Читайте нас в Telegram
Реклама

Юрий Быкoв – российский актер, режиссер, сценарист и продюсер.

Биография и карьера

Юрий Быкoв родился 15 августа 1981 года в небольшом городке Новомичуринск в 60 км от Рязани, в рабочей семье.

НОВОСТЬ
Милявская помогает наследнице адаптироваться в обществе.

Отец будущего кинорежиссера работал шофером (но ушел из семьи еще до того, как сын пошел в школу), мать – на местном заводе крупнопанельного домостроения. Жили бедно, так что первое время даже ютились в строительном вагончике, а по ночам (так как не только ночевать было негде, но и есть нечего) потихоньку таскали капусту с колхозного поля.

Не покатился по наклонной плоскости, подобно многим своим знакомым, лишь чудом – после пары приводов в милицию из-за мелкого воровства и других противозаконных «шалостей», решил, что это, пожалуй, не его путь.

Юрий Быкoв: «Где-то что-то там свистнуть, машину перевернуть. А были большие серьезные ребята, которые рулили делами. Я до этого уровня не дорос. Очень быстро отвалился».

К тому же, Юрия всегда спасала тяга к творчеству, интерес к которому пробудился у него еще в школе. Он увлекался литературой и даже сам сочинял прозу и стихи для новомичуринской газеты. Занимался в музыкальной школе и выступал в составе музыкальных групп, был аранжировщиком в одной из студий родного города, ходил в театральный кружок. Правда, по той же причине в старших классах, по собственному выражению, «скатился почти до двоек», – настолько ему были интересны музыка и сцена и настолько стали скучны школьные предметы (хотя прежде он учился неплохо).

Однако суровое детство режиссера повлияло на все его дальнейшее творчество – до сих пор он не снимает ничего, кроме триллеров и драм (главным образом, криминальных). Единственное «светлое пятно» в его режиссерской биографии – комедийный киноальманах «Елки 1914» (где он снял новеллу «Медведь»).

Поработав после школы грузчиком и диджеем на дискотеках, Юрий решил продолжить образование. Сначала, по совету посетившего Новомичуринск Бориса Невзoрова записался на его дочерний курс при ГИТИСе, а через полгода перевелся в мастерскую Владимира Грамматикова во ВГИКе, который окончил в 2005 году.

После выпуска играл в различных театрах (в Театре Луны, МХАТ им. М. Горького, Театре Российской Армии, Et Cetera и др.) и снимал рекламные ролики.

С середины «нулевых» начал сниматься в кино, дебютировав в эпизоде телесериала «Любовь как любовь». Затем он появился в «Морской душе», «Ключах от счастья», «Диком» и др.

Как режиссер дебютировал в 2009-м, сняв короткометражку «Начальник», где также сыграл главную роль и выступил в качестве сценариста, продюсера и композитора. 20-минутный фильм получил главный приз программы «Короткий метр» на кинофестивале «Кинотавр».

Юрий Быкoв: «Я работал шесть лет аниматором в детском клубе “Яуза”, что на Матросском мосту. Играл программу “Джек Воробей” с моим товарищем и другом Рустамом Мосафиром. Зарабатывали деньги как могли. Платили по полторы тыщи рублей за программу. Вплоть до 2009 года мы там впахивали как лошади. Здоровые мужики, в костюмах, раскрашенные – такой позор вообще. Я еще когда “Начальника” снял, приехал, привез аппаратуру, разложил дома и с утра поехал доигрывать программу».

В 2010-м свет увидела первая полнометражная режиссерская работа Юрия — остросюжетная драма «Жить» с Денисом Шведовым и Алексеем Комашко, удостоившаяся различных кинопризов, в том числе премии «Дебют» в рамках фестиваля «Золотой Феникс» и специальной награды генерального продюсера кинофестиваля «Амурская осень». В 2012-м он снял детективный сериал «Инкассаторы» с Даниилом Страховым и Еленой Лядовой, а через год представил жесткую социальную драму о беззаконии в рядах правоохранителей «Майор» с Борисом Невзoровым, Ириной Низиной и Денисом Шведовым.

Юрий Быкoв: «Я планировал сделать фильм не о полицейских, а о том менталитете, который меня бесит. Потому что в государстве гражданский долг должен быть главным приоритетом. Моя картина о том, что надо обращать внимание на посторонних людей и чувствовать ответственность за них. Мы, в конце концов, люди или животные?»

«Майор», показанный на «Кинотавре», Каннском международном кинофестивале и других киносмотрах, принес создателю призы за лучший фильм, лучшую режиссуру и выдающийся художественный вклад в рамках XVI Шанхайского международного кинофестиваля. Кроме того, Быкoв, сыграв в картине одну из ролей, получил «Нику» в категории «Лучший актер второго плана».

В 2014 году он поставил очередную социальную драму — «Дурак», собравшую всевозможные кинематографические премии, а также выступил режиссером одной из новелл киноальманаха «Елки 1914» и приступил к работе над первым сезоном драматического триллера «Метод» с Константином Хабенским, премьера которого состоялась на Первом канале в 2015-м. Проект удостоился ряда наград, в том числе ТЭФИ.

