Читайте нас в Telegram
Реклама

Леонид Каневский — советский и российский актер и телеведущий, заслуженный артист РСФСР (1984).

Биография и карьера

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в столице советской Украины Киеве.

Тяга к творчеству досталась ему и его старшему брату (Александр Каневский «вырос» в писателя-сатирика) от матери, которая в молодости училась в консерватории, но оставила искусство ради мужа с прозаической профессией технолога. Стать актером Леня мечтал с 11 лет, но в какой-то момент эти планы оказались под угрозой — из-за не переводившихся в доме сладостей, которые приносил с работы отец, трудившийся на кондитерской фабрике, мальчик стал стремительно набирать лишний вес. Бороться с ним он решил радикальными методами — записался в секцию вольной борьбы, которая в итоге не только помогла ему избавиться от лишних килограммов, но и научиться защищать себя.

НОВОСТЬ
Многодетная мать скрывает внешность супруга.

В 17 лет Леонид уехал в Москву, где поступил в Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина. Будущей кинозвезде повезло попасть на курс к Вере Львовой (ученице самого Евгения Вахтангова) и стать однокурсником Василия Ливанова и Андрея Миронова.

После окончания института Каневский семь лет служил в Театре им. Ленинского комсомола (ныне — «Ленком Марка Захарова»), где познакомился с еще одной театральной легендой — Анатолием Эфросом. Последнего, четыре года занимавшего в театре пост главного режиссера, актер считает своим главным учителем. Вслед за Эфросом в 1967 году Каневский ушел в Театр на Малой Бронной (ныне — Театр на Бронной), которому посвятил следующие 25 лет своей жизни и из которого ушел в 1991-м, решив переехать в Израиль по приглашению театрального режиссера Евгения Арье, задумавшего открыть в Тель-Авиве русскоязычный драмтеатр.

Леонид Каневский: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное… Невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».

Интересно, что в 2016 году, когда Леонид Семенович уже жил в России, он снова вернулся к своей оставленной когда-то давно роли Городничего в «Ревизоре» (по Николаю Гоголю). Спектакль с его участием шел в Театре на Бронной несколько лет (пока худруком не был назначен пересмотревший репертуар Константин Богомолов), а сейчас Каневского можно видеть в антрепризной постановке «Поздняя любовь» с Даниилом Спиваковским и Кларой Новиковой.

Леонид Каневский: «Люди встречали меня в России и спрашивали: “Вы вернулись?” Я отвечал: “А я и не уезжал”. Я поехал работать в Израиль. У меня в Москве осталась квартира, которую я сдавал».

Свою первую роль в кино он получил в начале 1960-х. Это случилось благодаря его брату, который над драмой Бориса Рыцарева «Сорок минут до рассвета» работал как сценарист (и для него это также был полнометражный дебют). Узнав о предстоящих съемках, актер с воодушевлением примчался на съемочную площадку, наивно рассчитывая не менее чем на главную роль, и был разочарован: режиссер предложил ему эпизодическую — заведующего деревенским магазином.

Леонид Каневский: «Конечно, я был в шоке. Я сказал режиссеру: “Боря, где ты видел заведующего сельпо в белорусской деревне с моим лицом?!” Это было убедительно, режиссер задумался, посмотрел на меня, посмотрел в сценарий, и вдруг его осенило: “Даю биографию: твой завмаг-еврей остался здесь после войны!”»

Более заметная роль досталась Каневскому в его следующем фильме — «Город мастеров» Владимира Бычкова, а первая известность пришла к нему после роли контрабандиста в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Причем запомнившийся зрителям страстный монолог своего персонажа он придумал сам.

Леонид Каневский: «Мне так страстно хотелось продлить свое пребывание на экране, что я написал монолог, принес его на площадку и на репетиции вместо двух слов произнес свою речь. Гайдай сказал: “Класс, отлично, оставляем!” Действительно, после выхода фильма на экраны я проснулся знаменитым».

Настоящей же звездой актер стал после выхода на экраны в 1971 году детективного телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», где он сыграл одну из трех ключевых ролей (две другие достались Георгию Мартынюку и Эльзе Леждей) — майора уголовного розыска Александра Томина. Автором идеи тогда выступил не кто иной, как министр внутренних дел СССР Николай Щелоков, задумавший реформу советской милиции и поставивший кинематографистам задачу создать положительный образ милиционера (к слову, по его же просьбе в милицейской форме появляется в кадре и обычно одевавшийся в штатское герой Владимира Высоцкого в «Место встречи изменить нельзя»).

Знаменитая на весь Союз троица виртуозно раскрывала преступления на протяжении почти 20 лет и, ввиду популярности сериала, продолжала это делать даже после того, как Щелоков в 1982 году покинул свой пост. Последний двухсерийный эпизод, дело № 22 «Мафия», вышел в 1989-м.

