Роман Полански
Roman Polansky- Режиссер, Продюсер, Актер, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 18 августа 1933 (91 год), Париж (Франция)
- Семейное положение: Барбара Квятковская (в разводе, нет детей), Шэрон Тейт (в разводе, нет детей), Эммануэль Сенье (в браке, 2 детей)
- Рост: 165 см
Его коллеги по цеху
Роман Полански (Roman Polanski) – оскароносный польский и французский режиссер, сценарист, продюсер и актер.
Биография и карьера
Роман Полански — культовый режиссер, один из крупнейших кинематографистов послевоенного времени, уроженец Парижа еврейского происхождения, настоящее имя Раймунд Роман Либлинг, вырос в Польше и работал преимущественно в Великобритании (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976). Когда ему было три года, его родители вернулись в Польшу, в Краков. Во время немецкой оккупации мать погибла в концлагере Освенцим, отцу удалось выжить в концлагере Маутхаузен. Во время войны Полански попеременно жил в разных польских семьях, но, в конце концов попал в краковское гетто для евреев, и чудом сумел остаться в живых. Восьмилетнему Роману приходилось быть живой мишенью для развлекавшихся гитлеровских солдат. Потом режиссер напишет в своей книге: «Чтобы выжить, Ромэк стал грубым и сильным, он привык мыться один раз в три месяца, зимой и летом ходить без белья и носков». В 1945 году он сумел отыскать отца, который направил его учиться в техническую школу.
Однако Роман Полански нашел себя в другом — вскоре начал работать на детском телевидении, а в 1955 году снялся в фильме Анджея Вайды «Поколение». Именно по рекомендации Вайды Полански поступил в киношколу в городе Лодзи и закончил ее в 1959 году.
Мировую известность Полански приносит его полнометражный кинодебют "Нож в воде" (1962). Ограничив место действия фильма пространством яхты, на которой находятся трое людей, режиссер создает чрезвычайно напряженную драму о противостоянии характеров.
Благодаря триумфу «Ножа в воде» он получил приглашение работать в Европе. Свой второй полнометражный фильм Роман Полански снял в Лондоне, в 1965 году. Он снова использовал идею ограниченного пространства и нагнал напряжение на уровне лучших фильмов Альфреда Хичкока. В «Отвращении» героиня юной Катрин Денев поселяется одна в квартире и, попадая под власть своих галлюцинаций, сходит с ума. В замкнутом мире квартиры (тема квартиры появится в творчестве Полански еще не раз) стены выпрастывают мертвые руки, чтобы гладить свою хозяйку, шнуры от ламп вьются, чтобы обнимать ее, шкафы распахивают дверцы, чтобы слиться с нею. «Отвращение» до сих пор считается образцом удачного соединения гения и патологии — союз, заключенный против нормы.
Первую свою цветную картину — «Бал вампиров, или, Извините, но у меня в шее ваши зубы» Роман Полански снял в 1967 году. Этот очень смешной и стильный фильм, похож скорее не на готические ужасы Европы, а на фантазии Николая Гоголя из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сам Роман Полански очень хорошо сыграл слугу, одержимого поиском вампиров профессора. Кстати, Полански очень много работал как актер, и снялся почти во всех своих фильмах.
После успеха «Бала вампиров» режиссера пригласили снимать в Америку, где он экранизировал роман Айры Левина «Ребенок Розмари», о девушке, которую секта использует для зачатия ребенка от Сатаны. Главные роли в этом фильме сыграли Джон Кассаветис (режиссер, лидер авторского, независимого кинематографа США того времени), и Миа Фэрроу. Уникальность постановки Полански оказалась в том, что он не расставил точки, сместил грань между реальностью и вымыслом и до конца не понятно: действительно ли Розмари беременна от дьявола или происходящее — лишь порождение ее воспаленного сознания.
После этой картины Роман Полански признали одним из самых талантливых и перспективных режиссеров Голливуда. Но в итоге эта лента о дьявольской секте превратилась в реальный кошмар для самого режиссера. Банда Чарльза Мэнсона жестоко убила беременную жену Полански — актрису Шэрон Тейт.
После убийства Тейт он уехал в Европу. В 1971 снял фильм «Макбет». Национальный совет кинокритиков США назвал «Макбет» Полански лучшим фильмом года.
В Америку режиссёр вернулся в 1974-м, чтобы снять фильм по сценарию Роберта Тауна "Китайский квартал" с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй в главных ролях. Фильм сделан в жанре «черного фильма», популярного в Голливуде в 1940-1950-е гг.
В 1976 Роман Полански снял фильм- триллер «Жилец», о человеке, одержимом паранойей. Действие разворачивается, как и в «Отвращении», в отдельно взятой квартире, а главную роль Полански сыграл сам.
В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Гейли в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Фотомодель Гейли вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик. После ареста и предъявления обвинений Полански, до вынесения приговора был отпущен под залог. Но 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, бежал из США в Великобританию, а затем, чтобы избежать экстрадиции, во Францию. Больше он в США не возвращался.
