Сергей Герасимов
- Режиссер, Актер
- Дата и место рождения: 21 мая 1906 (79 лет), Кундравы (Российская империя)
- Дата смерти: 26 ноября 1985
- Семейное положение: Тамара Макарова (в браке, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Сергей Герасимов – советский актер, режиссер, сценарист, народный артист СССР.
Биография и карьера
Сергей Герасимов родился 3 июня (21 мая по старому стилю) 1906 года в селе Кундравы, расположенном на самом берегу озера Кундравинское. В те годы эти места относились к Оренбургской губернии, а ныне включены в состав Челябинской области.
Сегодня туристы приезжают в Кундравы, чтобы отдохнуть на живописном озере и посетить единственный в стране Музей истории и культуры им. С. А. Герасимова, посвященный легендарному кинорежиссеру.
Отец Герасимова, инженер, погиб (утонул в реке), когда мальчику было три года, и его мать, понимая, что одна на селе пятерых детей не поднимет, переехала с ними в Екатеринбург.
В театр он впервые попал, когда был еще совсем ребенком. Сначала это был спектакль по «Евгению Онегину» Александра Пушкина, а затем по «Разбойникам» Фридриха Шиллера. Этого было достаточно, чтобы маленький Сережа навсегда влюбился в сцену.
В выходные мальчик устраивал кукольные представления для родственников. В сцену с занавесом превращался табурет, покрытый платком, а основными декорациями служили елочные игрушки. То, чего не хватало, он мастерил из цветной бумаги.
В девять лет Сережа был принят в Екатеринбургское реальное училище (реальными тогда называли учебные заведения, которые давали не только теоретические знания, но и практические навыки), но закончить его не успел: через три года Герасимовы вновь снялась с места и переехала в Красноярск, где он был вынужден пойти работать на завод, чтобы помогать близким деньгами. Казалось, что мечта о театре никогда не сбудется, но вышло иначе.
Когда семья вернулась в Екатеринбург, старшие братья Сергея уже крепко стояли на ногах, и он мог подумать о собственном будущем. Тогда Герасимов отправился в Петроград, полагая выучиться на живописца. Но и в Художественно-педагогическом техникуме (сейчас он продолжает существовать как Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха) мысли о театре не давали покоя, и к тому же он быстро понял, что достаточным художественным талантом не обладает. По стечению обстоятельств, именно в этот момент, благодаря одному из сокурсников, Герасимов попадает в ФЭКС – Фабрику эксцентричного актера, как называлось существовавшие в те годы в «северной столице» молодежное творческое объединение сначала с театральным, а потом и кинематографическим уклоном.
Именно в рамках ФЭКС Герасимов дебютировал как актер – в немой короткометражке «Мишки против Юденича» 1925 года о противостоянии уличного продавца газет, пионера Мишки, и его «соратника», дрессированного медведя, с «белым генералом» Николаем Юденичем.
Окончательно осознав кинематограф своим призванием, Герасимов поступил в Техникум сценических искусств (ныне – Российский государственный институт сценических искусств).
Он по-прежнему снимался в кино, но все больше ощущал потребность попробовать себя в режиссуре. И в 1929 году решился запустить «пробный шар» – сатирическую короткометражку «Двадцать два несчастья». В дальнейшем режиссерское амплуа всегда было для Герасимова на первом месте, хотя актерское ремесло он не оставлял до конца своих дней. Его последней ролью в кино, которую он сыграл за год до смерти, в 1984 году, был Лев Толстой в биографической кинокартине о последних годах жизни писателя – «Лев Толстой». Этот же фильм стал финальной режиссерской работой Герасимова.
В 1939 году молодой режиссер получил свою первую государственную (Сталинскую) премию – за киноповесть «Учитель». Награды была удостоена и исполнительница главной роли – Тамара Макарова.
В 1941 году вышла другая его заметная кинолента с Тамарой Макаровой – «Маскарад» по одноименной драме Михаила Лермонтова.
В 1949-м ему вновь присуждают Сталинскую премию. На сей раз – за «Молодую гвардию» по Александру Фадееву, где были заняты такие будущие «легенды» отечественного кино, как Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Георгий Юматов и Вячеслав Тихонов.
