Михаил Калатозов
- Режиссер
- Дата и место рождения: 28 декабря 1903 (69 лет), Тифлис (Российская империя)
- Дата смерти: 26 марта 1973
- Семейное положение: Жанна Валаци (в разводе, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Михаил Калатозов – советский режиссер, сценарист и оператор, народный артист СССР (1969).
Биография и карьера
Михаил Калатозов (урожденный Калатозишвили) родился 15 декабря 1903 года в Тифлисе, как тогда называлась столица современной Грузии, Тбилиси. В начале ХХ века это была окраина огромной Российской империи, именовавшаяся Кавказским краем, центром которого как раз и считался Тифлис.
Его отец, агроном по профессии, происходил из древнего грузинского княжеского рода Амирэджиби, чья фамилия – это по сути название придворной (и, как правило, наследственной) должности лица, занимавшего при царе Грузии, когда та еще была самостоятельным государством, пост заместителя министра внутренних дел, кем очевидно и были некоторые предки режиссера.
Из-за Октябрьской революции 1917 года, разрушившей планы 14-летнего Михаила на жизнь, он был вынужден оставить учебу и пойти зарабатывать. Свое образование позднее он продолжил уже на рабфаке, служившем своего рода трамплином для поступления в вуз, а завершил его в аспирантуре современного Российского государственного института сценических искусств (тогда носившего другое название).
Перед тем, как прийти в кино, Михаил сменил множество профессий. Трудился простым рабочим, водителем и т. д., пока в 1923 году не оказался на Тифлисской киностудии (которая в те годы именовалась Госкинпромом Грузии). Попал на нее шофером, а потом стал потихоньку взбираться по карьерной лестнице – был киномехаником, монтажером, ассистентом кинооператора, кинооператором, и, наконец, вторым режиссером, в 1928 году вместе с Нутсой Гогоберидзе сняв документальную ленту «Их царство».
Самостоятельный режиссерский дебют Калатозова состоялся в 1930 году, когда на экраны вышла его «Соль Сванетии» – непридуманный рассказ о жизни общины Ушкул, отрезанной от остального мира непроходимыми горами и ледниками. Картина была смонтирована режиссером из двух его начатых ранее, но так и незаконченных работ, поэтому содержит не только кинохронику, но и игровые сцены.
Немного ранее, в 1925 году, 23-летний Михаил засветился в кино и как актер. Роль в драме Ивана Перестиани «Дело Тариэла Мклавадзе», в создании которой он участвовал еще и в качестве сценариста, в итоге оказалась в его жизни едва ли не единственной. Сценаристом же он в дальнейшем выступал неоднократно («Гюлли», «Непобедимые» и др.).
Карьерный взлет Калатозова на Тифлисской киностудии был стремительным – всего через одиннадцать лет после того, как он впервые появился на пороге кинофабрики, его назначили ее директором.
Тогда же, в 1930-е, режиссер стал серьезно заниматься художественным кино. Поначалу неудачно (его «Гвоздь в сапоге» и вовсе был запрещен как «политически вредный»), затем все более и более успешно. В 1939 году на «Ленфильме» был снят его приключенческий фильм о летчиках – «Мужество». В 1941-м, за считанные месяцы до войны, там же – биографическая лента «Валерий Чкалов». В начале 1943 года, в разгар блокады Ленинграда, Калатозов вместе со своим коллегой Сергеем Герасимовым, представил советскому зрителю военную драму о блокадниках «Непобедимые». Съемки картины были начаты еще в самом заблокированном фашистами городе, а закончены уже в Алма-Ате, где режиссеры находились в эвакуации.
Из Алма-Аты Калатозов, будучи назначен полномочным представителем Комитета по делам кинематографии СССР, отправился в США, чтобы налаживать культурный обмен с американцами, которые в те годы были военными союзниками советского государства. Находясь там, он должен был знакомить заокеанского зрителя с отечественным кино и отбирать американские фильмы для советского кинопроката. В этот период кинорежиссер смог своими собственными глазами увидеть, как работают голливудские студии, и позднее описал свои впечатления в книге «Лицо Голливуда».
После войны он долгое время не возвращался к кинотворчеству, продолжая выполнять обязанности чиновника от кино. В частности, в течение двух лет Калатозов занимал должность заместителя министра кинематографии (соответствующее министерство было образовано на базе Комитета в 1946 году и просуществовало семь лет) и в этом статусе возглавлял советскую делегацию, отправившуюся на 1-й Каннский фестиваль.
