Клара Румянова
- Актриса озвучивания, Актриса, Участница
- Дата и место рождения: 8 декабря 1929 (74 года), Ленинград (СССР)
- Дата смерти: 18 сентября 2004
- Семейное положение: Анатолий Чемодуров (в разводе, нет детей)
Ее коллеги по цеху
Клара Румянова – советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1979).
Биография и карьера
Клара Румянова родилась 8 декабря 1929 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), в семье военного.
Свое имя девочка получила в честь немецкой коммунистки Клары Цеткин (той самой, что, как считается, в 1910 году предложила отмечать Международный женский день), которую очень уважал ее отец, – военный комиссар и горячий революционер. Портрет Цеткин всегда висел у них в доме.
Когда началась Великая Отечественная война Кларе шел двенадцатый год. Отец сразу же ушел на фронт (где и погиб), а она с матерью отправилась в эвакуацию в Челябинскую область. Там она впервые вышла на сцену, хотя тогда еще и не думала стать актрисой, – просто решила поучаствовать в художественной самодеятельности, чтобы разнообразить однообразные будни лечившихся в местном госпитале раненых бойцов.
Пойти в актрисы она надумала после того, как увидела на экране кинозвезду тех лет, – Любовь Орлову. Десятиклассница была так впечатлена увиденным, что с трудом дождалась окончания выпускных экзаменов в школе и тут же уехала в Москву поступать во ВГИК. Хотя решение было довольно спонтанным и никакого особенного актерского опыта у нее на тот момент не было, ей повезло – ее приняли в институт с первой попытки.
Добиться своего у девушки получилось даже несмотря на то, что во время вступительных экзаменов она попала в очень неприятную ситуацию – у нее украли все деньги и несколько дней бедняжке пришлось сидеть на одной воде. Дошло до того, что в ходе последнего тура она прямо на глазах у приемной комиссии упала в голодный обморок. Спасать абитуриентку бросился принимавший экзамены режиссер Сергей Герасимов (у него и его жены, актрисы Тамары Макаровой, она потом и училась – вместе с Аллой Ларионовой и Николаем Рыбниковым) – напоил горячим чаем, накормил и в качестве «бонуса» купил ей шоколадку для поднятия тонуса.
На втором курсе у Клары случилась еще одна неприятность – во время одной из студенческих поездок она сильно простудилась, и в результате у нее развилось тяжелое воспаление легких. Врачи целый месяц лечили будущую актрису, жизнь ей спасли, а вот голос – нет. Еще полгода после выписки она старалась не говорить даже шепотом (педагогам на занятиях писала записки), а, когда поврежденные болезнью связки наконец восстановились, оказалось, что очень низкий от природы тембр ее голоса (альт) стал очень высоким, почти что детским. Можно предположить, что девушка была очень расстроена, ведь тогда она еще не знала, что эта «метаморфоза» сделает ее в будущем одной из самых востребованных в стране актрис озвучивания.
Попробовать себя в этом деле ей пришлось еще во время учебы во ВГИКе – на съемках ее дебютного фильма «Сельский врач», над которым работал тогда Сергей Герасимов. В картине ей была отведена роль жены одного из колхозников, Лены Зуевой, которой пришло время рожать.
Так вышло, что младенец, который «играл» новорожденного, оказался слишком уж невозмутимым и долго наотрез «отказывался» плакать, как ему было положено по сценарию. Когда «довести его до слез» не удалось, новоявленная «мама» предложила свои услуги и изобразила детский плач. Да так правдоподобно, что, когда потом все-таки расплакался и маленький «актер», и была сделана необходимая запись, «вариант» Румяновой признали более подходящим. С той поры на «Мосфильме» о ней пошла молва, что лучшего закадрового «ребенка» в округе не найти. Таким образом, эта случайность во многом определила ее актерскую судьбу.
Окончив вуз в 1953 году, Клара стала членом труппы Театра-студии киноактера (ныне – Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова), где играла последующие четыре десятка лет, пока не попала под сокращение в не щадившие никого девяностые.