Третью по счету Сталинскую премию ему принесет в 1951 году документальный фильм «Освобожденный Китай».
В 1957-м он приступает к съемкам трехсерийной киноэпопеи «Тихий Дон» по Михаилу Шолохову с Элиной Быстрицкой в роли Аксиньи. Лента заслужила несколько фестивальных наград, а сам Шолохов – Нобелевскую премию по литературе.
В 1967–1969 годах Герасимов выпускает дилогию о «шестидесятниках»: «Журналист» и «У озера». В обеих картинах снимался актер, режиссер и писатель Василий Шукшин, и обе были названы читателями журнала «Советский экран» «Лучшим фильмом года». А за фильм «У озера» Герасимову еще и дали Государственную премию СССР.
В 1980 году, перед тем как приняться за «Льва Толстого», Сергей Аполлинариевич решается на создание нового экранного образа Петра I. В основу двухсерийной киноленты о молодых годах царя-реформатора (одна часть получила название «Юность Петра», а вторая – «В начале славных дел») был положен роман Алексея Толстого «Петр I». На роль самодержца был взят тогда еще никому не известный начинающий актер Дмитрий Золотухин.
Для Золотухина съемки у прославленного режиссера стали дебютом в кино. И очень успешным: читатели «Советского экрана» единодушно признали его лучшим актером года. Поэтому в следующий раз изображать монарха (в многосерийной «России молодой» режиссера Ильи Гурина по произведению Юрия Германа) опять позвали именно его.
Будучи сам великим режиссером, Герасимов надеялся вырастить себе достойную смену и много внимания уделял педагогической деятельности. Он возглавлял мастерские при киностудии «Ленфильм» и во Всероссийском государственном институте кинематографии в Москве. Среди его учеников были Татьяна Лиознова, Николай Рыбников, Людмила Гурченко, Сергей Бондарчук, Николай Губенко и др. Об этой стороне своей творческой биографии он рассказывал в том числе в документальном фильме «ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии».
Сергей Герасимов умер в возрасте 79 лет, не сумев восстановиться после операции на сердце, и похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Сергей Герасимов был женат на актрисе Тамаре Макаровой, с которой познакомился в 1927 году на съемках. Они поженились через год, и в дальнейшем он часто снимал супругу в своих фильмах. Она же сыграла жену Льва Толстого, Софью Андреевну, в последнем фильме мужа о русском классике, которого, в свою очередь, играл сам Герасимов.
Макарова пережила Герасимова на двенадцать лет и была похоронена рядом с ним.
Своих детей у пары не было, но они воспитывали приемного сына – Артура (будущего писателя, киносценариста и друга Василия Шукшина, Владимира Высоцкого и Андрея Тарковского), который приходился Тамаре Макаровой родным племянником.
Муж ее родной сестры Людмилы неоднократно обвинялся по «политическим» статьям, и из-за конфликтов родителей с властью дети рисковали попасть в детский дом. Дочка Эмма к тому моменту, когда угроза стала серьезной, достигла совершеннолетия, а Артура решили усыновить Герасимовы.
Эмма умерла через несколько лет после смерти Герасимова. Ее младшего брата уже тоже давно нет в живых: в «лихие 90-е» Артур пытался заниматься предпринимательством и трагически погиб от рук так и оставшихся безнаказанными убийц в 1995 году. Его могила находится на Кунцевском кладбище.
Фильмография (избранное)
- Режиссер
- Лев Толстой (1984)
- Юность Петра (1980)
- В начале славных дел (1980)
- Красное и черное (1976)
- Дочки-матери (1974)
- Любить человека (1972)
- У озера (1969)
- Журналист (1967)
- Люди и звери (1962)
- Тихий Дон (1957)
- Надежда (1954)
- Сельский врач (1952)
- Молодая гвардия (1948)
- Непобедимые (1942)
- Маскарад (1941)
- Учитель (1939)
- Комсомольск (1938)
- Семеро смелых (1936)
- Двадцать два несчастья (1930)
- Актер
- Лев Толстой (1984)
- Дочки-матери (1974)
- У озера (1969)
- Журналист (1967)
- Люди и звери (1962)
- Маскарад (1941)
- Обломок империи (1929)
- Новый Вавилон (1929)
- Шинель (1926)
- Мишки против Юденича (1925)