Юрий Быкoв: «Это главный российский киноартист. Он очень избирателен в хорошем смысле слова. При тех условиях, масштабах и уровне качества российского кино он пытается (и у него чаще всего получается) по крайней мере выбирать материал, в котором он как артист выглядит интересно. Это раз. Второе — он невероятно деликатный, что абсолютно несвойственно даже самым выдающимся русским артистам. <…> Ну, и самое главное, он очень киногеничен как личность, претендующая на главного героя».

Чтобы лучше контролировать общий съемочный процесс и понизить расходы на администрирование своих фильмов, Быкoв учредил в 2016 году кинокомпанию «Кода», посредством которой собрался создавать исключительно нестандартное кино.

В 2017-м на Первом канале состоялась премьера остросюжетного криминального сериала «Спящие» с Игорем Петренко, Паулиной Андреевой, Дмитрием Ульяновым, Федором Бондарчуком и Кариной Разумовской. Его Быкoв срежиссировал по сценарию Сергея Минаева, а в продюсерскую команду проекта, реакция общественности на который оказалась резко негативной, вошли Федор Бондарчук и Вячеслав Муругов.

Сам Быкoв признавался: в начале работы над сериалом шли разговоры о том, что это будет авторский телефильм, однако в итоге он стал обычным наемным режиссером, лишенным права участия в монтаже, да и во всем постпродакшене.

В октябре 2017 года, по итогам трансляции «Спящих» и последовавшей вслед за этим критики в его адрес, Быкoв сообщил о своем возможном уходе из кинематографа, заявив что он «предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране». При этом Юрий добавил, что непременно завершит съемки картины «Завод» с Денисом Шведовым, Александром Бухаровым, Андреем Смоляковым и Владиславом Абашиным, поскольку работа над этим фильмом на момент возникновения бурной дискуссии по поводу «Спящих» уже была в разгаре.

Премьера «Завода» состоялась в 2018 году на Международном кинофестивале в Торонто. На сей раз это была остросюжетная история про провинциальных «бандитов» (которыми в итоге оказались заводские рабочие, полгода не получавшие зарплату) и заложника (владельца завода-банкрота). Фильм получил полярные оценки (одни критики отмечали, что он создал «безупречный продукт на стыке авторского и массового кино», другие – что «вместо трагедии получается унылая констатация безысходности», а, например, режиссер Андрей Кончаловский указывал, что «все уходит в сюжет, вместо того, чтобы заниматься главным, – смыслом жизни») и провалился в прокате, но, несмотря на это, из кинематографа Быкoв, как ранее обещал, не ушел. Вместо этого он тут же принялся за новый триллер – «Сторож», в котором, к тому же, сыграл главную роль (вместо планировавшегося на нее изначально Кирилла Пирогова). Возможно, послушал Андрея Звягинцева, посоветовавшего ему «ерундой не заниматься» и продолжить снимать кино.

Юрий Быкoв: «Статуса Звягинцева у меня, скорее всего, не будет. Есть разовые художники в поколении».

«Сторож» вышел в прокат в 2019 году и одновременно появился на «Кинопоиске», где его рейтинг в итоге оказался ниже, чем у вызвавшего интерес у интернет-аудитории «Завода» – 6,6 балла против 7,2. Вновь пошли разговоры о том, что автор показывает, что все «беспросветно плохо», но «без внятного объяснения причин своего тотального пессимизма», что портит все впечатление.

При этом сам Быкoв ранее в своих интервью объяснял, что считает хэппи-энд искусственным явлением для драматических фильмов, так как и в жизни такой финал чаще всего невозможен. К слову, осознание этого факта и погружение в выбранные для экранизации сюжеты самому режиссеру, судя по всему, даются с трудом. Так, он признавался, что около полугода после съемок своего «Дурака» находился в тяжелой депрессии.

Тем не менее, вскоре после «Сторожа» было объявлено о следующем проекте – драме «Хозяин». В ее создании должны были участвовать кинематографисты из пяти стран (помимо России, это – Франция, Великобритания, Швейцария и Мексика), но производственный процесс, по понятным причинам, пришлось остановить.

Зато вовсю кипит работа над сериалом «Лихие» для видеосервиса Okko – 16-серийной криминальной драмой с реальными воспоминаниями «штатного» киллера хабаровской ячейки ОПГ «Общак», в 1990-е контролировавшей бизнес на значительной территории страны. Его роль (в разном возрасте) исполнят сразу три актера – звезда «Родителей строгого режима» Евгений Ткачук, известный по «Оффлайну» Егор Кенжаметов и Савелий Кудряшов – Сенька из «Баба Яга спасает мир». Премьера обещана на 2025 год.

Кроме того, в феврале 2024-го стало известно, что Быкoв возвращается в «Метод», над премьерным сезоном которого он работал почти за 10 лет до этого. По словам режиссера, изначально возвращаться в проект он не собирался, но, когда ему неожиданно предложили концепцию, резко отличающуюся от того, что было в первых двух сезонах, передумал.