Что касается кинематографа, то до 1956 года, когда после значительного перерыва вышла ее следущая кинолента («Они были первыми» Юрия Егорова), она в основном «кормилась» озвучиванием фильмов, где ее голосом говорили дети и детеныши животных. От посыпавшихся на нее предложений со стороны «Союзмультфильма» поначалу отмахивалась, полагая, что озвучивать мультики – ниже ее актерского достоинства. Но, поскольку в большое кино ее звать не спешили, в конце концов сдалась. В 1962 году она озвучила свой первый мультфильм – «Чудесный сад» по мотивам казахской сказки, где ее голосом заговорил юный ученик мудрого старца, Асан.
И в то время как в кино она как актриса изначально была востребована мало, а с годами – все меньше и меньше (так и не сыграв ни одной главной роли), ее звонкий детский голос звучал за кадром анимационных и художественных картин все чаще и чаще. И если увидел ее зритель только в двух десятках лент (среди них – «Воскресение» и «Мертвые души» Михаила Швейцера, «12 стульев» и «Не может быть!» Леонида Гайдая, «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и «Экипаж» Александра Митты, который, как кажется, чаще других пытался поддержать ее предложением «серьезной» работы), то слышал в десять раз чаще.
Но зато, как минимум, однажды Румяновой довелось встретиться на одной съемочной площадке с кумиром своей молодости – Любовью Орловой. Вместе они сыграли в комедии «Русский сувенир», которую снял муж Орловой – режиссер Григорий Александров, как известно, постоянно приглашавший супругу в свои фильмы и почти неизменно на главные роли.
Свой звездный час, как считают некоторые, Румянова «отменила» сама. И дело было не в голосе. Вернее не только в нем, но и в ее непростом характере. Говорят, что легендарный Сергей Бондарчук хотел дать перебивавшейся эпизодами артистке шанс состояться в профессии и утвердил ее на далеко не последнюю роль княжны Марии Болконской в своей оскароносной киноэпопее «Война и мир», над которой он трудился в 1960-е. Но присутствие актрисы на площадке создавало столько беспокойства, что в итоге Бондарчук не выдержал и заменил ее на менее своенравную Антонину Шуранову. Она-то и появилась на экране в образе некрасивой и болезненной, но с прекрасными «большими, глубокими и лучистыми» («как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них») героини бессмертного романа Льва Толстого.
Сама же Румянова рассказывала, что ее успешной кинокарьере помешал несколько лет руководивший «Мосфильмом» Иван Пырьев. Дескать, она негативно высказалась о предложенном ей сценарии его нового фильма «Испытание верности», а он на эту дерзость 23-летней девицы обиделся. К этому рассказу некоторые добавляют, что за год до своей смерти он звонил ей, чтобы извиниться.
Но с годами Румянова, похоже, уже не только почти смирилась со своей участью «шагов за сценой», но и стала получать от своей работы настоящее удовлетворение. Она озвучивала Зайца в «Ну, погоди!», Малыша в «Малыше и Карлсоне», Чебурашку в «Чебурашке и крокодиле Гене», Элли в «Волшебнике Изумрудного города», Рикки в «Рикки-Тикки-Тави» и т. д. Ее голос звучит в «Приключениях Незнайки и его друзей» и других мультфильмах культовой серии, «Маугли» и «Веселой карусели». Ее регулярно приглашали на радио и телевидение для записи детских песен. На озвученных артисткой героях и исполненных ею песнях выросло не одно поколение благодарных зрителей.
Продолжала она озвучивать и художественные ленты. Так, в «Экипаже» она не только играла одну из пассажирок, но и говорила за маленького сына одного из главных героев – Алика.
В сложные 1990-е звезда Румяновой, которой уже было за шестьдесят, стала предсказуемо гаснуть. Ей почти не предлагали работы, а те редкие предложения, что ей еще поступали, разборчивая актриса, продолжая оставаться верной себе, нередко отвергала сама.
Перед смертью она серьезно болела. У нее было онкологическое заболевание, осложнившееся проблемами с сердцем и пневмонией. Клары Михайловны не стало в ночь на 18 сентября 2004 года, за три месяца до ее 75-летия.
