Читайте нас в Telegram
Реклама

Юрий Катин-Ярцев – советский и российский актер, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР.

Биография и карьера

Юрий Катин-Ярцев родился 23 июля 1921 года в Москве (которая уже в следующем году вновь станет столицей страны). Сюда предки будущего актера – представители старинного дворянского рода Катиных-Ярцевых, первые упоминания о котором датируются шестнадцатым веком, – переехали из окрестностей Рязани, где им принадлежало имение в селе Старое Киркино. От них маленький Юра и унаследовал свою необычную двойную фамилию и врожденный аристократизм.

НОВОСТЬ
Семье блогера не дают нормальной жизни.

Артистов среди них, кажется, не было, но мальчика, детство которого прошло в районе Арбата, неподалеку от Театра им. Е. Б. Вахтангова, открывшегося в здесь 1913 году, с малых лет тянуло к сцене. Еще будучи подростком, он стал посещать театральную студию, да не одну, а сразу три. В числе его педагогов были Сергей Штейн (впоследствии – режиссер Ленкома) и Иосиф Шидло (ученик легендарного Всеволода Мейерхольда, которого киноманы могли видеть в драме Алексея Грановского «Еврейское счастье» по рассказам Шолома-Алейхема, вышедшей в 1925 году).

После школы Юра стал студентом театрального училища им. Б. В. Щукина, но толком приступить к учебе ему не довелось – через месяц призвали в армию, а оттуда в 1941 году он попал сначала в дальневосточные железнодорожные войска, а затем на передовую – началась Великая Отечественная война.

Катин-Ярцев прошел всю войну (в частности, был участником Курской дуги), демобилизовавшись лишь в 1946 году, получил орден и две медали. Но мечтать о сцене не перестал и, как только это стало возможным, вернулся в «Щуку», где успел застать среди преподавателей учеников самого Евгения Вахтангова и пораженный их талантом еще больше укрепился в своем желании стать актером.

После окончания училища в 1950 году Юрий был принят в труппу Московского театра на Малой Бронной, которому верно служил всю свою дальнейшую жизнь. Также он остался верен и своей «альма-матер» – поначалу трудился тут лаборантом, а затем стал преподавать, за годы своей педагогической деятельности «вырастив» таких прекрасных актеров, как Леонид Ярмольник, Юрий Богатырев, Вениамин Смехов, Константин Райкин, Наталья Гундарева, Евгения Симонова, Наталья Варлей, Яна Поплавская и др., и получив в 1981 году звание профессора.

«Аргументы и факты»: «Его ученики превосходили его по известности, регалиям, даже по любви зрителей. Они снимались много и в главных ролях. А он учил, воспитывал, был для них отцом, советчиком. И просто добрым человеком, к которому можно было подойти с любой проблемой, бедой».

В кино Катин-Ярцев дебютировал в 1954 году, сыграв эсера в военной драме Владимира Басова «Школа мужества» о Первой мировой войне, где главные роли исполнили Марк Бернес и Леонид Харитонов (для которого этот фильм тоже стал дебютным). Однако на последующие пятнадцать лет режиссеры о нем словно забыли – за это время он появился на экране считанные разы, сыграв в «Капитанской дочке» Владимира Каплуновского, «Аптекарше» Станислава Говорухина, «Интервенции» Геннадия Полоки, а также в приключенческом фильме Бориса Григорьева по сценарию Юлиана Семенова«Пароль не нужен», где впервые возникла знаковая фигура разведчика Всеволода Владимирова, известного кинозрителям как Макс Отто фон Штирлиц.

При упоминании его имени в памяти тут же всплывает образ, созданный Вячеславом Тихоновым в культовых «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой, и мало, кто сегодня помнит, что первым Штирлицем в отечественном кино стал Родион Нахапетов. Катин-Ярцев промелькнул в ленте в качестве народоармейца – бойца Народно-революционной армии Дальневосточной республики (существовала такая в 1920–1922 годах со столицей сначала в Верхнеудинске, как тогда назывался современный Улан-Удэ, а затем Чите).

В «Семнадцати мгновениях весны» актер позднее тоже будет сниматься. Это произойдет уже в 1970-е, когда ситуация резко изменится и он, только-только отпраздновав полувековой юбилей, вдруг станет очень востребован у кинорежиссеров. В многосерийной эпопее о Штирлице, впервые показанной по телевизору в 1973 году, Катин-Ярцев сыграет астронома, оказавшегося в застенках Гестапо.

