Читайте нас в Telegram

Джеймс Кэмерон

James Cameron
Джеймс Кэмерон
  • Режиссер, Продюсер, Актер, Люди за кадром, Сценарист
  • Дата и место рождения: 16 августа 1954 (70 лет), Капускасинг (Канада)
  • Семейное положение: Шерон Уильямс (в разводе, нет детей), Гейл Энн Херд (в разводе, нет детей), Кэтрин Бигелоу (в разводе, нет детей), Линда Хэмилтон (в разводе, 1 ребёнок), Сьюзи Эмис (в браке, 3 детей)

Его коллеги по цеху

Реклама

Джеймс Кэмерон (James Cameron) – канадский режиссер, сценарист и продюсер.

Биография и карьера

Джеймс Кэмерон родился 16 августа 1954 года в небольшом городке Капускасинг, расположенном с самой густонаселенной канадской провинции – Онтарио. Его отец трудился инженером-электриком, мать – медсестрой и занималась живописью и пятью детьми, из которых Джеймс был старшим.

Вскоре семья переехала поближе к американской границе – в город Ниагара-Фолс возле знаменитого Ниагарского водопада, где Джеймс пошел в школу. Заканчивал он ее уже в США, куда, в штат Калифорния, в начале 1960-х перебралось большое семейство. Здесь же он намеревался продолжить образование, поступив в Калифорнийский университет.

Но учиться на физическом факультете парню настолько не понравилось, что он безо всякого сожаления поменял университетские аудитории на кабину грузовика, устроившись работать водителем.

Неизвестно, увидели бы мы когда-нибудь фильмы Джеймса Кэмерона, если бы в 1977 году он сам не увидел только что вышедшую на экраны космооперу еще одного любителя фантастики, Джорджа Лукаса, – «Звездные войны» (Star Wars). Лента произвела на юношу столь сильное впечатление, что он принялся изучать специализированную литературу и понял, что снять небольшой фантастический фильм под силу даже ему. Тогда Джеймс написал заявление об увольнении, а следом – коротенький киносценарий. Потом взял взаймы денег, арендовал необходимое оборудование и помещение и вместе с несколькими своими приятелями, так же как и он увлекавшимися научной фантастикой, с энтузиазмом принялся снимать свое первое в жизни кино.

Это был короткометражный фантастический боевик, получивший название «Ксеногенезис» (Xenogenesis) и повествующий о приключениях киборга Раджа и его спутницы Лори (воспитанной роботом земной женщины), которые отправились искать во Вселенной уютное местечко, где можно было бы основать новую цивилизацию.

В работе над короткометражкой 24-летний Кэмерон выполнял функции сценариста и режиссера, а главную роль Раджа получил Уильям Вишер, который впоследствии тоже будет работать в киноиндустрии и напишет сценарии к таким культовым боевикам своего друга, продолжающим излюбленную тему киборгов, как «Терминатор» (The Terminator) и «Терминатор 2: Судный день» (Terminator 2: Judgment Day) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, а также к «Судье Дредду» (Judge Dredd) с Сильвестром Сталлоне, «Тринадцатому воину» (The 13th Warrior) с Антонио Бандерасом и др.

Лори сыграла их знакомая Маргарет Андьел, и эта роль оказалась в ее жизни единственной.

Еще один член творческой команды – Рэндолл Фрайкс, вместе с Кэмероном работавший над «Ксеногенезисом» как автор сценария и режиссер, в дальнейшем к режиссуре не вернулся, но стал сценаристом и писателем. Правда, в основном в его фильмографии фигурируют малобюджетные и малоизвестные фильмы. Сотрудничество со своим более успешным товарищем он тоже продолжит – в качестве консультанта его картин.

Короткометражка длилась всего двенадцать минут, но и этого хватило, чтобы впечатлить продюсера Роджера Кормана, отметившегося сотрудничеством с Фрэнсисом Фордом Копполой, Мартином Скорсезе и др. Корман, специализировавшийся на низкобюджетном кино, предоставил Кэмерону ресурсы своей студии New World Picturesи возможность снять свой дебютный полнометражный фильм «Пиранья 2: Нерест» (Piranha II: The Spawning) – сиквел ужастика «Пиранья» (Piranha), над которым за три года до этого на той же студии работал режиссер Джо Данте.