Леонид Каневский: «В Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: “Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся”. Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц — минимум по две поездки».

А в начале 2000-х к этой идее решили вернуться уже российские киношники. Сняли они, правда, всего два фильма (получившие название «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя») и инспектора-криминалиста Зинаиды Кирбит в исполнении Эльзы Леждей в них уже не было — она ушла из жизни в 2001 году (Кирбит заменила Китаева, которую сыграла Лидия Вележева).

Легендарный телесериал «аукнулся» Каневскому еще несколько лет спустя, когда на телеканале НТВ решили запустить документальный цикл «Следствие вели…», посвященный самым громким преступлениям советского времени. Хотя на тот момент еще был жив и Георгий Мартынюк (он умер в 2014-м), стать ведущим предложили его коллеге по послужившему источником вдохновения сериалу.

Леонид Каневский: «Мне как-то позвонили из Москвы, и американский продюсер Дэвид Гамбург, который работает в России, предложил мне этот проект. Именно мне было предложено как бы “вести” — озвучивать и комментировать — самые громкие дела советской эпохи, то есть времени, которое я прожил и которое я знаю. Я прельстился тем, что проект “Следствие вели…” должен был стать не просто документальным фильмом, констатацией фактов. В программе факты передаются через мою интонацию, видно мое личное отношение к событиям, к людям, к тому времени, к той эпохе. Мне это показалось интересным».

В центре внимания создателей — уголовные дела 1917–1991 годов. Одним из самых популярных оказался сюжет о гибели в конце 1980-х «советской Софи Лорен» — манекенщицы Регины Збарской, которую в Париже называли «самым красивым оружием Кремля». Этот выпуск, вышедший в эфир в 2015 году, на канале решили повторить 2 мая 2024-го — в день 85-летия бессменного ведущего программы.

Между тем в фильмографии Каневского уже около 80 ролей в кино. В их числе — ревнивый галантерейщик Бонасье в культовой картине Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» с Михаилом Боярским и исполнительный экскаваторщик в не менее культовой ленте Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания» с Натальей Андрейченко.

Другие популярные фильмы с участием актера — «Красная палатка» Михаила Калатозова, «Каждый вечер в одиннадцать» Самсона Самсонова, «Ночь ошибок» Михаила Козакова, «Там, на неведомых дорожках…» Михаила Юзовского, «Пеппи Длинныйчулок» Маргариты Микаэлян, «Добро пожаловать, или Примите наши соболезнования» Леонида Прудовского и др.

В 2022 году Каневский сыграл одну из главных ролей, робота Всеволода, в комедийном сериале «Оливье и роботы», а в 2024-м снимался в детективном проекте — «Райский»Владимиром Жеребцовым в образе талантливого следователя со сложным характером Максима Райского).

Личная жизнь

Уже почти полвека Леонид Каневский женат на Анне Березиной — дочери знаменитого советского эстрадного артиста Ефима Березина (монтер Штепсель из комедийного дуэта «Тарапунька и Штепсель», увековеченного в комедии «Штепсель женит Тарапуньку», ставшей в 1958 году лидером кинопроката).

У супругов есть дочь Наталья (родилась в 1977 году) и уже двое внуков — Амалия и Мик.

Наталья Каневская — художник по костюмам, она замужем за израильтянином Идо Нативом. С 2013 года семья живет в России.

В июле 2024 года стало известно, что Леонид Каневский был госпитализирован с жалобами на боли в области таза. Медики провели обследование, в ходе которого в организме заслуженного артиста РСФСР была обнаружена опухоль. Позднее выяснилось, что новообразование злокачественное. Уже известно, что на консилиуме было принято решение не проводить хирургическое вмешательство. Как объяснили специалисты, несмотря на наличие раковых клеток, которое показала биопсия, операция может нанести организму актера и ведущего еще больший вред. Пока обнаруженное заболевание не несет прямой угрозы жизни Леонида Семеновича. Он встал на учет в один из онкологических центров и будет регулярно наблюдаться у специалистов. Непростое положение осложняется наличием у Каневского нескольких хронических заболеваний. В частности, у него случилась потеря чувствительности и подвижности ног. Кроме того, несколько лет назад артист перенес операцию, в ходе которой ему были введены особые эндопротезы, способствующие полноценной работе тазобедренных суставов.

Фильмография (избранное)

05:00, 14.10.2024

Гороскоп с 15 по 31 октября для всех знаков зодиака

Что ждет каждого представителя зодиакального круга во второй половине октября.

Точный гороскоп на вторую часть октября 2024 года по знакам зодиака.



Российские и зарубежные сериалы августа 2024 года: что обязательно стоит смотреть 19:24, 02.08.2024
Високосный собирает? Кто из звезд умер с начала года 23:12, 30.04.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через