Юрий Быкoв: «Долгое время я был убежден, что “Метод” – законченная история и продолжение снимать не надо. Мне нравилась точка, поставленная в финале первого сезона. И, кроме того, я хотел сконцентрироваться на авторском творчестве». («Кинопоиск»)

Подробности замысла, по законам жанра, Быкoв не раскрывает, но говорит, что это будет очень ярками и насыщенная событиями почти что документальная «реалистичная драма о нашем времени», наполненная новыми персонажами. Хотя старые – следователь Родион Меглин (Константин Хабенский) и его стажерка Есеня Стеклова (Паулина Андреева) тоже будут. Возможно, в измененном статусе.

Съемки «Метода-3» начнутся летом 2024 года, а премьера состоится в 2025-м.

Режиссерскими работами Быкoва неоднократно интересовались его западные коллеги. Так, в 2018 году на американской платформе Netflix состоялась премьера сериала «Семь секунд» (Seven Seconds), снятого по мотивам его «Майора» (сам Быкoв привлекался к работе над сценарием), а в начале 2022-го американский киногигант MGM сообщил о выкупе прав на его «Дурака».

Увлекшись режиссурой, Быкoв продолжает активно сниматься в кино. К настоящему моменту в его фильмографии уже несколько десятков проектов и большинство – не его собственные. В их числе – «Танки грязи не боятся», «Дикий», «Как выйти замуж. Инструкция», «Окаянные дни», «Никто не узнает», «Горемыки», «Последователи» и «Чайка». Два последних – совсем свежие (новинки 2023 года).

В вышедшем на PREMIER сериале «Последователях»Гамлета Дульяна Мариной Александровой и Виктором Добронравовым в главных ролях) Быкoв сыграл жертву затерянной в лесах тоталитарной секты. Его персонаж, муж и отец по имени Борис, из-за слепой веры в «чудеса» в одночасье потерявший семью, но не желающий поверить в то, что его дочь умерла, вместе с таким же доведенным до отчаяния героем Добронравова, Андреем, решается разоблачить опасных сектантов, превративших свою общину в настоящий инкубатор по производству зомби из рожденных или попавших в нее детей.

В «Чайке», ставшей режиссерским дебютом представительницы известной кинематографической династии – Полины Лазаревой, Быкoв предстал в образе популярного писателя Валентина Чайки – законченного циника и, вдобавок, «вершины» любовного треугольника. Чайка мечется между двумя женщинами, мучительно выбирая между преданностью одной и загадочностью другой.

Полина Лазарева: «Это мое счастье, что мне удалось его уговорить. Мы с ним однажды встретились на дне рождения нашей общей знакомой, и я попросила его прийти на пробы. Как ни странно, он очень легко согласился, пришел. А потом у меня ушло полгода, чтобы его уговорить сниматься. Потому что Юрий – человек мятущийся, он сегодня хочет, завтра нет, послезавтра передумывает. А я, когда увидела его пробы, поняла, что никого другого уже не хочу искать. Потому что я больше не найду человека, который будет совершать ряд нелицеприятных поступков и при этом оставаться обаятельным». (Metro)

Этот фильм пока видел только узкий круг зрителей, присутствовавших на его премьере, состоявшейся в рамках кинофестиваля «Короче» в Калининграде, и показе в московском кинотеатре «Художественный».

Сейчас Быкoв снимается в байопике Андрея Григорьева о российском математике Григории Перельмане (том самом, который отказался от престижной Филдсовской премии) под рабочим названием «Витринный экземпляр» с Марком Эйдельштейном в главной роли.

Юрий Быкoв: «Я мечтаю о том, чтобы у меня была возможность снимать авторское кино, которое я считаю правильным и полезным. И не оглядываться на карманы. Вот этой трясучки – будет ли кусок хлеба или нет – не хочется. Хочется, чтобы это вообще исчезло».

Личная жизнь

О своей личной жизни Юрий Быкoв предпочитает не распространяться. Хотя некоторые источники утверждают, что режиссер женат, сам он в одном из интервью как-то сказал, что не готов создавать семью и не может «привести человека в эту жизнь», поскольку сам не ощущает себя счастливым.

Фильмография (избранное)

  • Начальник (2009)
18:31, 03.09.2024

«Новое Радио» подарило победителю пятого сезона шоу «Ну-ка, все вместе!» путёвку на вершину шоу-биза

«Новое Радио» продолжает зажигать звезды! Рассказываем, как

4 сентября в его эфире зазвучала песня победителя самого народного вокального шоу телеканала «Россия» — «Ну-ка, все вместе!», пятый сезон которого вновь прошёл при поддержке радиостанции суперхитов и суперновинок.

 

 



Паулины Андреевой не будет в 3-м сезоне «Метода» — известно имя новой актрисы 22:10, 06.08.2024
В Иваново завершился 6-й фестиваль телесериалов «Пилот»: имена победителей 18:50, 23.06.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через