Правда, прежде чем приступить к реализации этой идеи Джеймс попрактиковался на боевике «Галактический террор» (Galaxy Of Terror), где он помогал Брюсу Кларку в качестве художника-постановщика и второго режиссера.

Мировая слава пришла к Кэмерону после выхода в 1984 году его четвертой киноленты – «Терминатор». Как пишут, знаменитые сегодня кинообраз и сюжет – в прямом смысле слова плод его больного воображения. Джеймс увидел киборга примерно таким, каким зрители позднее увидят его в фильме, во сне, когда тяжело болел гриппом. Ему привиделось некое существо с красным глазом, преследующее девушку.

Джеймс Кэмерон: «Сны – моя бесплатная подписка на собственный стриминговый сервис. Каждую ночь я вижу самые разные развлечения и беру оттуда идеи. Например, “Терминатор” появился после того, как мне приснился железный эндоскелет. Уже во сне я знал, что сверху на нем была кожа, которая сгорела в огне. Проснувшись, я нарисовал этот образ». (MasterClass)

Связываться с малоопытным кинорежиссером и его странными фантазиями никто не хотел и с большим трудом Кэмерону удалось найти шесть миллионов долларов, чтобы приступить к воплощению замысла, который принесет поверившим в него продюсерам почти восемьдесят миллионов и будет признан эталоном жанра.

За первой режиссерской удачей последуют «Чужие» (Aliens), «Бездна» (The Abyss), сивкел «Терминатора»«Терминатор 2: Судный день» (в более поздних продолжениях он, если и будет участвовать, то только как продюсер), «Правдивая ложь» (True Lies). В те же годы он работает над сценарием к «Рэмбо: Первая кровь 2» (Rambo: First Blood Part II), «Странным дням» (Strange Days) и другими картинами.

Джеймс Кэмерон: «Мои кошмары вдохновили меня. И я всегда знаю, что сделать фильм – самое лучшее средство от дурного сна. Например, мне часто снились кошмары о гигантских волнах, точнее, цунами. И когда я снял “Бездну”, в которой была сцена с цунами, сны прекратились. Снимать кино – лучшая терапия». (Reddit)

Следующая волна небывалого успеха накрыла Кэмерона в 1997 году, когда он снял свой легендарный блокбастер «Титаник» (Titanic) с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в главных ролях. Трагическая история об имевшем место в действительности крушении британского трансатлантического судна, произошедшем весной 1912 года, на которую были потрачены рекордные двести миллионов долларов, собрала в кинотеатрах миллиарды долларов и на последующие двенадцать лет стала самым кассовым фильмом за всю историю мирового кинематографа.

The Voice: «Кто не знает песню My Heart Will Go On или не кричит фразу “Я король мира”? Кто не плачет на финальной сцене? Ну и споры о том, мог ли Джек поместиться на той двери, не утихнут никогда».

Невероятно, но факт: с этого почетного пьедестала «Титаник» Кэмерона был смещен в 2009 году его же «Аватаром» (Avatar) – научно-фантастической киноэпопеей о противостоянии между людьми и человекоподобными обитателями планеты Пандора. Оригинальная режиссерская задумка, над которой Кэмерон трудился больше десяти лет, и ее материализация с применением революционных компьютерных технологий привлекли в кинотеатры по всему миру миллионы зрителей, выложивших за билеты в общей сложности 2,8 млрд долларов. И это был новый потрясающий рекорд, который держится до сих пор.

Джеймс Кэмерон: «Я хотел, чтобы зрители пережили те же эмоции, которые испытал в юном возрасте, когда смотрел “Звездные войны”, когда кинотеатр становился для меня воротами в иной мир». («Первый канал»)

Кинолента была номинирована на «Оскар» в девяти категориях и победила в трех из них (работа художника-постановщика, операторская работа, визуальные эффекты). И тут уже лидерство осталось за «Титаником», выдвинутым на премию Американской академии кинематографический искусств в четырнадцати номинациях и победившем в одиннадцати, включая самую престижную – «Лучший фильм».

