Читайте нас в Telegram
Реклама

Николай Гринько – советский актер, народный артист Украинской ССР (1973).

Биография и карьера

Николай Гринько родился 22 мая 1920 года в Херсоне, в актерской семье.

Григорий Гринько и Лилия Броневская служили в рабоче-крестьянском передвижном театре, где мать Коли была ведущей актрисой (впоследствии ей присвоили звание заслуженной артистки Украинской ССР). Из артистической среды происходила и его крестная: Оксана Петрусенко была известной оперной певицей, в 1939 году получившей звание Народной артистки Украинской ССР (сегодня ее именем названы улицы во Краматорске, Луганске и Львове). Таким образом, мальчик, чье детство прошло за театральными кулисами, мог мечтать только о том, чтобы вырасти и самому выходить на сцену.

Однако его планам выучиться на актера помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война. 21-летнего юношу призвали в армию, где он попал в одно из подразделений дальнебомбардировочной авиации Военно-воздушных сил СССР (той самой, чьи самолеты в 1941 году бомбили вражеский Берлин). Служа в авиации, Николай прошел всю войну и за полгода до ее окончания был награжден медалью «За боевые заслуги».

Но даже в самые страшные годы войны он не забывал о своем призвании, при каждом удобном случае участвуя в художественной самодеятельности. А когда вернулся домой, то первым делом устроился помощником режиссера Запорожского музыкально-драматического театра им. Н. Щорса (ныне носит имя театрального режиссера Владимира Магара), где скоро стал актером, со временем – и ведущим. Здесь же он обучался в театральной студии, получив актерское образование.

В середине 1950-х Гринько получил неожиданное предложение стать актером и худруком Киевского эстрадного оркестра «Днепр». Выступая вместе с музыкальным коллективом, развлекал зрителей интермедиями, был конферансье, певцом – чего только не делал. Разве что на скрипке не играл, хотя и учился этому в детстве.

Примерно в те же годы в его жизнь пришел кинематограф. Вообще кинодебют Гринько состоялся еще в 1951 году, когда он сыграл крепостного крестьянина в историко-биографической драме Игоря Савченко «Тарас Шевченко» с Сергеем Бондарчуком в главной роли. Но появление артиста на экране было мимолетным, в титрах его даже не упомянули, и следующие несколько лет режиссерам он был неинтересен.

Все изменилось в 1956 году, когда Гринько стал актером Киностудии им. А. Довженко. В июле того же года вышла мелодрама «Есть такой парень», где он сыграл одного из рабочих завода, на следующий год – драмы «Павел Корчагин» и «Правда», а затем те же самые Александр Алов и Владимир Наумов, что снимали «Павла Корчагина» с Василием Лановым в главной роли, позвали Гринько в свой новый фильм – «Мир входящему». В нем актер сыграл американского военнослужащего и сделал это так убедительно, что на Венецианском международном кинофестивале 1961 года ему был подарен автомобиль «Студебекер» (но только легковой, а не грузовой, каким он управлял по сценарию), – зрители в зале с трудом поверили, что роль шофера исполнил не американец. За призом Гринько, правда, так и не приехал.

Возможно, именно в этой картине артиста впервые увидел Андрей Тарковский – в те годы начинающий режиссер. К началу 1960-х он успел снять всего несколько короткометражек и как раз готовился снимать свой дебютный полнометражный фильм – «Иваново детство». На роль подполковника Грязнова Тарковский задумал пригласить Гринько, но когда тому об этом сообщили, он стал отказываться – как раз собирался в отпуск и ни в какую не хотел менять рыбалку на съемки у никому не известного молодого режиссера. Согласился, лишь когда узнал, что работать предстоит там же, где он собирался отдыхать.

Николай Гринько: «Фильм снимали лихо, с задором. Но должен откровенно сказать: впечатления, что я приобщился к чему-то гениальному, у меня совершенно не было. Через некоторое время я снимался на “Ленфильме” и случайно попал на премьеру “Иванова детства”. И тут, пока шел фильм, ругал себя всеми нехорошими словами. Как же я, не новичок в кино, не увидел во время съемок, какая делается картина! Тут только я понял, что у этого очень молодого режиссера большое будущее. И когда фильм закончился, я просто обалдел. Да и не только я». («Советский экран»)

Так Гринько познакомился с Тарковским, для которого на долгие годы превратится в своего рода талисман – легендарный режиссер затем будет снимать его во всех своих фильмах, созданных до эмиграции: «Андрее Рублеве» (Даниил Черный), «Солярисе» (Ник Кельвин), «Зеркале» (Иван Гаврилович), «Сталкере» (профессор).