Во Франции, спустя два года, в 1979-м, вышел фильм «Тесс» по роману Томаса Харди «Тесс из рода д’Эрбервиллей». В этом фильме заглавной роли впервые снялась 15-летняя Настасья Кински. Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт.
Затем последовали «черная» комедия «Пираты»(1986), триллер «Неистовый» (1988), в котором снялся Харрисон Форд и эротическая мелодрама «Горькая луна» (1992), драма «Смерть и дева» (1994), по пьесе Ариэля Дорфмана, и «Девятые врата» (1999). В мистическом триллере «Девятые врата» снимались Эммануэль Сенье и Джонни Депп.
В 2001 Роман Полански начал работать над фильмом «Пианист». В основу сюжета легли мемуары известного польского музыканта и композитора Владислава Шпильмана, которого спас от смерти во время Второй Мировой Войны немецкий офицер. Пианист, семья которого погибла в Треблинке, после окончания войны вновь приступил к работе на радио и впоследствии стал известным композитором. Его воспоминания были опубликованы во многих странах. Он умер несколько лет назад в возрасте 88 лет.
«Самое ценное в этих воспоминаниях то, что они не носили для меня слишком личный характер, но повествовали о событиях, которые я очень хорошо знал и помнил. Рассказ Шпильмана помог мне восстановить картину прошлого», — рассказывал 68-летний режиссер, который впервые обратился к теме знакомой ему не понаслышке.
Главную роль в фильме сыграл актер Эдриен Броуди. Чтобы лучше вжиться в образ, Броуди учился играть на пианино, занимаясь каждый день. Часть музыки, звучащей в фильме, исполняется самим актером. «Полански, родившийся во Франции и переехавший со своими родителями в Польшу за два года до начала Второй мировой войны, сохранил в своей памяти мельчайшие детали этого страшного периода — от нацистской формы до дорог, по которым входили части фашистской армии. Когда нам надо было добиться большей выразительности, он рассказывал то, что произошло с ним лично», — вспоминал потом сценарист Рон Харвуд.
Идея подобной картины всегда жила в Романе Полански, но видимо он чего-то ждал, и все это время искал материал для своего фильма, ибо не хотел пересказывать собственную историю буквально.
В 2005 году Полански экранизировал роман Чарльза Диккенса "Оливер Твист".
В 2009 году кинорежиссер опять оказался в центре скандала. В разгар работы над триллером «Призрак» (The Ghost Writer) с Пирсом Броснаном и Юэном МакГрегором в главных ролях он был задержан в Швейцарии, куда приехал за очередной кинопремией, в связи с давним делом Саманты Гейли (к моменту его ареста успевшей выйти замуж и сменить фамилию на Геймер). В итоге Полански не смог присутствовать на премьере «Призрака» на Берлинском международном кинофестивале, состоявшейся, пока он находился под домашним арестом, и получить присужденного ему «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
Проведя в четырех стенах почти год, в июле 2010 года режиссер получил свободу, а США, настаивавшие на его выдаче, – отказ от экстрадиции узника. Возможно, на швейцарские власти повлиял тот факт, что в защиту Поланского выступили десятки известных кинематографистов – от Вуди Аллена, Мартина Скорсезе и Дэвида Линча до Педро Альмодовара, Эмир Кустурицы и Даррена Аронофски. Да и сама Саманта Геймер неоднократно говорила, что готова снять с него все обвинения (но американские правоохранители к ее мнению не прислушались).
Впрочем, избавившись от необходимости «сидеть дома», Полански не избавился от дурной славы. В дальнейшем претензии к нему предъявляли и другие женщины. Правда, все это были «дела давно минувших дней».
А в 2013 году он вновь чуть было не оказался в заточении по требованию США, на сей раз – в Польше. Тут все ограничилось беседой с польскими прокурорами, и американское правосудие опять осталось ни с чем. Однако, насколько известно, дело кинорежиссера до сих пор не закрыто, а в 2018 году он в связи с испорченной репутацией был исключен из числа академиков Американской академии кинематографических искусств, вручающей «Оскар».
Следующая после «Призрака» большая работа Поланского была представлена публике менее чем через два года. Первый показ трагикомедии с названием, больше подходящим для фильма ужасов, – «Резня» (Carnage) с Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Джоном Си Райли и Кристофом Вальцем в главных ролях состоялась в декабре 2011 года на Венецианском международном кинофестивале, где картина претендовала на «Золотого льва», но его не получила. В дальнейшем она была награждена французским «Сезаром» за сценарий, который Полански написал собственноручно вместе с Ясминой Реза.
В 2013 году на экраны вышла его драма «Венера в мехах» (La Vénus à la fourrure) с Эммануэль Сенье и Матье Амальриком, номинированная на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского международного кинофестиваля, но получившая только «Сезар» (в категории «Лучший режиссер»).
