пробах он продемонстрировал такой мощный перформанс, что режиссеру пришлось поменять свое мнение. Следующей преградой для получения роли Джона стал внешний вид Микки Рурка, а если быть точным — лишний вес. Актер пообещал Лайну похудеть и сдержал свое слово, скинув тринадцать килограмм.
На роль Элизабет претендовали Сигурни Уивер, Изабелла Росселлини, Кэтлин Тернер и многие другие актрисы, однако было решено остановиться именно на Ким Бейсингер. Дело в том, что, по мнению создателей, остальные кандидатки обладали слишком сильным темпераментом и энергетикой и едва ли смогли бы убедительно сыграть беззащитную жертву со стокгольмским синдромом. На кастинг заглядывала и 21-летняя Деми Мур, но ей было отказано по причине юного возраста.

Впрочем, Бейсингер потом еще не раз пожалела, что подписалась на съемки. Эдриан Лайн решил, что для создания напряжения между центральными персонажами на экране будет отличной идеей обострить отношения между актерами на площадке.
Микки и Ким было запрещено контактировать за пределами рабочего процесса. Чтобы исполнительница главной роли чувствовала определенный дискомфорт, необходимый для роли, режиссер-манипулятор додумался до еще одной умопомрачительной затеи: нервировать ту посредством особых условий для Рурка. Апогеем этого давления на Ким стала рекомендация постановщика делать той как можно больнее в эпизодах, подразумевающий насилие. Закончилось это тем, что Микки чуть не сломал запястье партнерше по кадру. Из-за всего этого актриса ощущала себя крайне уязвимой.

Вне всяких сомнений, сейчас Эдриана Лайна бы пропустили через жернова «культуры отмены» за те фокусы, которые он вытворял во время съемок. В 1980-е такой подход для достижения правдоподобности считался относительно приемлемым — достаточно вспомнить громкую историю, как Стэнли Кубрик доводил Шелли Дюваль до истерик во время работы над «Сиянием».
Один из самых запоминающихся эпизодов «9 1/2 недель» — тот, где Джон кормит Элизабет продуктами из своего холодильника. Поскольку режиссер, как вы уже поняли из описанного выше, был повернут на реализме, ему было очень важно убедить актрису съесть известный своей остротой чилийский перец. И хотя Ким упрашивала его заменить овощ на окрашенный в красный кусочек дыни, постановщик настоял на своем.

Правда, Бейсингер пошла на попятную далеко не во всем. Она была непреклонна в своем решении не сниматься в постельных сценах в силу их жестокости и откровенности. Поэтому в них ее подменяли дублерши. Это было черным по белому прописано в ее контракте. Когда Лайн и продюсеры начинали уговорить Ким сделать исключение для того или иного момента, она в открытую угрожала им судебными тяжбами.
Бейсингер является единственной правообладательницей 14 часов вырезанных материалов. Она хранит их у себя дома и надеется, что они никогда не окажутся в публичном пространстве. Но, несмотря на безумную атмосферу на площадке и эпопею с выходом в прокат, картина «9 1/2 недель» все же стала настоящим культурным феноменом, породив огромное число уступающих по качеству эпигонов.
Читайте также:
Лолита и еще 10 звезд старше 60 лет, которые откровенно одеваются
От первого свидания до свадьбы: 12 фильмов о любви на все случаи жизни
Рианне — 37: самые откровенные выходы певицы за всю ее карьеру
Антон ХАБАРОВ / Интервью «Вокруг ТВ»
Девять с половиной недель
Эротическая мелодрама Эдриана Лайна с Ким Бейсингер и Микки Рурком...
Читать






