Читайте нас в Telegram

Наталья Варлей

Реклама

Наталья Варлей – советская и российская актриса, артистка цирка, заслуженная артистка РСФСР (1989).

Биография и карьера

Наталья Варлей родилась 22 июня 1947 года в крупнейшем в Румынии причерноморском городе Констанца.

В Румынии семья оказалась из-за службы отца – морского офицера, участника Великой Отечественной войны, который тогда командовал военными кораблями советского черноморского флота и взял свою беременную супругу в плавание по портам Восточной Европы. Так вышло, что роды начались, когда они находились в румынской Констанце.

НОВОСТЬ
Возможно, девушка пойдет по стопам мамы.

Переезды и в дальнейшем были неотъемлемой частью его жены и двоих дочерей (в 1953 году у Натальи появилась младшая сестра Ирина). Так, после возвращения в СССР они жили и в Ленинграде, и в Мурманске и даже во Владивостоке, пока в конце 1950-х не осели в Москве, хотя глава семейства еще некоторое время продолжал работать на Севере.

Наташа росла творческим ребенком. Хорошо рисовала, училась в музыкальной школе, сочиняла стихи и очень любила читать, а во время очередной поездки с родными в Сочи (где они старались отдыхать ежегодно) ее сердцем безраздельно завладел цирк. Представление, которое увидела девочка, настолько ее восхитило, что она решила стать цирковой артисткой и, вернувшись в Москву, тут же записалась в детскую цирковую студию, куда как раз набирали детей в возрасте 11–13 лет.

Это было довольно неожиданное и смелое решение, ведь в детстве Наташа переболела ревмокардитом, и врачи запретили ей даже школьную физкультуру. Но, к счастью, опасения оказались напрасными – болезнь осуществлению мечты не помешала.

После школы девушка поступила на акробатическое отделение Государственного училища циркового искусства (сегодня носит имя легендарного Карандаша – Михаила Румянцева), чтобы стать профессиональной эквилибристкой. Получив диплом, работала в различных цирках страны и какое-то время выступала в Московском цирке на Цветном бульваре в одном номере с «грустным клоуном» Леонидом Енгибаровым. Благодаря ему она и оказалась в кино.

Енгибаров был очень дружен с кинорежиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, который иногда приходил на его представления. Во время очередного визита в цирк Юнгвальд-Хилькевич обратил внимание на изящную напарницу Енгибарова и предложил ей роль в своем фильме «Формула радуги». Девушка, конечно, с радостью согласилась.

В дальнейшем судьбоносные встречи продолжились. На съемках решила поприсутствовать ассистентка Леонида Гайдая, который никак не мог найти актрису, соответствующую его представлениям о том, какой должна быть студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица Нина в его новой комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Привередливый режиссер «забраковал» множество актрис (от Жанны Болотовой и Натальи Кустинской до обеих дочерей знаменитого шансонье Александра ВертинскогоМарианны Вертинской и Анастасии Вертинской), так что его разосланные «во все концы» ассистенты использовали любую возможность, чтобы привести на пробы кого-нибудь еще.

Так среди претенденток на роль и оказалась юная циркачка. Настолько обаятельная и по-юношески непосредственная, что режиссер приказал дальнейшие поиски прекратить: свою Нину он нашел.

Участие в этом фильме изменило планы Наташи на жизнь. С триумфальным выходом картины на экраны в 1967 году она уходит из цирка и становится студенткой Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина, перед этим успев получить свою следующую главную роль – в мистической ленте Константина Ершова и Георгия Кропачева «Вий» по одноименному произведению Николая Гоголя (которую иногда на современный манер называют первым отечественным фильмом ужасов).

Наталья Варлей: «Я руками и ногами отбивалась от последовавших за “Кавказской пленницей” целой обоймой таких Нин, только ухудшенных копий. Единственная роль, на которую согласилась тогда, была в фильме “Вий” – и то, потому что другая драматургия совсем». («Интервью»)

В 1970 году в прокат выходит еще одна экранизация – «Золото» Дамира Вятич-Бережных по повести Бориса Полевого. Главную роль в фильме опять играет Варлей.

