Читайте нас в Telegram
Реклама

Михаил Швыдкой – советский и российский телеведущий, искусствовед, председатель ВГТРК в 1998–2000 годах, министр культуры России в 2001–2004 годах.

Биография и карьера

Михаил Швыдкой родился 5 сентября 1948 года в небольшом киргизском городке Кант, что совсем рядом с Бишкеком.

НОВОСТЬ
Актер едва не погиб во время съемок фильма «Сватовство гусара».

Его родители происходили из Украины, но познакомились в Киргизии, вдали от родных мест: отец-военный здесь служил, а мать-хирург приехала сюда работать по распределению.

Когда сыну исполнилось пять лет, супруги расстались, и мама вышла замуж вторично – за музыканта-тромбониста. В результате этого брака в 1960 году у 12-летнего Миши появился младший брат, который, как и его отец, посвятил жизнь музыке, став трубачом (сегодня Андрей Иков – заслуженный артист России, солист Большого театра и старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского). Старшего ребенка на воспитание приняли бабушка и дедушка, у родителей он поочередно бывал по по воскресеньям.

Михаил Швыдкой: «Нужно было деликатно находить ответы на вопросы: “кого ты больше любишь?”, “где тебе лучше?”, “а что тебе там сказали?”. Тогда я и научился компромиссам. Бескомпромиссность, конечно, имеет свой смысл в определенные периоды жизни, но бывают времена <…> когда больше востребованы компромиссы». (jewish.ru)

Но случилось все это уже в Москве, куда семья переехала, как только представилась возможность (Мише тогда было девять месяцев).

Здесь Михаил закончил школу, но, несмотря на то, что рос в окружении музыкантов, планов посвятить себя искусству не имел. После школы с математическим уклоном он собирался поступать на физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, но в какой-то момент вдруг передумал и решил учиться на театроведа. При том, что театром прежде особенно не увлекался.

Несостоявшегося «физика» взяли в ГИТИС, где он стал прилежно учиться на «лирика» на театроведческом факультете.

Михаил Швыдкой: «Это было очень счастливое время. Были живы великие мастера, которые за руку здоровались со Станиславским и Немировичем-Данченко». («Сноб»)

В 1971 году учеба завершилась, и к этому моменту Михаил в правильности своего выбора уже не сомневался, хоть ему и пришлось снова уехать далеко-далеко – в Улан-Удэ, куда его, в соответствии с существовавшей в те годы системой распределения выпускников учебный заведений, на два года отправили преподавать зарубежную литературу и театр.

Михаил Швыдкой: «Мой папа, когда я поступил в театральный институт, долго молчал очень (я не могу сказать, что он со мной не разговаривал – он вообще был молчаливый человек) и произнес сакраментальную фразу: “Ну теперь тебе осталось только жениться на актрисе”. Что я, собственно, через какое-то время и сделал». («Мой герой»)

После возвращения в Москву и обретения возможности самому выбирать себе место работы Михаил устроился в ежемесячный журнал «Театр», которым в те годы руководил Афанасий Салынский – известный драматург и автор сценария к таким фильмам, как «Шофер на один рейс» с Олегом Ефремовым и Лидией Федосеевой-Шукшиной и «Взорванный ад» с Геннадием Бортниковым и Николаем Скоробогатовым.

В этом журнале он проработал семнадцать лет и сделал за это время неплохую карьеру: начав с должности простого корреспондента, в 1977 году стал ответственным секретарем, а в 1987-м – заместителем главного редактора. Параллельно защитил диссертацию, получив степень кандидата искусствоведения (позднее, в 1991 году, он защитит и докторскую).

Накопив управленческого опыта в «Театре», в 1991 году Швыдкой возглавил редакционно-издательский комплекс «Культура» – государственное учреждение, занимавшееся в том числе и изданием книг (например, в 2000 году здесь был издан сборник «Исповедальные беседы» с произведениями шведского писателя и режиссера Ингмара Бергмана). Отсюда 45-летний Швыдкой «взлетел» еще выше, будучи назначен заместителем министра культуры России.

