Читайте нас в Telegram
Реклама

Александр Лазарев – советский и российский актер, народный артист РСФСР (1977), муж Светланы Немоляевой.

Биография и карьера

НОВОСТЬ
Одно из кресел наставников вновь займет дебютант.

Александр Лазарев родился 3 января 1938 года в предвоенном Ленинграде, в творческой семье.

Его отец и основатель творческой династии Лазаревых, Сергей Лазарев, был живописцем, учеником известного авангардиста, основоположника так называемого аналитического искусства Павла Филонова. В 2014 году стараниями потомков Сергея Николаевича, ушедшего из жизни в 1984-м, в Центральном доме художника в Москве была организована его персональная выставка, позволившая любителям искусства побольше узнать о творчестве, при жизни автора, по мнению семьи, недооцененном.

Александр Лазарев: «Он учился у знаменитого художника Павла Филонова. Как-то он написал картину в технике пуантилизма: неоимпрессионисты рисовали мазками, а отец – настолько крошечными точками, что пришлось работать, используя лупу. Увидев эту картину, Филонов возмутился: “Ты что? Собираешься меня обогнать?” Но были художники, которые считали, что отец его действительно обогнал».

Окруженный людьми искусства и много времени проводивший в театрах и музеях, маленький Саша с детства мечтал стать актером. Эта мысль зародилась в нем вскоре после того, как в 1944 году семья вернулась в родной Ленинград после снятия с него блокады и он посмотрел американскую военную драму «Мост Ватерлоо» (Waterloo Bridge) с Вивьен Ли и Робертом Тейлором.

Александр Лазарев: «Под впечатлением я бродил по Питеру, кружил кого-то на руках возле Казанского собора, кого-то провожал на вокзалах. Естественно, все это происходило в моем воображении. Это и было началом начал».

Вместе с друзьями мальчик вообще не пропускал ни одной громкой кино- и театральной премьеры, а особенно понравившиеся постановки смотрел по несколько раз. Так что, когда из Москвы в город за юными талантами приехала отборочная комиссия Школы-студии МХАТ, он, не раздумывая, отправился на прослушивание. В результате в столицу из всех многочисленных претендентов поехали только двое – он и Анатолий Ромашин. Их сокурсниками стали такие будущие звезды советского кино, как Альберт Филозов, Вячеслав Невинный, Татьяна Лаврова и др.

Александр Лазарев: «Товарищ мой сказал: “Сашка, ты вроде как артистом собираешься быть? На Невском бумажка какая-то висит: “Школа-студия объявляет набор студентов”».

После окончания вуза в 1959 году Лазарев был зачислен в труппу столичного Театра Маяковского, где служил затем до конца своей жизни – больше 50 лет.

Интересно, что изначально попасть сюда он вовсе не стремился (театр, отказавшийся от занавеса и практиковавший прочие «эксперименты», в те годы в студенческой среде слыл «антихудожественным») – пошел на пробы за компанию с однокурсницей. В результате главный режиссер Николай Охлопков его взял, а ее нет.

Впрочем, театральная карьера задалась не сразу – начинал он с того, что с закрытым забралом лицом выносил на сцену пики в спектакле «Гамлет». Но, видимо, делал это так искусно, что довольно скоро получил в той же постановке сразу несколько ролей (в том числе друга Гамлета, Горацио, а также офицеров Марцелла и Бернарда), так что едва успевал переодеваться и гримироваться между выходами.

В полной же мере актерское дарование Александра было оценено зрителями после того, как он сыграл помощника машиниста экскаватора Виктора Бойцова в поставленном Охлопковым спектакле «Иркутская история». О Лазареве заговорили как о восходящей театральной звезде. Восторженная публика еще затемно занимала очередь в кассу за билетами на постановки с его участием.

Александр Лазарев: «Я в этом спектакле родился. Не попади я в “Иркутскую историю” – и я далеко не уверен, что моя жизнь сложилась бы так, как она сложилась на сегодняшний день».

В начале 1970-х зал рукоплескал его Дон Кихоту в мюзикле «Человек из Ламанчи» Андрея Гончарова, с именем которого связывают возрождение Маяковки.

Еще одной важной вехой в театральной карьере артиста затем стал спектакль «Венсеремос!», за который он в 1977 году получил Государственную премию СССР. А в 1995-м ему присудили «Хрустальную Турандот» за Эдмунда Кина в «Кине IV».

Одной из последних ролей Лaзарева на любимой сцене стал городничий в «Ревизоре» по Николаю Гоголю, а самой последней – Иван Перерепенко из его же повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Точно так же, почти до последнего, актер продолжался сниматься в кино, где дебютировал еще в 1961 году в музыкальной ленте «Вольный ветер» и сразу же в одной из главных ролей. Однако настоящим звездным часом Лaзарева стала мелодрама «Еще раз про любовь», где его партнершей по кадру стала Татьяна Доронина. Роль надменного физика Электрона Евдокимова, так и не успевшего до конца оценить искреннюю любовь стюардессы Наташи Александровой, в 1968 году прославила его на всю страну.

Позднее он снимался в таких известных картинах, как «Хождение по мукам», «Через тернии к звездам», «Сказка, рассказанная ночью», «По главной улице с оркестром» и т. д., а всего в его фильмографии – свыше 70 киноработ.

Всего за два месяца до смерти артиста, в марте 2011 года, телеканал «Россия 1» показал сериал «Голубка», где он сыграл певца Витольда Сабельникова, а в сентябре на экраны вышла полнометражная драма «Виски с молоком» с его участием.

Легенды кино не стало 2 мая 2011 года. Он умер на 74-м году жизни на своей подмосковной даче вскоре после выписки из больницы, где вполне благополучно, как казалось, перенес операцию.

5 мая Александр Сергеевич, сделавший своим профессиональным девизом крылатую фразу Константина Станиславского «Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть», был похоронен на московском Троекуровском кладбище. Назначенную на этот день постановку «Как поссорились…» с его участием в Театре Маяковского пришлось отменить…

Личная жизнь

Личная жизнь артиста была тесно связана с профессиональной – со своей единственной супругой Светланой Немоляевой он познакомился во время прослушивания в Театр Маяковского, и затем они несколько десятилетий были членами его труппы. Не расставались ни дома, ни на работе. Даже звание народного артиста получили почти одновременно – он всего на три года раньше.

Александр Лазарев: «Она – это я, только в женском обличье. А я – это она. Почувствовать, что можно быть одному, невозможно».

Сын актерской четы, Александр Лазарев – младший, – сегодня тоже известный актер, звезда кино и «Ленкома». Внучка, Полина Лaзарева, недавно представила публике свой первый фильм «Чайка», в котором сняла отца и бабушку.

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



23-летний внук Светланы Немоляевой женился 17:49, 21.04.2024
«Летели сковородки и ложки»: Светлана Немоляева рассказала о сложностях в общении с сыном 13:03, 05.04.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через