Светлана Тома
- Актриса, Участница
- Дата и место рождения: 24 мая 1947 (77 лет), Кишинев (СССР)
- Семейное положение: Олег Лачин (вдова, 1 ребёнок), Андрей Вишневский (в разводе, нет детей)
Ее коллеги по цеху
Светлана Тома – советская, молдавская и российская актриса, заслуженная артистка России (2001), народная артистка Молдавии (2008).
Биография и карьера
Светлана Тома (урожденная Фомичева) родилась 24 мая 1947 года в столице советской Молдавии – Кишиневе.
Ее отец был председателем колхоза, а мать раньше работала секретарем в ректорате Кишиневского сельхозинститута (ныне – Государственный аграрный университет Молдовы). Тут родители и познакомились, когда Андрей Фомичев, уроженец Воронежской области и зоотехник по профессии, пришел в вуз получать высшее образование. Ради него уроженка Бухареста, типичная городская девчонка Ида Сухая бросила мединститут, в котором училась, и, как преданная жена декабриста, последовала за любимым в глухую молдавскую деревню поднимать советское сельское хозяйство.
В детстве Света, единственная дочь своих родителей, много времени проводила с отцом в бескрайних молдавских полях, и к семнадцати годам на лоне природы из нее выросла знойная красавица, которую родные любовно называли «цыганочкой», гадая, в кого она такой экзотической нимфой уродилась.
Преимущества своей яркой внешности Светлана до поры не осознавала и вполне серьезно собиралась посвятить себя юриспруденции. Родители хотели, чтобы она стала криминалистом, и она как послушная дочка даже поступила на юридический факультет Кишиневского госуниверситета.
Ее серьезные планы на жизнь нарушил молдавский режиссер Эмиль Лотяну, который случайно столкнулся с девушкой на троллейбусной остановке и устроил за ней настоящую охоту. Все для того, чтобы уговорить ее сниматься в своем новом фильме «Красные поляны».
К тому моменту кинорежиссер просто сбился с ног в поисках подходящей актрисы на роль Иоанны и, впервые увидев юную студентку юрфака, понял, что наконец нашел. Но сама Светлана его мнения не разделяла, и, к немалому удивлению Лотяну, быть «кинозвездой» наотрез отказалась.
Он, однако, не сдался. Сначала несколько дней убеждал упрямицу, а затем отправился в Бельцы, где тогда жила семья Фомичевых, чтобы уговаривать ее родителей. Сработало.
В титрах, однако, зрители увидели уже не Светлану Фомичеву, как до сих пор и записано у нее в паспорте, а Светлану Тома. Чтобы имя восходящей «звезды» звучало красивее, девушка, по совету Лотяну, взяла себе творческий псевдоним. Но не из головы: Тома – фамилия ее прабабушки по материнской линии – француженки, вышедшей замуж за австрийца и родившей дочку, в свою очередь, вышедшую замуж за венгра, живущего в Румынии. В крови Светланы много всего намешано, так что вот откуда взялась эта нездешняя красота.
После съемок в «Красных полянах» Света оставила мысли о юридической науке и решила осваивать актерское мастерство. Закончила соответствующий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне – Российский государственный институт сценических искусств) и получила диплом Кишиневского института искусств Кишиневского института искусств им. Г. Музическу.
Параллельно продолжала сниматься в кино. И не только у Лотяну, музой которого она стала на долгие годы. Так, в 1968 году вышла драма Владимира Венгерова «Живой труп» с ее участием, в 1973-м – драма Виталия Демина «Родной дом» и мелодрама Якоба Бургиу «Дом для Серафима». Между тем Лотяну снял ее в своих картинах «Это мгновение» 1969 года и «Лаутары» 1972-го.
«Звездный час» актрисы наступил в 1976 году, после выхода на экраны фильма «Табор уходит в небо». Роль цыганки Рады принесла Светлане всесоюзную славу. История любви двух молодых цыган – вещуньи Рады и конокрада Лойко (Григоре Григориу), взятая Эмилем Лотяну из рассказа Максима Горького «Макар Чудра», не оставила равнодушными впечатлительных советских зрительниц, а появление в кадре полуобнаженной обольстительницы Рады, едва прикрытой длинными жгуче-черными волосами, – восприимчивых советских зрителей. Устоять было невозможно.
Мир тоже не устоял. Ленту показали в Праге, Белграде, Париже, Сан-Себастьяне… Ее видели в Индии и странах Латинской Америки… Правда, из-за смелой сцены кое-где ее запрещали смотреть детям, не достигшим четырнадцатилетнего возраста.
А во французской столице, как вспоминала потом актриса, на премьеру съехались цыгане чуть не со всего города. В кинотеатре рябило в глазах и звенело в ушах от их ярких нарядов и звонких украшений, а потом местный барон пригласил советских киношников в свой особняк на роскошный ужин…
Впрочем, радость от триумфа для Светланы не была продолжительной. Работая над своей очередной картиной «Мой ласковый и нежный зверь», Эмиль Лотяну нашел себе новый источник вдохновения – 16-летнюю Галину Беляеву. Она играла в фильме главную роль – простой, казалось бы, девушки, дочери лесничего Ольги Скворцовой, которая запуталась в трех влюбленных в нее мужчинах словно в трех соснах и никак не могла разобраться в том, с кем ей остаться, что в итоге привело к трагедии.