Из Минкульта он временно уйдет в 1997 году, чтобы занять должность сначала главного редактора и зампредседателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), а затем и ее председателя. Как раз в 1997 году в рамках холдинга начал свое вещание просветительский телеканал «Культура», и Швыдкой стал его первым главредом, обеспечив успешный запуск проекта. Этот пост он покинул в 1998 году – в связи с назначением председателем ВГТРК.

Но уже через два года Швыдкой оставит и эту престижную должность, чтобы на ближайшие четыре года занять еще более высокий кабинет – министра культуры России.

Михаил Швыдкой: «Это очень тяжелая работа, и я никому в этом смысле не завидую, и всем своим преемникам желаю только удачи. Министр культуры ведь имеет дело с очень разнообразным пространством – с искусством, с явлениями мировой культуры, такими как Большой, Мариинский и дальше по списку. Они виднее, они на обложке. А заботиться надо о том, кто приходит в музыкальную школу в селе, как там живет учитель музыки и рисования, как он обеспечен?» (jewish.ru)

С 2004 года он – руководитель только что образованного Федерального агентства по культуре и кинематографии. После его упразднения в 2008-м – спецпредставитель Президента России по международному культурному сотрудничеству и посол по особым поручениям МИД России.

В 2008 году Швыдкой занял кресло президента фонд «Академия российского телевидения» (до 2011 года – организатор национальной телевизионной премии ТЭФИ), освобожденное Владимиром Познером, который считал его своим почти пятнадцать лет – с момента основания организации в 1994 году. В 2013 году Швыдкого сменил нынешний глава фонда «АРТ» Александр Акопов, а сам экс-министр в 2015-м занял одну из руководящих должностей в Комитете индустриальных телевизионных премий (в числе его учредителей «Первый канал», ВГТРК, «ТВ-Центр», «Газпром-медиа» и др.), который теперь вручает ТЭФИ.

В 2012 году Михаил Ефимович вновь возвращается к теме театра и вместе с продюсером Давидом Смелянским (инициировал строительство на Остоженке Школы оперного пения Галины Вишневской и четыре года был ее директором) создает собственный Театр мюзикла (до сих пор располагается в помещениях бывшего кинотеатра «Россия»). Главной идеей было не повторение хорошо известного бродвейского опыта, а создание национального русского музыкального шоу со своим оригинальным репертуаром.

Михаил Швыдкой: «Когда-то давно я очень хотел сделать такое ревю, чтобы показать, насколько русская и американская музыка 1930-х годов похожи. Из этого достаточно случайно родился театр. Я думал поставить один спектакль, но ведь у нас все так: если хочешь испечь булку, нужно купить колхоз, который производит зерно, потом еще мукомольную фабрику, а затем – сеть магазинов, чтобы этот хлеб продавать. Так уж случилось, что театр мюзикла возник из ничего». (jewish.ru)

Одна из свежих постановок – мюзикл «Мамонтенок», премьера которого состоялась 24 марта 2022 года. Фееричное театрально-музыкальное представление для самых маленьких зрителей, где звучат песни на музыку Геннадия Гладкова, Владимира Шаинского и Евгения Крылатова.

Одновременно Швыдкой занимается активной преподавательской деятельностью. Он – научный руководитель Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М. В. Ломоносова, а также профессор кафедры истории зарубежного театра на «родном» театроведческом факультете ГИТИСа (читает курсы лекций по истории зарубежного театра двадцатого века и современному зарубежному театральному искусству).

У Михаила Ефимовича большой опыт телеведущего.

Начиная с 2004 года, он являлся одним из соведущих музыкального ток-шоу «Жизнь прекрасна», которое сначала выходило на телеканале «Россия» как «Песни XX века», затем, сменив название, «переехало» на СТС, а после этого – на «Домашний», где просуществовало до мая 2010 года.