Всего в семидесятые он появится в более чем двадцати кинокартинах («плотину прорвет» в 1971-м, с выходом на экраны еще одного знаменитого советского телесериала – «Следствие ведут ЗнаТоКи»), включая «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (третий в его «послужном списке» фильм о Штирлице), «Шла собака по роялю», «Петровка, 38», «Тот самый Мюнхгаузен», «Трое в лодке, не считая собаки»и т. д. В незабвенных «Приключениях Буратино» Леонида Нечаева он сыграл того самого пожилого столяра Джузеппе по прозвищу Сизый Нос, который нашел «живое» деревянное полено, посредством нехитрых манипуляций превращенное его старым товарищем Папой Карло (Николай Гринько) в неунывающего Буратино (Дмитрий Иосифов).

Телеканал «Звезда»: «Его знали и любили все без исключения дети Советского Союза. После фильма “Приключения Буратино” Юрий Катин-Ярцев не мог спокойно пройти по улице. Малыши бежали следом с криками “Джузеппе Сизый-нос”!»

Тогда же, в середине 1970-х, Катин-Ярцев исполнит одну из основных ролей – учителя Николая Николаевича – в спортивной драме Якова Базеляна «О чем не узнают трибуны» 1975 года.

Однако, казалось бы, незавидная участь второпланового актера никак не сказалась на популярности Катина-Ярцева. Советский кинозритель прекрасно знал и любил этого артиста, с каждым годом все больше походившего на доброго сказочного персонажа, наградив его (наряду с Львом Перфиловым, Готлибом Ронинсоном, Сергеем Филипповым, Романом Филипповым, Алексеем Кожевниковым и другими замечательными киноактерами) почетным титулом «короля эпизодов». Этих запоминающихся эпизодов в его творческой биографии накопилось свыше сотни.

Телеканал «Звезда»: «Казалось, многое в его жизни случилось очень поздно. Впервые он появился на экране в 34 года. Однако Катину-Ярцеву удалось стать выдающимся исполнителем ролей второго плана».

Юрий Васильевич не расставался с театром и кинематографом почти до самого последнего вздоха. Прекратил выходить на сцену и сниматься только, когда из-за болезни уже просто не мог выходить на улицу. Его последней ролью в кино стал фокусник Габсбург-Пузанков в трагикомедии Геннадия Полоки «Возвращение “Броненосца”», которая была выпущена на экраны уже после смерти актера – в 1996 году.

Катина-Ярцева не стало за два года до этого. Он умер в 1994 году, в возрасте 72 лет.

«Король эпизода» похоронен на столичном Армянском кладбище.

Личная жизнь

Всю свою жизнь актер был верен не только театру и кино, но и своей жене, которую встретил довольно поздно – когда ему было уже за сорок. Они поженились в 1965 году.

Елена Катина-Ярцева (в девичестве Скимба) была на двенадцать лет младше мужа и тоже посвятила себя искусству – работала искусствоведом и редактором в издательствах «Искусство» и «Советский художник».

Их единственный сын Михаил, родившийся в 1969 году, стал историком и генеалогом (что совершенно неудивительно, учитывая древние корни его рода). Сейчас он является научным руководителем компании, работающей в увлекательной сфере генеалогии, – «Проект Жизнь».

Фильмография (избранное)

  • Возвращение «Броненосца» (1996)
  • Пистолет с глушителем (1993)
  • Гангстеры в океане (1991)
  • Безумная Лори (1991)
  • Очарованный странник (1990)
  • Криминальный квартет (1989)
  • Казенный дом (1989)
  • Работа над ошибками (1988)
  • Приморский бульвар (1988)
  • История одной бильярдной команды (1988)
  • Поражение (1987)
  • Визит к Минотавру (1987)
  • Лицом к лицу (1986)
  • Говорит Москва (1986)
  • Солнце в кармане (1985)
  • Русь изначальная (1985)
  • Дайте нам мужчин! (1985)
  • Багратион (1985)
  • Человек-невидимка (1984)
  • Веселая вдова (1984)
  • Блистающий мир (1984)
  • Черный замок Ольшанский (1983)
  • Здесь твой фронт (1983)
  • Никколо Паганини (1982)
  • Мать Мария (1982)
  • Проданный смех (1981)
  • Незваный друг (1981)
  • Линия жизни (1981)
  • Агония (1981)
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.



Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через