В фильме Ольга Скворцова выходит замуж за одного из своих поклонников, а в жизни Галина Беляева – за Эмиля Лотяну. Их роман завязывался на глазах у его прежней возлюбленной, Светланы Тома, которая тоже была задействована в фильме, но уже на вторых ролях – ей вновь выпало играть цыганку.
Их обеих, Светлану и Галину, Лотяну будет снимать и в своем следующем фильме «Анна Павлова». Легендарную русскую балерину Анну Павлову сыграет Беляева, а Тома достанется менее важная роль ее матери.
Светлане посчастливилось поработать и со многими другими известными режиссерами – Павлом Чухраем («Люди в океане»), Владимиром Басовым («Семь криков в океане»), Николаем Лебедевым («Поклонник») и др., но самое важное место в ее киносудьбе навсегда так и останется за Эмилем Лотяну.
После завершения их сначала личных, а потом творческих отношений (в свою последнюю ленту «Скорлупа», вышедшую в 1993 году, он ее уже не позвал, а в 2003-м 66-летний кинорежиссер ушел из жизни) актерская карьера Тома пойдет на спад. Ролей будет много (она сыграет еще в нескольких десятках картин), но почти все они окажутся проходными и мало, кто о них теперь помнит. На слуху разве что сериалы вроде «Леди Бомж», «Леди Босс» и «Бедной Насти».
Самый свежий на сегодняшний день проект с ее участием – третий сезон детективного сериала «Шифр», стартовавший в 2021 году.
Так сложилось, что когда-то открывший Светлану для кинематографа Эмиль, по сути, так и остался единственным значимым режиссером в ее актерской судьбе.
Последняя работа актрисы в кино – молодежный драматический сериал «Струны», премьера которого состоялась осенью 2021 года на видеосервисе «Кинопоиск». В нем она сыграла Инессу Павловну – бабушку одного из главных героев, Олега Ремизова (в исполнении Олега Отса).
А 14 ноября 2022 года на Первом канале состоялась премьера третьего сезона детективного телесериала «Шифр», в котором четыре подруги, бывшие сотрудницы Главного разведывательного управления, продолжат расследовать самые запутанные преступления. Светлана Андреевна уже во второй раз (после «Шифра-2») появится в фильме в роли Зинаиды Ивановны – соседки одного из «детективов в юбке» Катерины Свиридовой (Елена Панова).
Также был анонсирован еще более интригующий многосерийный проект, какого на нашем ТВ не было очень давно, – под названием «Не дождетесь». Для онлайн-кинотеатра PREMIER его снимала режиссер Ольга Арлаускас. Главная интрига заключается в том, что к участию в картине приглашены звезды советского кино, которые даже по отдельности сейчас снимаются редко, а уж в такой компании – вообще никогда. Наряду со Светланой Тома в кадре появятся такие блистательные актеры, как Эммануил Виторган, Светлана Немоляева, Тамара Семина, Наталья Варлей и др. Старт показа назначен на октябрь 2023 года.
Личная жизнь
Помимо Эмиля Лотяну, у Светланы Тома были и другие мужчины, с которыми она надеялась создать семью.
Работая после окончания вуза по распределению в театре Тирасполя, Светлана сошлась со своим однокурсником Олегом Лачиным, которого направили туда же. Девичьи грезы о тихом семейном счастье потихоньку становились реальностью, но трагическая гибель Олега спустя всего восемь месяцев после рождения их дочки (сегодня Ирина Лачина тоже популярная киноактриса, снимавшаяся в том числе и вместе с мамой) разрушила мечты о счастливом совместном будущем.
Много лет Светлана не решалась на серьезные отношения, пока в середине 1990-х на Московском международном кинофестивале не познакомилась с драматургом Андреем Вишневским. Несколько лет пара встречалась, проверяя намерения друг друга, и в 2000 году решилась скрепить свой союз. Но не в России, а в Малайзии, по принятым там обычаям. К сожалению, это не помогло и в 2005 году Тома и Вишневский расстались.
Долгое время главным утешением для артистки являлась ее внучка, родившаяся в 1991 году. Сегодня Мария Будрина – уже сама взрослый человек, училась на режиссера (не хотела, чтоб ее сравнивали со знаменитыми родственницами), а потом, после того как снялась в паре картин, все-таки пошла учиться на актерский факультет ВГИКа.
Фильмография (избранное)
- Красные поляны (1966)
- Живой труп (1968)
- Это мгновение (1968)
- Лаутары (1971)
- Родной дом (1973)
- Дом для Серафима (1973)
- Семейные дела Гаюровых (1975)
- Табор уходит в небо (1976)
- Мой ласковый и нежный зверь (1978)
- Здравствуйте, я приехал! (1979)
- Люди в океане (1980)
- Благочестивая Марта (1980)
- Тайна записной книжки (1981)
- Кто стучится в дверь ко мне… (1982)
- За синими ночами (1983)
- Анна Павлова (1983)
- Капитан Фракасс (1984)
- Семь криков в океане (1986)
- Лучафэрул (1986)
- Мои цыгане (1987)
- Сувенир для прокурора (1989)
- Линия смерти (1991)
- Блуждающие звезды (1991)
- Поклонник (1999)
- Леди Бомж (2001)
- Леди Босс (2001)
- Воровка (2001)
- Бедная Настя (2003)
- Люба, дети и завод… (2005)
- Родные и близкие (2007)
- Вся такая внезапная (2007)
- Фонограмма страсти (2009)
- Девичник (2010)
- Развод (2012)
- 9 дней и одно утро (2014)
- Джинн (2016)
- Струны (2021)
- Шифр-3 (2022)