Любовь Полищук
- Актриса
- Дата и место рождения: 21 мая 1949 (57 лет), Омск (СССР)
- Дата смерти: 28 ноября 2006
- Семейное положение: Валерий Макаров (в разводе, 1 ребёнок), Сергей Цигаль (в браке, 1 ребёнок)
Ее коллеги по цеху
Любовь Полищук – советская и российская актриса, народная артистка России (1994).
Биография и карьера
Любовь Полищук родилась 21 мая 1949 года в Омске.
Ее родители были самыми простыми и далекими от искусства людьми: отец трудился рабочим на стройке, а мать – швеей. Дочка же с самого детства демонстрировала разнообразные творческие таланты: любила петь, танцевать, посещала драмкружок, музыкальную школу и хотела записаться в балетную, куда ее не взяли, сочтя слишком высокой. И, конечно, мечтала стать артисткой и выступать на большой сцене. Со своей будущей профессией она определилась, еще когда была совсем маленькой и не умела выговаривать букву «р».
Отец к фантазиям дочери относился сдержанно и всячески стремился вернуть ее на «грешную землю», советуя, как и он, «идти в строители». Но она советов не слушала и после окончания школы отправилась в Москву, чтобы поступить в театральный институт.
В чужом большом городе у девушки не было ни родных, ни знакомых. Интернета, чтобы навести необходимые справки об условиях поступления, тогда тоже еще не существовало, так что, когда она приехала в столицу и обошла все известные ей театральные вузы, выяснилось, что вступительные экзамены везде уже закончились.
Пришлось вернуться в родной город и устроиться в Омскую филармонию, где она пела, пока по какой-то причине не потеряла голос. Ей предложили попробовать силы в разговорном жанре, и так она вместе с несколькими своими коллегами опять оказалась в Москве, во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства – учебном центре, открытом при Росконцерте в 1961 году (в разные годы здесь учились такие популярные впоследствии артисты, как Валерий Леонтьев, Елена Камбурова и Евгений Петросян).
Получив диплом, вернулась в Омск, где несколько лет выступала как артистка разговорного жанра в концертной программе «На эстраде – омичи» и читая со сцены монологи, которые писал специально для нее писатель-сатирик Марьян Беленький, произведения которого затем также исполняли Аркадий Райкин, Геннадий Хазанов, Илья Олейников, Ян Арлазоров и т. д. (с распадом СССР он эмигрировал в Израиль, где его называли «королем стендапа», и скончался в Иерусалиме в 2022 году). О покорении столицы Любовь как будто бы уже и не думала, но та ее все равно «позвала».
В начале 1970-х директора Омской филармонии Юрия Юровского нежданно-негаданно назначили директором Росконцерта. Назначение предполагало переезд в Москву. Ехать туда Юровский решил не один, а взяв с собой «за компанию» нескольких особенно ценных для него артистов филармонии, включая и Полищук. Благодаря этому стечению обстоятельств она стала артисткой московского Мюзик-холла, дебютировав здесь в постановке «Красная стрела прибывает в Москву» с монологом, сочиненным Михаилом Жванецким.
После того, как в 1974 году один за другим вышли два телеспектакля с ее участием, на эффектную актрису обратили внимание и кинорежиссеры. И еще какие. Сначала она появилась в крохотной роли в картине Григория Александрова «Скворец и Лира», а потом – в куда более заметной в «12 стульях» Марка Захарова, где ей выпало сыграть «девушку мечты» Остапа Бендера в исполнении Андрея Миронова. Это был всего лишь эпизод в четырехсерийной комедии, но настолько яркий, что телезрители запомнили его надолго, а советская пресса назвала «самым фееричным дебютом года».
Впрочем, такими были почти все бесчисленные эпизоды, в которых хотя бы на мгновение появлялась актриса, которой позднее влюбленная в нее публика присвоит народный титул «королевы эпизодов». Действительно, из почти сотни фильмов, в которых ей довелось сыграть, наберется не больше двух десятков таких, где она исполнила главную роль. И практически все эти фильмы из числа тех, что были созданы в советское время (за исключением разве что драмы «Любовь с привилегиями»), известны зрителю куда меньше картин, где она играла второплановую роль или вовсе лишь «промелькнула» на экране.
Помимо уже упомянутых «12 стульев», это были «Золотая мина» с Михаилом Глузским, Евгением Киндиновым, Олегом Далем и Ларисой Удовиченко в главных ролях и «Приключения принца Флоризеля» с Олегом Далем, Донатасом Банионисом и Игорем Дмитриевым, которые снял Евгений Татарский, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова с Олегом Янковским, «Тайна “Черных дроздов”» Вадима Дербенева с Итой Эвер и Владимиром Седовым, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова с Валерием Гаркалиным, Верой Алентовой и Инной Чуриковой и, конечно, «Интердевочка» Петра Тодоровского, где главной «интердевочкой» была Таня Зайцева в исполнении Елены Яковлевой, но без ее «коллеги по цеху» Зины Мелейко, которую блистательно сыграла Полищук, фильма, каким мы его знаем, тоже бы не было (писали, что «свою» проститутку она «списала» с путан, облюбовавший ее московский дворик, и добавила своему персонажу несколько «смачных» реплик).
Поговаривали, что режиссеры не так часто, как хотелось бы зрителю, предлагали Полищук главные роли из-за ее необычной, «несоветской», внешности (ее даже называли отечественной «Софи Лорен»). Но не потому, что она не вписывалась в «концепцию», а из-за запрета «сверху». Одни утверждали, что все это было местью со стороны какого-то большого начальника, которому она не ответила взаимностью, другие объясняли сложившуюся ситуацию следствием ее конфликта с кем-то из руководителей «Мосфильма». Сама Любовь Григорьевна в своих интервью предпочитала эту тему не обсуждать.