Михаил Швыдкой: «Телевидение – это, конечно, творчество, прежде всего, это, конечно, отдушина колоссальная. И вместо того, чтобы уехать в санаторий, ну, кто-то ездит на лыжах кататься, кто-то в баню ходит, кто-то чего-то еще, я иду снимать программу “Жизнь прекрасна”. Снимаю 6 штук за 2 дня или 9 штук за 3 дня. И это как в санатории побывал… Притом, что физически устаешь». («Сноб»)

Больше пятнадцати лет он был бессменным «фронтменом» программы «Культурная революция» на телеканале «Культура», пока ее не закрыли в 2017 году.

Михаил Швыдкой: «Телевидение имеет свои ограничения. Недаром мой продюсер на “Культурной революции” постоянно просит “Миша! Не употребляй сложноподчиненных предложений!” Телевидение требует простой рубленой фразы <…> Я стал ловить себя на том, что мне становится трудно написать серьезный книжный текст. Я отвык сложно мыслить». («Сноб»)

С 2007 года Швыдкой ведет развлекательный телеклуб «Приют комедиантов», который сначала веселил своими историями зрителей «Первого канала», а впоследствии перебазировался на «ТВ-Центр».

Также до последнего времени он являлся ведущим еженедельного дискуссионного шоу «Агора», стартовавшего на канале «Россия К» после закрытия «Культурной революции» в 2017 году.

Михаил Швыдкой: «Наша задача – не сталкивать оппонентов лбами, а предложить несколько иной взгляд на проблему и, может быть, даже найти точки соприкосновения, Я не хотел бы делать шоу, которое возбуждало бы зрительской интерес какими-то скандалами, это попытка спокойно разобраться в тех проблемах, которые вызвали скандал». (smotrim.ru)

В 2019 году программа и ее «рулевой» были удостоены ТЭФИ в соответствующих номинациях («Информационно-аналитическая итоговая программа» и «Ведущий информационно-аналитической итоговой программы»).

Михаил Швыдкой: «Я очень просил не вручать мне эту премию, когда узнал, что наша программа есть в номинации, но вынужден смириться с этой участью. Хотя мои коллеги не менее достойны». (ТАСС)

Но мало, кто знает, что дебют Швыдкого в качестве телеведущего состоялся еще в конце 1970-х, когда он стал вести выходившую на втором канале Центрального телевидения СССР ежемесячную передачу «У театральной афиши».

«Сноб»: «Телеведущий, чиновник, театральный критик Михаил Швыдкой – пожалуй, первый человек власти в постсоветской истории России, повернувшийся к публике лицом, не побоявшийся выступить перед ней в амплуа шоумена и блистательно справившийся».

Личная жизнь

Первой супругой Михаила Швыдкого стала Ольга Принцева – дочь советского писателя Юзефа Принцева, впоследствии – ученый-гистолог, после развода со Швыдким вышла замуж за физика-ядерщика Валентина Петрухина, а после его смерти уехала жить в США.

В 1979 году Швыдкой женился на актрисе Марине Поляк (стюардесса Катя Рябцева в «Мимино»), прежде побывавшей замужем за актером Михаилом Поляком (аспирант Марк в «Жили три холостяка»). От распавшегося брака у нее остался сын Сергей, родившийся в 1974 году (стал актером (Андрей, друг Олега Чагина, в «Орле и Решке»), режиссером, сценаристом), а новому мужу она в 1979 году родила сына Александра (теле- и кинопродюсер).

Михаил Швыдкой: «Когда что-то заканчивается, я начинаю придумывать что-то другое, новое. Знаете, мой дедушка умер вскорости после того, как впервые в жизни сказал: “Миша, мне не интересно жить”. Я прошу Г-спода только о том, чтобы эту фразу я сказал как можно позже». (jewish.ru)
12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.



«Я — внебрачный сын Александра Анатольевича»: Леонид Ярмольник прокомментировал смерть Александра Ширвиндта 11:36, 19.03.2024
В Москве завершилось прощание с Александром Ширвиндтом: подробности, фото, видео 12:38, 18.03.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через