Читайте нас в Telegram
Реклама

Ирина Гринева – российская актриса, жена Максима Шабалина.

Биография и карьера

Ирина Гринева родилась 6 февраля 1973 года в Хабаровске, в семье военнослужащего.

Когда девочке было пять лет, родители развелись, и вместе с матерью она переехала в Казань, к бабушке, где и выросла.

Свое несчастливое (напоминающее, по ее словам, сюжет снятого как раз про Казань конца 1980-х сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте») детство актриса вспоминать не любит и поездок в изменившийся с тех пор до неузнаваемости город старается избегать.

Быть артисткой Гринева мечтала всегда. Точно так же об этом мечтали многие женщины в ее роду, но ни одной из них осуществить эту мечту по разным причинам не удалось.

Ирина Гринева: «Они часто повторяли: “Ира, ты не должна останавливаться. Ты будешь актрисой за нас”».

Хотя шансы были. Так, мать Ирины (которая, как она считает, была гораздо красивее и талантливее нее) после съемок в эпизоде фильма «Первая бастилия» 1966 года даже приглашали учиться в Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина, но родители ее не отпустили.

У самой Ирины, на которую старшие родственницы возлагали большие надежды, тоже получилось не сразу. В театральный институт она поступала целых четыре раза (в том числе и в столичную Школу-студию МХАТ) и в итоге смогла попасть лишь в Ярославский государственный театральный институт.

Ирина Гринева: «Вот представьте себе: Казань, улица Павлюхина, деревянные дома. Бабенки с семечками мне вслед: “Артистка из погорелого театра”. И я в 16 лет, еще совсем ребенок, с чемоданом, еду в Москву. Кому я там нужна, куда я еду?»

После его окончания в 1994 году она снова отправилась в Москву, где повышала мастерство на экспериментальном курсе танцовщика Геннадия Абрамова в «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева.

Театральный дебют Гриневой состоялся в 1995 году в спектакле «Эпигон-театра» – «Игра в классики» (по Хулио Кортасару) и оказался очень удачным. За роль возлюбленной главного героя, Маги, на Фестивале им. Владимира Высоцкого она была признана лучшей дебютанткой.

Ирина Гринева: «Это было удивительное время. Декорация состояла из разрушенной кирпичной стены, трех венских стульев и маленького столика. Я играла в черной комбинации, на высоких каблуках, а мужчины в черных фраках и белых рубашках. И – джаз. И двадцать человек зрителей, потому что больше не помещалось. Это был гениальный спектакль. Зрители во время действия плакали вместе с нами. Когда нас пригласили на предстоящую церемонию премии “Дебют”, мы пришли туда поесть. Но когда вдруг режиссер получил приз за лучшую режиссуру, а я за лучшую женскую роль – это было удивительно! Это действительно была большая радость».

Больше 20 лет (с 1998 года) актриса служила в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского. Была Мариной Мнишек в «Борисе Годунове»‚ Оливией в «Двенадцатой ночи», Офелией в «Гамлете», Еленой в «Троянской войны не будет»‚ Ниной в «Маскараде», Марьей Антоновной в «Хлестакове» и др. и даже заслужила здесь свой собственный музыкально-поэтический перформанс, получивший название «Александрийские песни», премьера которого состоялась в 2019 году.

В 2023 году в свою труппу ее пригласил худрук возрожденного Театра им. Гоголя Антон Яковлев. Сейчас актрису можно видеть на этой сцене в его инфернальной комедии «Игроки. Иллюзия» (по мотивам пьесы Николая Гоголя), премьера которой состоялась в декабре того же года. Причем, в этой постановке у нее неожиданная (мужская) роль – шулера Степана Утешительного.

Ирина Гринева: «Признаться, предложение меня шокировало. Не то что меня удивляет, что женщина играет мужчину, нет. <…> Меня удивило то, что это именно пьеса “Игроки”, сугубо мужская, имеющая очень сильную мужскую энергетику и не нуждающаяся в женской. Зачем здесь я? Тем более Утешительный. <…> Но и отказываться было глупо: кто мне еще предложит такую роль? Я влетела в спектакль, когда он наполовину уже был сделан, вовсю шла работа, и мне за двадцать дней нужно было сотворить Утешительного… Режиссерский разбор пьесы дал мне понять, почему эту роль могу играть я». (Story)

Также вслед за Гриневой сюда «перебрались» и ее «Александрийские песни» (премьера на малой сцене состоялась в феврале 2024-го).