Джеймс Кэмерон: «Визуальные эффекты работают против тебя. Они раздувают бюджет. Ими легко переборщить, убив тем самым их ценность. Лучше снять несколько запоминающихся сцен со спецэффектами, чем полностью выстраивать на них фильм». (MasterClass)

Не сумев завоевать пальму первенства в главной номинации на «Оскаре», «Аватар» взял свое на «Золотом глобусе», где был признан лучшей драмой. Сам Кэмерон (второй раз после «Титаника»)получил «Золотой глобус» как лучший режиссер.

Джеймс Кэмерон: «Впечатления от просмотра фильма “Аватар” можно сравнить с впечатлениями от полета и во сне, и наяву. Именно этого мы хотели добиться и именно так это воспринимают те, кто уже фильм посмотрел». («Первый канал»)

Идея, вызвавшая к жизни «Аватар», так захватила Кэмерона, что он решил продолжить развивать ее в своих последующих проектах. Так, в 2022 году должен выйти его долгожданный (премьера откладывалась целых восемь раз) «Аватар: Путь воды» (Avatar: The Way of Water), где Кэмерон – и режиссер, и сценарист, и продюсер. События будут разворачиваться не менее чем через десять лет после описанных в «Аватаре». Релиз в США ожидается 16 декабря. Затем сиквелы планируется выпускать каждые два года: в декабре 2024-го, 2026-го и 2028-го.

Джеймс Кэмерон: «Кино – это коллаборация с людьми. Режиссер должен отвечать на тысячи вопросов в день. Это автократическая система по сути. Сначала я был эдаким маленьким диктатором, потому что фильм был для меня самым важным. Я не был жестоким, но был жестким. Со временем я понял, что люди не выкладываются на полную, если их не уважают, не ценят и лишают права голоса». (MasterClass)

Помимо кино Кэмерона очень интересует океан. Интерес уже давно вышел за рамки любительского, и его даже стали именовать океанографом.

В 2012 году кинорежиссер на глубоководном аппарате в одиночку погрузился в Марианскую впадину – глубочайший на Земле океанический желоб, расположенный у берегов Филиппин и Папуа-Новая Гвинея в Тихом океане.

Джеймс Кэмерон: «Мы полностью снимали подготовку к экспедиции, и я снимал погружение в 3D. Существует стереоскопический фильм, который называется “Deepsea Challenge”». (Reddit)

На глубине, превышающей восемь тысяч метров, он провел три часа, став третьим человеком в мире, совершившим подобное погружение, и первым, кто находился там в полном одиночестве, да еще и так долго.

Джеймс Кэмерон: «Это уникально, когда ты можешь погрузиться на глубину в 6 тысяч метров и своими глазами увидеть то, что никто до тебя не видел. У меня есть мысль начать снимать небольшие документальные фильмы в 3D, потому что я все люблю снимать в 3D. Но после научной фантастики мне хочется снимать настоящие иные миры, а они находятся как раз на дне океана». («Первый канал»)

Личная жизнь

Джеймс Кэмерон женат в пятый раз. Его нынешняя избранница – американская актриса и модель Сьюзи Эмис, с которой он познакомился на съемках «Титаника», где она появилась в эпизоде. Она же – мать его троих детей: дочки Клэр и близняшек Элизабет Роуз и Куинна (единственный сын).

Чтобы стать мужем Сьюзи и многодетным отцом, режиссеру пришлось развестись со «звездой» его «Терминатора»Линдой Хэмилтон, с которой он жил с 1991 года и имел общую дочь Жозефину.

А ведь ради Хэмилтон он развелся с Кэтрин Бигелоу, на которой женился в 1989 году и которая впоследствии, в 2010 году, первой из женщин получила «Оскар» в режиссерской номинации (за военную драму «Повелитель бури» (The Hurt Locker)).

Перед Бигелоу была кинопродюсер Гейл Энн Херд, которая в отличие от других поверила в его замысел о «Терминаторе» и помогла его осуществить. Потом они вместе создавали «Чужие» и «Бездну», закончив которую, разошлись.

Не из мира кино была только первая жена Кэмерона официантка Шерон Уильямс. Брак был заключен в тот же год, когда вышел «Ксеногенезис», и продлился шесть лет, распавшись из-за одержимости супруга работой.

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



«Терминатору» — 40 лет: как снимали культовую фантастику с Арнольдом Шварценеггером 10:07, 26.10.2024
Милош Бикович отреагировал на рекорд, поставленный фильмом «Холоп 2» 11:00, 16.01.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через