Наталья Варлей: «У подъезда народ дежурил. Приезжали жениться в большом количестве – мама отбивалась. А вот так, чтобы по улице за мной шла толпа, – такого не было. Я была маленькая, худенькая, с длинными волосами – никто не узнавал». («Интервью»)

Одновременно она снимается в главной роли в музыкальной комедии Эдуарда Абалова «Бушует “Маргарита”», а в 1971 году кинотеатры страны показывают один за другим целых три прекрасных фильма с ее участием: «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова (по мотивам произведений Михаила Булгакова), «Семь невест ефрейтора Збруева» Виталия Мельникова и «12 стульев» Леонида Гайдая (по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова).

К слову, в обоих фильмах Гайдая актриса говорит не своим голосом, а голосом Надежды Румянцевой (режиссер нередко использовал в работе этот прием, ссылаясь на «режиссерское видение»). Но, чтобы хоть однажды ее голос в его картине все-таки прозвучал, он попросил Варлей озвучить американскую актрису Келли Мак-Грилл в своей последней ленте – «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (к тому моменту у артистки уже накопился приличный опыт дубляжа). Добавим, что в «Вие» за Варлей говорит Клара Румянова, а в «Дмитрие Кантемире»Евгения Ветлова.

Вообще же нередко режиссеры не позволяли артистке не только говорить, но и петь (при том, что и то и другое она прекрасно могла делать сама). Так, в «Кавказской пленнице, или Новых приключениях Шурика» знаменитую «Песенку о медведях» за нее пела Аида Ведищева.

Впрочем, в будущем Варлей с лихвой компенсировала эту «несправедливость»: озвучила десятки фильмов (например, в «Дикой Розе» (Rosa salvaje) Веронику Кастро) и записала несколько песенных альбомов, в которых в том числе и перепела то, что ей не дали спеть с самого начала (хотя петь она любила и умела с детства).

Другое ее детское увлечение – книги материализовалось в виде ее автобиографии «Канатоходка», которая была издана в 2018 году. При этом мало, кто знает, что литературным творчеством автор тоже занималась профессионально – у нее за плечами Литературный институт им. А. М. Горького, который она окончила в конце 1980-х.

Что касается театра, то в нем Наталья начала играть сразу после окончания Щуки в 1971 году: в течение семи лет она выходила на сцену Московского драматического театра им. К. С. Станиславского (ныне – «Электротеатр Станиславский»). В дальнейшем (видимо, из-за большой загруженности в кино) она решила не связывать себя с каким-то одним театром, а играет в антрепризных спектаклях. Так, в текущем сезоне ее можно видеть в постановке «Палата бизнес-класса» (идет на сцене Центрального дома культуры железнодорожников) по пьесе современного драматурга Александра Коровкина, принимавшего участие в подготовке сценариев к таким популярным телесериалам, как «Марш Турецкого» и «Бедная Настя». В спектакле (обещающем «два часа заразительного хохота») также заняты Семен Стругачев, Светлана Пермякова, Георгий Мартиросян и другие известные артисты.

На сегодняшний день в фильмографии актрисы – почти полсотни фильмов и около двух десятков главных ролей, в том числе в «Трех днях в Москве» Алексея Коренева, «Так и будет» Льва Мирского, «Не хочу быть взрослым» Юрия Чулюкина и т. д. А совсем недавно, в ноябре 2022 года, телеканал «Россия 1» показал мини-сериал Анарио Мамедова «Ваша тетя Люси», где ключевая роль активной пенсионерки Людмилы Ренье (той самой тети Люси) была отведена как раз Наталье Владимировне. Для поклонников творчества артистки, которая в 2022 году отметила 75-летний юбилей, это был большой сюрприз, ведь в последние годы в кино она не снималась.

Наталья Варлей: «А почему последнее время у меня так мало работы в кино? Потому что не хочется участвовать в том, к чему не лежит сердце». («Интервью»)

Кроме того, в октябре 2023-го состоялась еще одна премьера с ее участием – сериал «Не дождетесь». Режиссер проекта, Ольга Арлаускас, – дочь другой популярной советской актрисы, Марины Шиманской (более всего запомнившейся зрителям по фильму «Берегите женщин») и звезды «Спортлото-82» Альгиса Арлаускаса, которые уже много лет живут в Испании (от того их и не видно).

