Реклама

Татьяна Владимирова – советская и российская актриса, народная артистка России (2008).

Биография и карьера

НОВОСТЬ

Татьяна Владимирова родилась 29 августа 1950 года в Москве.

Ее отец был военным, мать – связистом, и они часто находились в разъездах, оставляя девочку на попечении у бабушек, дедушек и нянь.

Семья жила в одном доме с дочерью Иосифа Сталина, Светланой Аллилуевой (Владимировы – на третьем этаже, дочь генсека – на четвертом), так что маленькая Таня была хорошо знакома с ее старшими детьми – Иосифом и Екатериной (девочки, к тому же, были одногодками).

Татьяна Владимирова: «Поэтому у меня есть одна история, что я в три года сидела на коленях у Иосифа Виссарионовича Сталина, но я думаю, что я это сама придумала».

Мечтая стать актрисой, после школы Татьяна поступила в Школу-студию МХАТ, где ее педагогом стал Василий Марков (массовому зрителю известный, в основном, тем, что в кино играл почти исключительно одного только Феликса Дзержинского). Но, получив в 1973 году диплом, девушка столкнулась с неожиданной проблемой – не могла трудоустроиться в театр, куда, как она затем рассказывала в своих интервью, ее не брали из-за длинного носа и коротких ног. В итоге согласилась работать в кукольном, где нос и ноги сотрудников никого не интересовали – главным были куклы в их руках.

Татьяна Владимирова: «Когда кукла начинает тебя слушаться, она говорит твоим голосом, ты смотришь на себя со стороны. <...> Это было счастье».

Так и не сумев найти применение своему актерскому таланту в столице, после кукольного театра Татьяна много лет работала на провинциальных подмостках (в Томске, Архангельске, Омске) и лишь в 1993 годуее взяли в Et Cetera Александра Калягина, где она бессменно служила на протяжении 30 лет, до самой своей смерти.

Годы работы в провинции актриса считала бесценным подарком: здесь она прошла настоящую школу мастерства и получила огромный профессиональный опыт. Позднее Татьяна Юрьевна вспоминала, что для хорошего самочувствия ей требовалось три спектакля в день: два (детских) утром и один вечером.

Татьяна Владимирова: «Москву никогда не любила. У меня практически не было города, в котором я не хотела бы остаться».

И еще здесь она стала настоящей звездой сцены. Зрители обожали ее Любовь Раневскую в «Вишневом саде», Агафью Купердягину в «Женитьбе» и Катерину Кабанову в «Грозе», но, наверное, самую большую славу ей принесла роль немой Катрин в «Мамаше Кураж».

Первой ролью Владимировой в Et Cetera стала старая няня Марины в «Дяде Ване» по Антону Чехову. Еще совсем молодая (в возрасте немного за сорок) женщина, как отмечали в театре, «тонко, без усилий “делала возраст”», сумев потрясающе убедительно воплотить на сцене образ пожилого, мудрого и доброго человека. После этого ее, словно талисман удачи, задействовали чуть ли не в каждой постановке.

Et Cetera: «В каждом новом спектакле у нее была роль, и было совершенно неважно – это эпизодическая роль или главная, все ее работы были сделаны восхитительно. Татьяна Владимирова могла сыграть абсолютно все».

Последней работой Татьяны Юрьевны в Et Cetera стал «Любовный напиток» по Питеру Шефферу, задуманный в 2021 году как ее бенефис.

Александр Калягин: «Это спектакль о любви к театру, который и есть спасение. Героиня, которую играла Владимирова, была уверена, что только театр способен преобразить мир, вернуть людям естество. Так думала и сама Таня. Она любила театр самозабвенно, была ему верна до конца».

Когда актриса ушла из жизни, в театре, где она играла с момента его основания, впали в настоящую растерянность, ведь некоторые спектакли буквально держались на ее редком, удивительно многогранном таланте.

Et Cetera: «Трудно представить наш театр без нее. Без нее невозможен спектакль “Пожары”, ее Науаль – это выдающаяся работа. Да и все другие ее роли, сделанные большой актрисой, вряд ли кто-нибудь решится повторить».

В кино, отдавая все силы сцене, она снималась нечасто. Дебютировала поздно – в 2006 году, когда ей было уже далеко за пятьдесят, сыграв эпизодическую роль в детективном телесериале «Угон».

По сути, востребованной у кинорежиссеров Владимирова стала только в последние 10 лет жизни, в течение которых ее фильмография пополнилась почти на два десятка позиций, в числе которых – популярный проект телеканала «Россия 1» «Склифосовский» с Максимом Авериным, где ее можно было видеть в четвертом–шестом сезонах в роли матери Ольги Дмитриевой (в исполнении Евгении Дмитриевой) – пациентки «Склифа», вышедшей замуж за врача.

Успела сыграть три главные роли – в киноальманахе «Москва, я люблю тебя!» (новелла «Этюд в светлых тонах»), драмах «Язычники» и «Не чужие» (последний режиссерский проект Веры Глаголевой, завершенный уже после ее смерти в 2017 году).

В числе последних работ Владимировой в кино – сериалы «Псих» Федора БондарчукаКонстантином Богомоловым), «Мосгаз. Западня»Сергея ПоповаАндреем Смоляковым) и «Топи» Владимира МирзоеваИваном Янковским). Финальными стали третий сезон «Шифра» Веры Сторожевой (шел по Первому каналу в ноябре 2022 года) и «Сны Алисы» Андрея Джунковского и Ильи Овсенева (показ стартовал 7 декабря 2023 года на PREMIER).

Было анонсировано участие актрисы в приквеле «13 клинической», но о начале съемок было объявлено только 6 декабря, а накануне, 5-го, ее не стало. Она долго и самоотверженно боролась с тяжелым недугом и, даже лишившись волос из-за химиотерапии, продолжала выходить на сцену. Но коварная болезнь оказалась сильнее…

Личная жизнь

Татьяна Владимирова была замужем за театральным режиссером Феликсом Григорьяном, благодаря которому в свое время и решилась уехать из родной Москвы, начав работать в провинции. Когда Григорьян был назначен главным режиссером Томского областного драмтеатра (премьера его спектакля «Соленая падь» в 1978 году сопровождала открытие нового здания театра, отстроенного на месте продуктового рынка), Владимирова бросила все и поехала за ним. В Томске она прожила девять счастливых лет, но ее единственный сын Филипп (ныне также театральный режиссер и лауреат «Золотой Маски») успел родиться еще в Москве, в 1976 году.

Вернулась актриса в столицу тоже из-за мужа. Точнее, из-за развода с ним (на тот момент они уже жили в Омске). Больше замуж она не вышла.

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Иви покажет приквел сериала «13 клиническая» 14:06, 09.12.2024
Невосполнимые потери года: кто из звезд умер в 2023-м 01:40, 30.12.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через