Как зеки «Терминатора» переснимали. Рецензия на сериал «Камера Мотор»
Комедийный сериал о кустарном кинопроизводстве в колонии-поселении напоминает зрителям, что хороший фильм может изменить жизнь человека.
В конце февраля на экраны вышел сериал «Артист с большой дороги», в котором Юрий Стоянов играет вора-рецидивиста, использующего талант к перевоплощению в криминальных целях, а в начале марта состоялась премьера проекта «Камера Мотор», где ситуация прямо противоположная: карманники и домушники открывают в себе скрытое дарование и становятся актерами в снятых «на коленке» ремейках голливудских хитов эпохи VHS.
Действие сериала происходит в начале 90-х, во времена видеосалонов. «Сталлоне или Шварценеггер?», — то и дело спрашивают управляющего салона Колю Виденина (Павел Рассомахин) завсегдатаи. И он, настоящий киноман, который наизусть помнит сюжеты десятков фильмов, с видом знатока отвечает: «Если судить по игре, то конечно, Сталлоне»… Однажды Коля допустил роковую ошибку: он поставил школьникам кассету, подписанную «Белоснежка и семь гномов», но оказалось, что на ней записан не диснеевский мультфильм, а немецкое кино для взрослых. Виденин предстал перед судом и отправился отбывать наказание в колонию-поселение где-то в Сибири. Начальник колонии Назаров** (Дмитрий Колчин) однажды допустил похожую ошибку: он поставил на дискотеке в клубе офицеров песню группы «Гражданская оборона», решив, что коллектив с таким названием должен исполнять что-то патриотичное и идеологически верное. А еще Назаров** очень любит смотреть кино, но добыть кассеты в этом медвежьем углу весьма непросто. С этого и начинается взаимовыгодное сотрудничество: Коля получает от начальника колонии видеокамеру и, вместо того, чтобы таскать бревна, как остальные зеки, отправляется переснимать культовые фильмы.
Кадр из сериала «Камера Мотор»
Виденин берется за дело, засучив рукава, и демонстрирует немалую изобретательность при решении возникающих в процессе кинопроизводства проблем. Переснимать он задумывает классику — «Терминатора», «Рокки». Если выбранный на главную роль из-за богатырской стати зек по кличке Немой (Андрей Свиридов) не может запомнить даже пару простых реплик — не беда, переозвучим его гнусавым голосом «под Володарского». Приглашенная из соседней колонии фармазонщица Катя (Софья Сокур) не может вжиться в образ Сары Коннор — прибегнем к системе Станиславского: будем снимать актрису в предлагаемых жестких обстоятельствах. Отдельного упоминания заслуживают спецэффекты в виде карбидных бомбочек и дыма от тлеющих еловых веток. Сама по себе идея не нова — нечто подобное мы видели в «Перемотке» Мишеля Гондри и еще увидим в предстоящем «Голливудске», — но энтузиазм главного героя подкупает и заражает не только его товарищей по колонии, но и зрителей, а его фильмы отчасти напоминают трэш-шедевры студии Troma.
Кадр из сериала «Камера Мотор»
Под колину самодеятельность подводится обоснование: Назаров** собирается подать творчество осужденных как социальный проект — новый способ перевоспитания через приобщение к важнейшему из искусств. Впрочем, Виденину несказанно повезло, ведь он попал в колонию, сплошь насленную Алибабаевичами (из «Джентльменов удачи»). Зеки почти не пытаются прессовать наивного и чудаковатого парня и не пробуют его обманывать, а с готовностью включаются в его игру, получая удовольствие от процесса. Коля и его фильмы оказывают на осужденных то же действие, что и кино Джонни Ферста из «Человека с бульвара Капуцинов» на ковбоев из Санта-Каролины. Щипачи и фальшивомонетчики, прикоснувшись к миру кино, словно расцветают изнутри, ведь сложно совершать подлости после того, как ты только что играл в кадре героя и спасителя человечества. Такое «укрощение строптивых» смотрится гораздо более естественно и человечно, чем попытки Алены Неверовой из «Исправления и наказания» силой привить осужденным добро.
Кадр из сериала «Камера Мотор»
Сериал «Камера Мотор» хорошо показывает, что создание фильма — это коллективное творчество. Несмотря на то, что Коля Виденин выступает одновременно в качестве оператора, режиссера и, в какой-то мере, сценариста, ему нужен помощник, способный оперативно решать технические вопросы. Эту роль на себя берет персонаж Сергея Степина, обаятельный одессит, который становится директором импровизированной киностудии «20 век воли не видать». Он занимается связями с общественностью, переводит для Коли с блатного жаргона на обычный русский и добывает все необходимое — например, серебрянку для жидкого терминатора. Конечно, некоторым зекам не нравится, что теперь их соседи по бараку целыми днями бегают с камерой, вместо того, чтобы валить лес, как все, но всерьез Виденину никто не вредит, а попытки вставлять палки в колеса приводят только к новым комичным ситуациям. Разве может быть по-другому в сериале, где главный антагонист — недалекий вертухай по фамилии Басов (Александр Обласов), за писклявый голосок получивший от осужденных кличку Фальцет?
Кадр из сериала «Камера Мотор»
Саша Абдуллаев снял сериал «Камера Мотор» с большой любовью как к кино, так и к людям. Показанные фрагменты арестантских мокбастеров представляют собой остроумные и узнаваемые пародии на культовую классику, и транслируют мысль о том, что даже кровавый боевик с погонями и перестрелками может научить зрителя добру.
Читайте также:
Стало известно о старте съемок сериала «Камера! Мотор!» с Павлом Рассомахиным в главной роли
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Константин Станиславский
Русский театральный режиссер, педагог, народный артист СССР, реформатор театра.
Читать