Наталья Варлей: «Думаете, сейчас нет предложений, что ли? Есть. Но читаю и говорю: нет. В сериалах, которых нынче полно, героини в основном молодые. А женщинам в возрасте достаются роли мам, теть, бабушек, соседок». («Интервью»)

В истории об обитателях элитного дома престарелых Наталья Владимировна сыграет Людмилу – пожилую, но сохранившую былую привлекательность женщину, передвигающуюся в инвалидной коляске. На эту роль претендовала Марина Шиманская, но родственные связи ей не помогли: дочь предпочла Варлей, а маме предложила достойную альтернативу. Помимо них, в шестисерийной ленте заняты Эммануил Виторган, Тамара Семина, Светлана Тома, Евдокия Германова, Галина Стаханова и др.

Наталья Варлей: «Стараюсь не унывать, потому что уныние – грех. Но когда совсем уж подпирает, только церковь спасает». («Интервью»)

Личная жизнь

Наталья Варлей трижды была замужем и трижды разведена.

Ее первым мужем в 1967 году стал Николай Бурляев, который тогда тоже учился в ВТУ им. Б. В. Щукина. Прожили они всего год.

Наталья Варлей: «Мы были слишком молодые: ему 21, мне 20. То есть с одной стороны, взрослые, а с другой — еще абсолютно инфантильные». («Интервью»)

Щука подарила ей встречу и со вторым будущим супругом – Владимиром Тихоновым, сыном Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова.

Наталья Варлей: «Володька – тот с папой пришел на премьеру “Кавказской пленницы” в Дом кино, сразу влюбился <…> Потом он мне рассказывал, что я представлялась ему каким-то неземным созданием». («Интервью»)

В этом браке, продлившемся несколько лет, у актрисы в 1972 году родился сын Василий (позднее его можно было видеть вместе с нею в фильме «Переходный возраст»).

Наталья Варлей: «Раньше я ужасно влюбчивая была, могла каждый день влюбляться. А на другой день смотрела на человека и думала: кто это, что это? <…> А вот настоящая любовь – это по пальцам одной руки можно пересчитать...» («Интервью»)

Через 13 лет она родила еще одного сына, Александра, но имя его отца широкой публике осталось неизвестным.

Наталья Варлей: «Это не вылилось в брак, в этой истории нет никакого продолжения». («Интервью»)

После этого артистка предприняла последнюю попытку устроить личную жизнь и отправилась в ЗАГС с человеком, далеким от мира кино, – бизнесменом, владеющим строительной фирмой (известно, что его звали так же, как ее второго мужа, – Владимир). Но и эти отношения не сложились.

Наталья Варлей: «Я считаю: если мужчина любит, то он любит женщину вместе со всем, что у нее есть: с ее кошками, собаками, детьми… А получилось, что кошек полюбил, а детей нет». («Интервью»)

Вырастив сыновей и оставшись одна, Наталья Владимировна решила окружить себя кошками. Пишут, что их у нее уже больше десятка.

Наталья Варлей: «Взаимоотношения нужно выстраивать. Но это я сейчас понимаю. А тогда нужен был высокий эмоциональный градус, иначе жить было невозможно. Просто не хватало мудрости». («Интервью»)

Фильмография (избранное)

  • Формула радуги (1966)
18:31, 03.09.2024

«Новое Радио» подарило победителю пятого сезона шоу «Ну-ка, все вместе!» путёвку на вершину шоу-биза

«Новое Радио» продолжает зажигать звезды! Рассказываем, как

4 сентября в его эфире зазвучала песня победителя самого народного вокального шоу телеканала «Россия» — «Ну-ка, все вместе!», пятый сезон которого вновь прошёл при поддержке радиостанции суперхитов и суперновинок.

 

 



«Кавказская пленница» наоборот. Рецензия на фильм «Как я встретил ее маму» 21:57, 09.05.2024
«Предлагали дворцы»: Тамара Семина рассказала, кто помог ей решить квартирный вопрос 15:00, 25.10.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через