Реклама
  • Петр Наумович Фоменко — легендарный российский режиссер, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская П. Фоменко», народный артист России, лауреат государственных премий.
  • Родился в Москве 25 июля 1932 года. Учился в школе N9, с детства играл на скрипке, окончил музыкальную школу имени Гнесиных и даже закончил по классу скрипки музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Петр Фоменко театр любил с детства и, несмотря на то, что образование получал музыкальное, мечтал о театральной сцене. И в результате пошел в артисты – поступил на актерское отделение МХАТ. Но проучился он там недолго – после окончания второго курса был изгнан «за хулиганство». Затем поступил в ГИТИС, курс Николая Горчакова, одним из преподавателей молодого Фоменко был легендарный режиссер  Андрей Гончаров.
  • Режиссерская карьера

  • Ставить Фоменко начал в конце 50-х годов прошлого века. Первый спектакль — «Беспокойное наследство» по пьесе Финна — он выпустил в 1958 году, а уже в 60-х годах был записан в число «осквернителей праха русской классики». Причиной этого стали две постановки режиссера —  «Смерть Тарелкина» в театре Маяковского и  «Новая Мистерия-Буфф» в театре Ленсовета. Обвиняли Фоменко в надругательстве над текстами классических произведений Сухово-Кобылина и  Маяковского и, в результате, зрители эти спектакли так и не увидели. Постоянного театра у Фоменко не было и он ставил и для телевидения и для множества разных театров – работал  в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке… Но в 1972 году «осел» в Ленинградском театре комедии – до 1977 года он был режиссером этого театра, а с 1977 по 1981 – главным режиссером. Потом неугодного режиссера сняли власти и опять начался период без театра.
  • Из интервью Петра Фоменко: «Я и сам был молью, разъедающей классику. Наверное, с точки зрения чиновников так и было. Тогда, в былые годы, на всех нас был надет идеологический намордник, в котором мы вынуждены были жить. Роль этого намордника играло чиновничество от культуры. Сейчас этого чиновничества фактически нет. Сейчас его роль выполняют деньги. Деньги, воплощённые в людях… Олигархи ли это, или финансисты, хозяева жизни».
  • Мастерская Петра Фоменко

  • В 80-х годах Петр Фоменко начал преподавать в ГИТИСе, и это изменило вектор судьбы. Среди выпускников курса ФоменкоСергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина,  Владимир Епифанцев, Сергей Пускепалис и др.
  • Из интервью Петра Фоменко:  «Энергия заблуждения для театра важнее «правильного», здравого образа мыслей, взглядов. Я говорю, как старый человек, но если бы мне пришлось начинать сначала, то всё было бы так же. Даже в других условиях, политических, исторических, идеологических. Мне кажется это так сегодня не потому, что я умудрён пережитым, а потому, что я был счастлив заниматься театральной педагогикой. Поначалу не от хорошей жизни. Мой учитель взял меня просто преподавателем, потому что я отказался вести курс. Смысл педагогики широк, но главное-то всё одно остаётся: выращивание в людях их же индивидуальностей в контексте времени и — всё-таки – культуры».
  • Появились свои «Фоменки», из выпускников курса была создана «Мастерская Петра Фоменко» — театр, по праву входящий в число лучших в Москве. С В 1993 году театр отпраздновал новоселье, получив небольшое, но свое помещение. И там прогремели «Волки и овцы» — фоменковское прочтение классической пьесы Островского. А настоящее театральное здание театр Фоменко получил лишь в 2008 году.
  • О театре «Мастерская Петра Фоменко: «Нет у меня никаких концепций, концептуальных построений. Для меня самое главное — сохранить, развить театр, обеспечить творческий рост труппы. Меня так долго отовсюду выгоняли, такое долгое время мы жили без крыши над головой (хотя находились добрые люди, которые не боялись нас приютить у себя, как, например, Центральный дом актера и его директор М. Эскина), что кажется, будто жизнь театра и успех его работы во многом зависят от каких-то самых разных факторов. Мы так мечтали о собственной крыше, что, возможно, именно это и заставляло нас каждой работой доказывать свое право на это».
  • Театр «Мастерская Петра Фоменко» — театр классического репертуара. В нем ставят Пушкина и Островского. Фоменко в своем театре, оставаясь экспериментатором, больше не разрушал устои, его спектакли отличались нежным и отношением к классическим произведениям, к каждому слову и будто бы дарили особый свет.
  • Из интервью Петра Фоменко: «В театре можно делать все, другое дело, что театр — это жизнь, что все эксперименты, все работы оплачиваются жизнью художника в той или иной степени. Мне пришлось в этом убедиться самому. Режиссеры любят ставить классику и пробуют прочитать ее по-своему, сообразно моменту. Раньше можно было сказать про любую постановку и про любого постановщика, что он оскверняет классику, и изничтожить его тем самым, отлучив от профессии. Я знаю многих представителей моего поколения, моих коллег, моих друзей, которые умирали, когда их отлучали от театра. Сейчас ставить классические произведения так, как ты этого хочешь, не опасно для жизни. Сейчас — свобода. Другое дело, что свободы столько, что порой не знаешь, что с ней делать».
  • Созданные Петром Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий.  Петр Фоменко в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, в 2005 — Командора ордена искусств Франции, в 2004 году удостоен премии Президента РФ, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007). Всего Петром Фоменко создано более 60 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).

 

Личная жизнь

 

  • Петр Фоменко был женат два раза. Первой женой Петра Фоменко была художник-постановщик Лали Бадридзе. Второй раз режиссер женился на актрисе Майе ТупиковойСына Андрюса ему подарила третья женщина, литовская писательница Аудроне Гирдзияускайте.
  • Режиссер Петр Фоменко скончался в Москве 9 августа 2012 года на 81-м году жизни.
  • Работы в кино

  • «На всю оставшуюся жизнь» (1975) — режиссер, сценарист.
  • «Почти смешная история» (1977) — режиссер.
  • «Поездки на старом автомобиле» (1986) — режиссер, актер.
  • «Черный монах» (1988).


ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь



Сплотило горе: Наталья Штурм воссоединилась с первым мужем 08:31, 09.01.2024
57-летняя Наталья Штурм раскрыла стоимость интимной пластики и других косметических операций 14:00, 31.08.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через