Похоронили ее в колумбарии столичного Донского кладбища, где покоится ее мать.
Личная жизнь
Актриса трижды была замужем. Но все три брака –как первый (случившийся еще до того, как она уехала в Москву) и второй (с актером Анатолием Чемодуровым), так и третий (с капитаном дальнего плавания) – оказались неудачными и закончились разводом. Детей в них не появилось.
Известно также, что в институте за ней очень ухаживал Николай Рыбников, но взаимности не добился. Истоки знаменитого эпизода с золотыми часами из фильма «Девчата», оказывается, кроются как раз в их отношениях.
Долгие годы единственным родным человеком для нее оставалась мама, а, когда в 1990 году она умерла, Клара Михайловна в свои преклонные уже годы оказалась совсем одна. Когда ее здоровье совсем испортилось, ей пыталась помогать Ольга Гобзева – актриса, ставшая монахиней, которая присылала к ней патронажных сестер. Но умерла Румянова, увы, в полном одиночестве…
Фильмография (избранное)
- Актриса
- Верными останемся (1989)
- Аэлита, не приставай к мужчинам (1989)
- Мертвые души (1984)
- Экипаж (1980)
- Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
- Не может быть! (1975)
- 12 стульев (1971)
- Хуторок в степи (1971)
- Звонят, откройте дверь (1966)
- Время, вперед! (1965)
- Без страха и упрека (1963)
- Жизнь сначала (1962)
- Воскресение (1960)
- Русский сувенир (1960)
- Муму (1959)
- Жених с того света (1958)
- Четверо (1958)
- Они были первыми (1956)
- Сельский врач (1952)
- Актриса озвучивания
- Незнайка на Луне (1997)
- Шут Балакирев (1993)
- Не хочу и не буду! (1984)
- Слоненок и письмо (1983)
- Попался, который кусался! (1983)
- Пингвиненок (1983)
- Рыбья упряжка (1982)
- Мороз Иванович (1981)
- Лень (1981)
- Зимняя сказка (1981)
- Он попался! (1981)
- Мама для мамонтенка (1981)
- Мария, Мирабела (1981)
- Солдатская сказка (1980)
- Когда Медвежонок проснется (1979)
- Как несли стол (1979)
- Волшебное кольцо (1979)
- Экипаж (1979)
- Последняя невеста Змея Горыныча (1978)
- Подарок для самого слабого (1978)
- Незнайка в Солнечном городе (1977)
- Волшебный голос Джельсомино (1977)
- Черная курица (1975)
- Козлик и ослик (1974)
- Волшебник Изумрудного города (1974)
- Бим, Бам, Бом и волк (1974)
- Крошка Енот (1974)
- Как кошка с собакой (1973)
- Айболит и Бармалей (1973)
- Тигренок в чайнике (1972)
- Страшный, серый и лохматый (1971)
- Приключениях Незнайки и его друзей (1971)
- Одуванчик – толстые щеки (1971)
- Как ослик счастье искал (1971)
- Рыжий, рыжий, конопатый (1971)
- Рассказы старого моряка (1970)
- Два веселых гуся (1970)
- Кентервильское привидение (1970)
- Бобры идут по следу (1970)
- Украденный месяц (1969)
- Мы ищем кляксу (1969)
- Лиса, медведь и мотоцикл с коляской (1969)
- В стране невыученных уроков (1969)
- Умка (1969)
- Ну, погоди! (1969)
- Чебурашка и крокодил Гена (1969)
- Дед Мороз и лето (1969)
- Маугли (1968)
- Кот в сапогах (1968)
- Малыш и Карлсон (1968)
- Козленок, который считал до десяти (1968)
- Песенка мышонка (1967)
- Паровозик из Ромашкова (1967)
- Приключения запятой и точки (1965)
- Вовка в Тридевятом царстве (1965)
- Чьи в лесу шишки? (1965)
- Рикки-Тикки-Тави (1965)
- Лягушонок ищет папу (1964)
- Петух и краски (1964)
- Дядя Степа – милиционер (1964)
- Чудесный сад (1962)