А в последние годы жизни Полищук кинорежиссеры словно бы решили загладить перед ней свою вину: в четырех своих последних картинах («Самая красивая» Дмитрия Брусникина, «Убить карпа» Наума Ардашникова, «Тайский вояж Степаныча» и «Испанский вояж Степаныча»Максима Воронкова) она была в главной роли. Не говоря уже о ситкоме «Моя прекрасная няня», где ее героиня Любовь Григорьевна Прутковская (получившая имя и отчество артистки) была «жива» до тех пор, пока была жива она сама. Сниматься в сериале Полищук прекратила лишь за два месяца до смерти.
Несмотря на успешную кинокарьеру, Любовь Григорьевна всегда считала себя прежде всего театральной актрисой. Театр, как и кино, сопровождал ее всю жизнь: после Мюзик-холла был Московский театр миниатюр (ныне – «Эрмитаж»), затем (уже после окончания ГИТИСа) – Школа современной пьесы и антрепризные постановки.
Так, в конце девяностых среди театралов был очень популярен антрепризный спектакль Андрея Житинкина «Квартет для Лауры», где она играла вместе со своим заканчивающим ГИТИС сыном Алексеем Макаровым. Интересно, что, несмотря на естественную разницу в возрасте, мать и сын исполняли роли супругов.
Жизненный финал у актрисы был очень тяжелым. Черная полоса началась в ее жизни в 2000 году, когда она попала в автокатастрофу (и потом долгое время могла играть на сцене только в ортопедическом корсете), а через несколько лет у кинозвезды обнаружили смертельно опасное онкологическое заболевание – саркому позвоночника. Пытаясь спасти знаменитую пациентку, врачи удалили ей часть позвоночника и отправили на реабилитацию в Израиль, но все оказалось тщетно. Страшный недуг прогрессировал, и артистка буквально жила на сильнейших обезболивающих, от передозировки которых в ноябре 2006 года впала в кому и попала в больницу на грани жизни и смерти. С огромным трудом медикам удалось вернуть ее буквально «с того света». Но, увы, ненадолго. Через считанные дни, уже находясь дома, она умерла.
Любовь Полищук похоронена на столичном Троекуровском кладбище, где покоятся многие отечественные знаменитости – Николай Караченцов, Владислав Галкин**, Юлия Началова и др. Летом 2022 года здесь же был кремирован и захоронен легенда «Ласкового мая» Юрий Шатунов.
Личная жизнь
Любовь Полищук дважды была замужем.
Ее первым мужем стал коллега – артист Валерий Макаров, вместе с ней учившийся во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства и работавший в Омской филармонии. После свадьбы, состоявшейся в 1971 году, пара не расставалась ни дома, ни на работе – Любовь и Валерий выступали дуэтом. В 1972 году у них родился сын Алексей.
Однако после переезда в Москву, где карьера Полищук резко пошла в гору, между супругами стали все чаще возникать разногласия, и в 1976 году они, не выдержав накала страстей, приняли решение расстаться.
В 1984 году 35-летняя актриса вышла замуж за художника Сергея Цигаля и в том же году родила дочку Мариэтту, которую счастливые родители назвали в честь бабушки Цигаля – знаменитой писательницы Мариэтты Шагинян.
Этот союз оказался крепким и продлился больше двадцати лет, до самой смерти Полищук.
Дети пошли по стопам матери. Актером (и очень известным) стал Алексей Макаров (в 2022 году его можно было видеть в мини-сериале Киры Ангелиной «Тот мужчина, та женщина», а в 2023-м он появится в главной роли в телесериале Федора Бондарчука «Актрисы»). Пока чуть менее узнаваема его единоутробная сестра Мариэтта Цигаль-Полищук, которая сегодня тоже много снимается в кино (например, в марте 2023 года Первый канал показывал сериал Дмитрия Петруня «Раневская», где она играет Фаину Раневскую).
Фильмография (избранное)
- Скворец и лира (1974)
- 12 стульев (1977)
- Золотая мина (1978)
- Семья Зацепиных (1977)
- 31 июня (1978)
- Юлия Вревская (1978)
- Дуэнья (1979)
- Тот самый Мюнхгаузен (1979)
- Вавилон XX (1980)
- В моей смерти прошу винить Клаву К. (1980)
- Выстрел в спину (1980)
- Приключения принца Флоризеля (1981)
- Только в мюзик-холле (1981)
- Отпуск за свой счет (1982)
- Белый ворон (1981)
- Эзоп (1983)
- Кража (1982)
- Тайна «Черных дроздов» (1984)
- Если можешь, прости (1984)
- Змеелов (1986)
- Покушение на ГОЭЛРО (1986)
- Раз на раз не приходится (1988)
- Нужные люди (1986)
- Презумпция невиновности (1989)
- Любовь с привилегиями (1990)
- Интердевочка (1989)
- Моя морячка (1991)
- Бабник (1991)
- Вербовщик (1991)
- Бабник-2 (1993)
- Новый Одеон (1993)
- Дафнис и Хлоя (1993)
- Стамбульский транзит (1992)
- Третий не лишний (1994)
- Ширли-мырли (1995)
- Короли российского сыска (1996)
- Импотент (1996)
- Кадриль (1999)
- Ультиматум (1999)
- Тихие омуты (2000)
- День святого Валентина (2000)
- Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь (2003)
- Агент в мини-юбке (2000)
- Моя прекрасная няня (2004)
- Надежда уходит последней (2004)
- Осторожно, Задов! (2004)
- Звезда эпохи (2005)
- Самая красивая (2005)
- Убить карпа (2005)
- Тайский вояж Степаныча (2005)
- Испанский вояж Степаныча (2006)