Ирина Гринева: «Тут все только начинается, а когда начинается, мне кажется, должно быть и честно… Главное, много талантливых актеров, сильная команда. Я думаю, все здесь собрались с надеждами. <…> Будет ли это новым этапом в моей актерской судьбе? Надеюсь». (Story)

Не менее, чем в театре, артистка востребована в кино, где она дебютировала еще в 1998 году в телесериале Константина Худякова «Самозванцы» Михаилом Ульяновым и Игорем Костолевским).

Уже в 2000-м она получила свою первую главную роль – в киноповести Владимира Фокина «Дом для богатых», где сыграла героиню Татьяны Окуневской, Анну Казимировну, в молодости.

Ирина Гринева: «Томас Манн сказал, что за красотой скрыта трагедия. Может, в жизни достаточно внешних данных, чтобы парень девушку полюбил, но для искусства, для кино – нет, недостаточно: на экране за чертами лица просвечивает судьба. Это мощные люди, великаны. Прошедшие войну, блокаду, смерти близких, тюрьмы, прошедшие достойно, не предъявляя претензий времени». (Story)

Позднее у нее были главные роли в сериалах «Вокзал», «Только ты», «Подкидной», «Важнее, чем любовь», а также в фильмах «Год Золотой рыбки», «Каникулы любви», «Коснуться неба» и т. д., где ее партнерами по съемочной площадке становились Дмитрий Харатьян, Андрей Соколов и другие известные актеры.

В числе наиболее успешных проектов с участием Гриневой – «Я остаюсь» 2007 года, «Возвращение домой» 2011-го, «Икра» 2018-го, «Доктор Лиза» 2020-го, «Спроси Марту» 2022-го.

В 2023-м сначала на KION, а затем на Первом канале состоялась премьера биографического сериала «Раневская», рассказывающего о жизни легендарной актрисы. На роль Фаины Раневской режиссером Дмитрием Петрунем была выбрана Мариэтта Цигаль-Полищук, а Гринева перевоплотилась в другую звезду эпохи – Любовь Орлову.

Ирина Гринева: «Мне нравилось, когда раньше актеры говорили: “Я служу в театре”. Это ведь действительно служение. Служение Отечеству своему. Когда уходят актеры той школы – как солдаты с поля боя… Уходит целая эпоха, например, вместе с Инной Чуриковой, Сергеем Юрским… По их лицам и голосам мы судим о времени». (Story)

В том же году на кинофестивале «Амурская осень» состоялась премьера драмы «Времена года» – дебютной полнометражной ленты второго мужа актрисы, Максима Шабалина. Хотя последний всему миру известен как фигурист, свой режиссерский дебют он решил посвятить балету, отдав главную роль примы-балерины Мариинского театра, в очень нервной обстановке готовящейся к триумфальной премьере постановки «Времена года», своей супруге.

Ирина Гринева: «Редкая в нашем кинематографе на сегодня тема и, мне кажется, очень важная. О том, как в погоне за прекрасным ты подчас готов разрушить и саму жизнь. Все это происходит на фоне одной счастливой семьи, которая на наших глазах разрушается. У моей героини есть все: талант, слава, любовь, дом, добрые друзья, но за несколько дней она теряет все приобретенное, все, что так любила. Вот тут и начинается самое интересное». (Story)

Опытная актриса сполна оценила талант новичка, выступившего в проекте сразу в трех ипостасях – не только как режиссер, но и как сценарист и кастинг-директор. По словам Гриневой, сценарий был отличным, роль ей досталась «действительно классная», команда «понимала друг друга с полуслова».

