Читайте нас в Telegram
Реклама

Знаменитая советская и российская балерина, прима Большого театра, народная артистка СССР (1959), хореограф, писательница и актриса родилась в Москве, в знаменитой артистической семье. Её мама была известной актрисой немого кино, а дядя и тётя – известной балетной парой, любимцами самого И.В. Сталина. Отец Майи не принадлежал к артистам балета, а занимался хозяйственной деятельностью, затем стал генеральным консулом СССР на Шпицбергене, но в 1938 году был арестован и расстрелян. Мать Майи сослали в Казахстан, а девочку пришлось удочерить тёте, чтобы Майя не попала в детский дом. Суламифь Мессерер, тётя Майи по материнской линии, была солисткой Большого театра, талантливой балериной.

Юная Майя Плисецкая в скором времени выбрала для себя карьеру артистки балета. У неё была врождённая артистичность, грация и изящество, достичь которых мало кому дано упорными занятиями.

В одном из интервью великая балерина призналась, как всё-таки она попала в балет: «Меня отдали в балет, когда мне было 8 лет, даже немножко меньше. Отдали, потому что я была довольно хулиганистая, и меня хотели скорее отдать хоть куда-нибудь. Ну и отдали в балет. Я смутно понимала – что это, но импровизировала, когда играла музыка. Я помню, моя мама, когда мы были на Шпицбергене, ставила для самодеятельности какую-то оперу, и была фотография, где я стою в позе. Очень хорошее чувство позы, а мне было всего 7 лет, и балета ещё никто не показывал».

Именно на Шпицбергене состоялся дебют Майи Плисецкой в качестве балерины: она станцевала партию в опере Даргомыжского «Русалка». Дебют был блестящим и дал Майе уверенность в своих силах. После этого она постоянно тренировалась, танцевала везде, где только можно. Именно тогда родственники приняли решение, что Майе просто суждено стать балериной.

НОВОСТЬ
Сторона бизнесмена впервые прокомментировала конфликт.

Уже в 1938 году Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. Она до сих пор благодарна своим педагогам и с теплотой отзывается о них во всех интервью:

– У Вагановой была природа – фантастическая, мозги – фантастические. Она видела сразу, в чём дело. Многие говорят – попробуй так или так… И всё мимо! А Ваганова говорила – надо так, и только тогда получалось. Ей это Бог дал, у неё все ученицы – неважно, талантливые или нет – грамотно танцевали. Сидит какая-нибудь страшненькая, кажется, сейчас она встанет и упадёт… Да нет – встанет и всё делает, и точно делает. Потому что Ваганова научила. Знаете, для меня она Микеланджело в балете. Никто не понимает её гения. А кроме того, она сохранила балет для России, когда после 17-го года все балетные уехали. Ведь Ленин вообще хотел балет закрыть, это только Луначарский еле уговорил его. Если бы Ваганова тоже уехала, не было бы русского балета, знаменитейшего русского балета. Никто не говорит, что это она сохранила, тем не менее – это она.

Но вскоре началась война, и какое-то время Майе Плисецкой пришлось провести без станка, потому что семья эвакуировалась в Свердловск, но Майя не могла без балета, поэтому она совершила отчаянный поступок – вернулась в Москву, минуя запреты родственников. И в 1943 году талантливая балерина была зачислена в труппу Большого театра. Для того чтобы поддерживать себя в форме, Майя танцевала практически во всех постановках Большого театра в это время, а в 1948 году молодая артистка уже перешла на сольные партии. Балерина шаг за шагом подходила к главным партиям. Например, в балете «Спящая красавица» она сначала была феей Сирени, затем феей Виолант и, наконец, стала Авророй. В «Дон Кихоте» она танцевала все женские партии, но, исполнив партию Китри, Майя стала настоящим открытием.

Станцевав партию «Жизели» в одноимённом балете, Майя Плисецкая безоговорочно стала прима-балериной Большого театра.
Вспоминая то время, она признаётся: «Я просто танцевала. Так, как считала нужным, даже нет – не считала, а чувствовала. Очень много вещей делается несознательно. Если начинаешь об этом думать, то получится как в анекдоте. Знаете, когда шёл старик с седой бородой, а мальчишки на улице его догнали и спросили: “Дед, ты, когда спишь, бороду кладешь на одеяло или под одеяло?” Дед стал думать и перестал спать… Вот и у меня тоже был такой случай: в “Каменном цветке” Л.М. Лавровского Хозяйка Медной горы звала Данилу одним жестом… Чуть-чуть, еле заметный жест… Меня спросили: “Как ты это делаешь?” – и всё! Я больше так не могла, я подумала: как я делаю, и всё пропало – больше этого жеста не было».
В 1959 году Майе Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР.

Самые известные партии великой балерины: Одетта – Одиллия в балете «Лебединое озеро», Аврора в «Спящей красавице» (1961), Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Раймонда в одноимённом балете Александра Глазунова. Майя Плисецкая сотрудничала со знаменитыми балетмейстерами и хореографами, которые ставили для неё балеты. Специально для примы знаменитый кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». Кроме этого, Плисецкая сотрудничала и с другими выдающимися хореографами: Юрием Григоровичем, Роланом Пёти и Морисом Бежаром.

Майя Плисецкая в большом кино

В художественное кино балерина попала с фильмом Веры Строевой «Большой концерт» (1951). Затем артистка снималась в фильмах-балетах «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-горбунке», «Анна Каренина», «Болеро», «Айседора». В экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» (1968) Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. В 1976 году балерина сыграла в фильме «Фантазия» по роману И. Тургенева. Кроме этого, прима Большого театра снялась во множестве документальных кинолент.

Личная жизнь Майи Плисецкой

Со своим мужем, легендарным композитором Родионом Щедриным, Майя Плисецкая познакомилась у Лили Брик. Поначалу они не заинтересовались друг другом, но спустя какое-то время стали встречаться. В октябре 1958 года они поженились. У пары нет детей, потому что Майя Плисецкая не захотела бросать карьеру ради рождения ребёнка. Сегодня легендарная балерина и её муж живут в Москве, в Германии и в Литве.

В возрасте 65 лет прима покинула сцену, но вернулась в день своего 70-летия, станцевав в специально написанном для неё номере Мориса Бежара под названием «Аве Майя».

Балерина написала две книги: «Я, Майя Плисецкая» (1993), «Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцати главах» (2007).

Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Германии после тяжелого сердечного приступа.

Фильмография Майи Плисецкой

  • Большой концерт, 1951
  • Хованщина, 1959
  • Анна Каренина, 1967; роль: Бетси
  • Чайковский, 1969; роль: Дезире Арто
  • Похищение, 1969; роль: балерина
  • Анна Каренина (фильм-балет), 1974; роль: Анна Каренина
  • Фантазия, 1976; роль: Полозова
  • Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая, 1987
  • «AVE МАЙЯ», 2005
  • Стихия по имени Майя, 2005
12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.



Анастасия Волочкова взволновала поклонников пугающей фотографией 12:15, 17.02.2023
Николай Цискаридзе похвастался, что вошел в рейтинг самых умных людей России 13:55, 07.07.2022

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через