Николай Гринько: «Я вам расскажу, как трудно делали “Сталкера”. Этот фильм снимали дважды. Тарковский посмотрел почти готовый материал и сказал: “Это картина не моя. Я не могу выпустить такой фильм. Я должен все переснять”. И кругом, конечно, все охали, ахали. Какие-то режиссеры говорили, что такой материал украсит любую картину. Но Андрей ничего не слышал, был непоколебим». («Советский экран»)

Кому-то это может показаться удивительным, но широкой аудитории актер стал известен вовсе не своими ролями в фильмах культового кинорежиссера, а, прежде всего, благодаря роли папы Карло в детской сказке «Приключения Буратино», которую в 1975 году снял Леонид Нечаев – будущий известный «киносказочник», в тот момент только-только начинавший делать свои первые шаги в кино. В отличие от сложных и многослойных картин Тарковского, осмыслить которые мог далеко не каждый, «Приключения Буратино» понимали все и сразу, что сделало ленту и всех ее героев невероятно популярными в СССР.

При этом мало, кто знал, что судьба этой картины была почти такой же непростой, как и судьба кинофильмов Тарковского, которые то надолго клали на полку, то нещадно подвергали цензуре. Безобидную, казалось, бы сказку чиновники тоже не хотели никому показывать, полагая ее вредной для детей. Да и самого Гринько они до этого отказывались утверждать на роль: дескать, человеку такого роста только Гулливера играть. На свой страх и риск Нечаев тогда пошел ва-банк и приступил к съемкам, не дожидаясь отмашки.

«Приключения Буратино» стали для артиста творческой удачей и проклятием одновременно. Безупречно созданный им сказочный образ приклеился к нему настолько крепко, что, сколько бы Гринько не снимался у Тарковского и других кинорежиссеров, для обычных зрителей он всегда оставался папой Карло, и только так называли его взрослые и дети, когда случайно встречали на улице. Изменить это не смогли даже «Приключения Электроника» – другой очень любимый в СССР детский кинофильм, созданный в 1979 году режиссером Константином Бромбергом, в котором Гринько исполнил роль профессора Громова. О других лентах, которых в фильмографии актера за всю его жизнь набралось около полутора сотен (и среди них были такие шедевры, как «Война и мир» Сергея Бондарчука), и говорить не приходится.

РИА Новости: «Самой неожиданной работой Николая Гринько многие до сих пор считают роль Антона Павловича Чехова в картине Сергея Юткевича “Сюжет для небольшого рассказа”. <…> Когда Юрию Яковлеву, которому тоже приходилось играть Чехова, показали фотографии Гринько и Чехова и попросили определить, кто есть кто, он уверенно указал на фото Николая Григорьевича – это Чехов. Своей жене Гринько потом признавался, что несколько лет не мог выйти из образа Чехова».

Николай Григорьевич снимался почти самого последнего дня. Его финальная картина – драма Виктора Соколова «Предлагаю руку и сердце», где он вместе со Светланой Немоляевой сыграл одну из своих немногочисленных главных ролей, вышла на экраны в феврале 1989 года, а через два месяца после этого актера не стало. Он умер 10 апреля от лейкемии, которую у него диагностировали несколькими месяцами ранее. Ему было 68 лет.

Актер похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Личная жизнь

Николай Гринько был дважды женат. Его первой женой стала актриса, так же как и он игравшая в запорожском театре. Брак, однако, распался. Вторая судьбоносная встреча произошла в киевском оркестре «Днепр» – избранницей 37-летнего актера стала 25-летняя скрипачка Айше Чулак-оглы, турчанка по национальности. Ради любимого супруга она оставила консерваторию, где училась на пятом курсе, и музыкальную карьеру вообще.

Вместе они прожили больше тридцати лет и разлучились только со смертью актера. Айше Чулак-оглы пережила мужа почти на четверть века и умерла в 2013 году, успев отметить 80-летний юбилей.

РИА Новости: «У Гринько никогда не было детей, но несколько поколений детей до сих пор любят и помнят его папу Карло из “Приключений Буратино” и профессора Громова из “Приключений Электроника”».

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Фильмы и телепрограммы к юбилею Андрея Кончаловского с 15 по 21 августа 2022 года 17:16, 15.08.2022
Что смотреть по телевизору в выходные 16 и 17 апреля 02:29, 16.04.2022

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через