Ирина Гринева: «Впервые в жизни я держала в руках хороший сценарий, и это была действительно классная роль. <…> За весь свой опыт в кино я впервые видела режиссера, который не кричит, а работа тем временем кипит. И никуда не спешит. При всей абсурдности сжатых сроков у нас не создавалась ощущения спешки. Это было впечатляюще». (Story)

Музыку к фильму написал Иван Бурляев – сын Николая Бурляева и Натальи Бондарчук.

Ирина Гринева: «Мне хочется верить, что наша картина получилась и пронзительной. Я смотрю изнутри, мне трудно оценивать. Могу сказать точно: музыка, написанная талантливым композитором Иваном Бурляевым, сыгранная живым оркестром в сто человек, меня впечатлила». (Story)

Выход картины в широкий прокат ожидается в сентябре 2024 года.

Ирина Гринева: «Часто бывают споры о том, где критерии, что является искусством, а что нет. Все так зыбко и тонко. Да все очень просто и очень конкретно. Время! Время и определяет. Если твое кино будут смотреть через 30 лет, значит это и есть кино. Когда гаснут свечи, должны зажечься новые. А зажигают огонь от предыдущей свечи». (Story)

Личная жизнь

Со своим нынешним супругом, бронзовым олимпийским призером Максимом Шабалиным, актриса знакомилась неоднократно. Поначалу они друг друга не замечали, пока однажды не оказались за одним столом на вечеринке у общих друзей и не разговорились. На этот раз поняли, что не хотят расставаться.

Ирина Гринева: «Я помню, как он сидел и что-то ел. Предложил мне попробовать. Я на него взглянула и поняла, что это мой будущий муж. Когда встречаешь своего человека, это как-то сразу чувствуешь. Нам не понадобилось много времени, и Максим сделал мне предложение уже через несколько дней».

В 2010 году Ирина и Максим поженились и обвенчались.

Ирина Гринева: «У меня до сих пор хранится записка, которую я очень давно написала. Нашла ее во время переезда, разбирая вещи. Там было десять пунктов, каким должен быть мой суженый. <…> Первые четыре очень смешные: высокий, верующий, богатый, гений. Исходя из этих невероятных требований, понятно, почему я так долго не выходила замуж». (WomanHit.ru)

В 2013-м у супругов родилась дочь Василиса.

Ирина Гринева: «Это… такое чувство, когда нашел своих и успокоился. Как будто корабль долго плыл, плыл и, наконец, нашел причал. А с Василисой я ощутила полноту жизни». (WomanHit.ru)

Гринева на девять лет старше Шабалина, но помехой для семейного счастья существенная разница в возрасте не стала.

Ирина Гринева: «До замужества мне сама жизнь была не очень интересна. Я проживала большую ее часть в театре, кино, на репетициях. Мои друзья, встречи, все было связано с профессией. Остальное казалось мне скучным, странным и непонятным. Искусство ведь не терпит пустоты, серости, а жизнь терпит. Отыграв, к примеру, “Саломею”, снимешь с себя золотое платье, выходишь в тусклый город, идет дождь… что же тут интересного? А теперь я ощущаю счастье и ценность самой жизни. Вижу в ней красоту». (WomanHit.ru)

До этого актриса шесть лет была замужем за режиссером «Левиафана» и «Нелюбви» Андреем Звягинцевым.

Ирина Гринева: «Это была настоящая и очень сильная любовь. Но мы не были созданы друг для друга. Так бывает. Хотя мне кажется, что если бы в моей жизни не было Андрея, я не стала бы такой хорошей актрисой».

Мало, кто знает, что в жизни звезды могло не быть ни семьи, ни карьеры. Однажды, когда она еще делала свои первые шаги в профессии, Гринева взяла и ушла в монастырь. И, возможно, там бы и осталась, если бы не отказалась от этой идеи, ощутив на себе тяжесть монастырской жизни.

Ирина Гринева: «Мне хотелось стать ближе к Богу, причем как можно скорее. Но когда я пришла в монастырь, я поняла, насколько это сложно, насколько это тяжелый труд. Я продержалась там неделю, потом сбежала».

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Ирина Гринева трогательно поздравила супруга с годовщиной брака 13:15, 21.11.2023
Поклонники раскритиковали Ирину Гриневу за видео поющей дочери 12:15, 26.09.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через