Его первый после длительного перерыва фильм, «Заговор обреченных», увидел свет в 1950 году. Полученная на Кинофестивале в Карловых Варах премия Мира и еще более престижная для советского режиссера Сталинская премия вдохновили его на дальнейшую работу. Один за другим стали выходить его киноленты – «Вихри враждебные», «Первый эшелон», «Верные друзья»…
«Верные друзья» – добрая комедия о трех старых товарищах, которых сначала развела, а потом вновь свела судьба – стала одним из лидеров проката 1954 года, когда ее посмотрели свыше тридцати миллионов человек. Вся страна вслед за любимыми киногероями запела берущие за душу песни, написанные поэтом Михаилом Матусовским и композитором Тихоном Хренниковым. Песня «Что ж так сердце растревожено» то и дело звучала по радио по заявкам радиослушателей, а фирма грамзаписи «Мелодия» даже выпустила пластинку с музыкой из «Верных друзей» (подобной чести в то время удостаивались лишь избранные картины).
Казалось, что большего успеха достичь уже невозможно, но в 1957 году советские кинотеатры показали новую военную драму Калатозова «Летят журавли». Вот это была настоящая сенсация – военный фильм не о войне как таковой, а о людях, ставших ее современниками, оценили не только валом валившие на него зрители, но и жюри Каннского кинофестиваля, наградившее его (и это был единственный случай за всю историю советского кинематографа) «Золотой пальмовой ветвью». Зал стоя аплодировал картине и ее создателям, а отзывы в мировой прессе были сплошь восторженными.
Между тем, отечественные газеты о триумфе в Каннах писали сдержанно. Например, в «Известиях», скупо обмолвившись о победе, даже не стали называть имен авторов ленты. Впрочем, искренне полюбившая ее страна своих героев все равно скоро узнала.
«Летят журавли» стал вершиной творчества Калатозова, выше которой он, по понятным причинам, подняться уже не смог. До завершения своей режиссерской карьеры он снял еще три фильма, но их названия массовому зрителю мало что говорят. При том, что в последней картине режиссера, «Красная палатка», созданной совместно с итальянскими кинематографистами в 1969 году, были задействованы такие мировые звезды, как Питер Финч, Шон Коннери и Клаудия Кардинале. «Красная палатка» даже была номинирована на американский «Золотой глобус», но получила его, правда, в результате британская драма «Воскресенье, проклятое воскресенье» (Sunday Bloody Sunday), снятая Джоном Шлезингером.
Снять что-нибудь еще мастеру не позволило давно беспокоившее его больное сердце, хотя он уже и начал готовиться к съемкам фильма о физиках-ядерщиках. В марте 1973 года режиссер попал в больницу с сердечным приступом и оттуда уше не вышел, лишь немного не дожив до своего семидесятилетия. Михаил Калатозов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь
Режиссер был женат на итальянке Жанне Валаци – дочери итальянского консула, с которой он познакомился на отдыхе в Батуми. Ради замужества она приняла советское гражданство. В 1929 году у пары родился сын Георгий. Но интернациональный брак это не спасло – вскоре супруги развелись.
Георгий Калатозишвили пошел по стопам отца – был актером, оператором, сценаристом, режиссером, но рано ушел из жизни – в пятьдесят четыре года. Еще более короткой оказалась жизнь его сына, внука Михаила Калатозова и тезки своего знаменитого дедушки. Актер, сценарист, режиссер и продюсер Михаил Калатозишвили умер от инфаркта в 2009 году, когда ему было всего пятьдесят.
Также известно о том, что у легендарного кинорежиссера был внебрачный сын Юрий. Он трагически погиб в 1961 году в Крыму, где работал ассистентом кинооператора на съемочной площадке мелодрамы Никиты Курихина «Барьер неизвестности». Юноша утонул в море прямо на глазах у своей беременной невесты (собиравшейся на крымском побережье стать его женой), актрисы Евгении Ураловой, у которой от пережитого стресса случился выкидыш.
Фильмография (избранное)
- Режиссер
- Красная палатка (1969)
- Я – Куба (1964)
- Неотправленное письмо (1959)
- Летят журавли (1957)
- Первый эшелон (1955)
- Верные друзья (1954)
- Вихри враждебные (1953)
- Заговор обреченных (1950)
- Непобедимые (1942)
- Валерий Чкалов (1941)
- Мужество (1939)
- Гвоздь в сапоге (1931)
- Сценарист
- Кафе «Изотоп» (1976)
- Красная палатка (1969)
- Непобедимые (1942)
- Цыганская кровь (1928)
- Гюлли (1927)
- Актер
- Дело Тариэла Мклавадзе (1925)