Спустя четыре года состоялась премьера триллера «Основано на реальных событиях» (D'après une histoire vraie), где Эммануэль Сенье опять была в ключевой роли. Мнения о фильме разошлись: одни его хвалили, а другие называли худшим вариантом мыльной оперы.
Последний на сегодня кинопроект Поланского, историческая драма «Офицер и шпион» (J’accuse) с Жаном Дюжарденом, Луи Гаррелем и Венсаном Грассом в главных ролях и все с теми же Эммануэль Сенье и Матье Амальриком во второстепенных, была впервые показана в 2019 году на киносмотре в Венеции. Лента, повествующая о самом нашумевшем судебном процессе Франции конца ХIX века – так называемом деле Дрейфуса, была номинирована на «Золотого льва», но фестивальное жюри ограничилось несколькими менее значительными призами. Куда более успешным для создателей оказался «Сезар», где в том числе награды был удостоен и сам Полански (как лучший режиссер и сценарист). Эта была уже пятая его победа, что сделало режиссера рекордсменом по числу полученных «Сезаров».
Правда, на церемонию он ехать отказался, так как связанная с обвинениями в изнасиловании шумиха и не думала утихать и жаждущие возмездия активисты пообещали устроить ему «теплый прием».
В 2021 году Полански приступил к съемкам нового фильма – драмы «Отель “Палас”» (The Palace) с интернациональным актерским составом. В команду приглашены американец Микки Рурк, француженка Фанни Ардан, немец Оливер Мазуччи и даже россиянин Александр Петров. Картина, события в которой разворачиваются в роскошном отеле в швейцарских Альпах накануне Нового года, выйдет на экраны 28 сентября 2023 года.
Личная жизнь
Роман Полански женат в третий раз.
Впервые он женился в 1959 году на 19-летней польской танцовщице и актрисе Барбаре Квятковской, которая в тот момент была очень популярна в Польше после выхода на экраны комедии Тадеуша Хмелевского «Ева хочет спать» (Ewa chce spac). На съемочной площадке этого фильма, в котором у Квятковской была главная роль, пара, собственно, и встретилась. В вышедшей через месяц после свадьбы 20-минутной короткометражке Полански «Когда падают ангелы» (Gdy spadaja anioly) его очаровательная молодая жена исполнила главную роль, а он сам эпизодическую и при том женскую.
В 1962 году супруги развелись, а уже в 1963-м Барбара снова вышла замуж – за австрийского актера Карлхайнца Бема, более всего известного ролью австрийского императора Франца Иосифа в культовой кинотрилогии «Сисси» (Sissi) о юной принцессе Елизавете Баварской (ее сыграла Роми Шнайдер). Полански, в свою очередь, подождал пять лет и в 1968 году женился на американской актрисе и модели Шэрон Тейт, с которой познакомился на съемках своей ленты «Бал вампиров» (Dance of the Vampires), где она играла одну из ролей.
Счастливые молодожены ждали своего первенца, когда с Шерон случилась беда. В августе 1969 года 26-летняя беременная женщина была зверски убита сектантами, ворвавшимися на их с Полански виллу в Беверли-Хиллз. Ребенок успел получить имя (его назвали Полом Ричардом), но так и не успел родиться.
Этот ужасный случай произвел огромное впечатление на Полански, которого в ту трагическую ночь не было дома, и навсегда изменил его мировоззрение. Как говорил он сам, с «безграничного, безмятежного моря ожиданий и оптимизма» на «укоренившийся пессимизм… вечную неудовлетворенность жизнью».
Решиться на новый брак режиссер смог только 20 лет спустя. Его избранницей в 1989 году стала французская актриса Эммануэль Сенье (внучка звезды «Проклятых королей» (Les rois maudits) Луи Сенье), которая пришла к режиссеру на пробы. В 1987 году она впервые появилась в его фильме – детективном триллере «Неистовый» (Frantic), а затем еще не раз снималась у него уже после замужества.
Сенье родила Полански дочь Моргану (в 1993 году) и сына Элвиса (в 1998-м). Оба они также снимались у отца. Моргану, например, можно было видеть в «Призраке», «Оливере Твисте» (Oliver Twist) и «Пианисте», а Элвиса – в «Резне».
Фильмография (избранное)
- Режиссер
- Отель «Палас» (2023)
- Офицер и шпион (2019)
- Основано на реальных событиях (2017)
- Венера в мехах (2013)
- Резня (2011)
- Призрак (2010)
- У каждого свое кино (2007)
- Оливер Твист (2005)
- Пианист (2002)
- Девятые врата (1999)
- Смерть и девушка (1994)
- Горькая луна (1992)
- Неукротимый (1988)
- Пираты (1986)
- Тэсс (1979)
- Жилец (1976)
- Китайский квартал (1974)
- Что? (1972)
- Макбет (1971)
- Ребенок Розмари (1968)
- Без вампиров (1967)
- Тупик (1966)
- Отвращение (1965)
- Самые прекрасные мошенничества в мире (1964)
- Нож в воде (1962)