Ирина Аллегрова
- Музыкант, Актриса, Участница
- Дата и место рождения: 20 января 1952 (72 года), Ростов-на-Дону (СССР)
- Семейное положение: Георгий Таиров (в разводе, 1 ребёнок), Владимир Блехер (в разводе, нет детей), Владимир Дубовицкий (в разводе, нет детей), Игорь Капуста (в разводе, нет детей)
Ее коллеги по цеху
Ирина Аллегрова – советская и российская певица, народная артистка России (2010).
Биография и карьера
Ирина Аллегрова родилась 20 января 1952 года в Ростове-на-Дону, в творческой семье.
Ее отец, Александр Саркисов, – артист театра оперетты, из любви к музыке, даже поменял свою настоящую фамилию на фамилию Аллегров, таким образом навсегда закрепив за собой и своими потомками прозвище «Аллегрис», которое он за свою подвижность и легкость получил еще будучи подростком, когда, сбежав из дома, отправился на гастроли с цирком-шапито.
Опереточной актрисой была и мать Ирины, Серафима Сосновская, чья артистическая карьера началась в Ростовском театре музыкальной комедии (ныне – Ростовский государственный музыкальный театр), где она после войны и познакомилась со своим будущим мужем. В 1961 году они (уже вместе с маленькой дочерью) уехали в Баку и следующие 15 лет, до переезда в Москву, пели в Азербайджанском театре музыкальной комедии (ныне – Азербайджанский государственный музыкальный театр).
Маленькая Ира росла под звуки музыки и в окружении настоящих звезд сцены. В гости к родителям приходили Муслим Магомаев, Татьяна Шмыга, Арам Хачатурян, Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской и другие прославленные музыканты. Конечно же, и сама она тоже с детства мечтала о сцене. И ради исполнения своей мечты усердно трудилась: училась в музыкальной школе играть на фортепиано, занималась балетом, участвовала (и иногда побеждала) в различных музыкальных конкурсах.
Однако стать студенткой Азербайджанской государственной консерватории, как планировала Ирина, ей не удалось. Из-за болезни пришлось пропустить вступительные экзамены. В ГИТИС несколько лет спустя она не попала, «срезавшись» на третьем туре, так что высшего музыкального образования Аллегрова так и не получила, что нисколько не помешало ей в дальнейшем завоевать любовь слушателей и стать «императрицей российской эстрады».
Однако, путь к славе оказался тернист и извилист. Много лет Ирина зарабатывала на жизнь, гастролируя по стране с различными коллективами и развлекая своими песнями посетителей московских ресторанов, но ее имя по-прежнему оставалось практически никому не известным. Все изменилось в начале 1980-х, когда в ВИА «Факел», где она тогда была солисткой, пришли новые музыканты, в числе которых был Владимир Дубовицкий. Он сразу увидел в Аллегровой потенциал и решил заняться ее раскруткой. Дубовицкий показал свою протеже легендарному композитору Оскару Фельцману, чью песню «Ландыши» уже двадцать с лишним лет пела вся страна, и тот согласился помочь артистке. Он написал для Аллегровой песню «Голос ребенка», с которой она успешно выступила сначала на творческом вечере композитора, а затем и на «Песне года», что сподвигло Фельцмана и Дубовицкого создать ВИА «Огни Москвы», в котором Ирина в качестве солистки исполняла песни Оскара Борисовича, а Владимир играл на бас-гитаре.
В 1985 году фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Остров детства» с композициями Фельцмана, в которую вошли три в исполнении Аллегровой: «Голос ребенка», «Песочные часы» и «Я – любовь».
Из «Огней Москвы» впоследствии родился знаменитый «Электроклуб», где руководителями числились уже сам Дубовицкий и новый автор песен (взамен отошедшего от дел Фельцмана, которому стало сложно ездить на гастроли) – композитор Давид Тухманов, а пели, помимо Аллегровой, Раиса Саед-Шах и Игорь Тальков, чья песня «Чистые пруды» в 1987 году имела оглушительный успех. Когда Тальков задумал организовать собственную группу «Спасательный круг», в «Электроклубе» его заменил пришедший из «Форума» Виктор Салтыков и началась эпоха «Электроклуба-2».
Именно в этот период Аллегрова стала постепенно приобретать свой хрипловатый голос, который сама она считает следствием многолетнего курения, а в народе бытует версия, что певица просто повредила связки, перетрудившись на гастролях.
Так или иначе, но в 1990 году артистка, уже сведя знакомство с многообещающим композитором Игорем Николаевым, решила начать сольную карьеру. Она была уверена, что как минимум один хит – написанный Николаевым «Странник мой» – у нее уже есть. Но в 1992 году вышла целая одноименная пластинка хитов его авторства, включавшая в том числе такие шлягеры, как «Фотография 9 на 12», «Не улетай, любовь», «Глупый мальчишка», «Мой ласковый и нежный зверь» и т. д.
В 1993 году она в четвертый уже раз подряд становится лучшей певицей года по версии хит-парада «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец», а в 1994-м выигрывает «Овацию» в аналогичной номинации и выпускает компакт-диск «Суженый мой…», где опять-таки почти все песни были написаны Игорем Николаевым.
Одно из двух исключений – композиция «Транзитный пассажир», которую написали Виктор Чайка и Лариса Рубальская, планировавшие передать ее Алле Пугачевой во избежание разлада в творческой паре Аллегровойи Николаева. Но, увидев песню, Аллегрова, рискуя расположением Николаева, сказала, что никому ее не отдаст. За эту «измену» певице пришлось пожертвовать его «Озером надежды», которой она собиралась открывать свой сольный концерт. По желанию «хозяина», песню в итоге спела Алла Пугачева.
До конца десятилетия вышли еще пять ее дисков, в том числе с песнями Игоря Крутого, с которым Аллегрова начала работать в 1996 году. Среди них был альбом «Императрица» – без единого хита Крутого, но с одноименным заглавным хитом про «шальную императрицу». Хлесткая характеристика моментально «приклеилась» к исполнительнице, которую, правда, со временем стали именовать более уважительно – «императрица российской эстрады».
В двухтысячные Аллегрова сотрудничает с разными авторами (Виктором Чайкой, Аркадием Укупником, Игорем Николаевым, Симоном Осиашвили и др.) и впервые пробует писать тексты песен сама («Проклятая любовь», «Храм любви», «Я плачу»), продолжает активно записывать альбомы (среди них – «Пополам», один на двоих с Михаилом Шуфутинским), выступать с концертами (в этот период она представляет такие концертные программы, как «Бенефис 2000», «По лезвию любви» и др.), гастролирует по США, получает звание заслуженной артистки России и именную звезду на Аллее звезд у ГЦКЗ «Россия».
После 2010 года, когда был выпущен ее 13-й по счету студийный альбом «Эксклюзивное издание», активность артистки по части их издания идет на убыль. В дальнейшем (в 2016 году) она записывает всего один альбом, хотя и с перспективным названием «Перезагрузка. Перерождение». Ставший первым цифровым, он пока остается последним в ее дискографии.
В 2017–2018 годах она участвует в съемках на телевидении и в сборных концертах, представляет свои концертные программы «Моно» и «Тет-а-тет», а также ряд новых песен («Моно», «Изменяла», «Семья», «Медаль за мужество», «На курортах» и др.).
В последние годы «императрица» редко появлялась на публике. Сказались пандемия и накопившаяся усталость от профессии. Например, в 2021 году ее можно было видеть разве что на конкурсе молодых исполнителей «Новая волна» в Сочи, где она впервые исполнила композицию на музыку Игоря Крутого «Имя мое» (композитор аккомпанировал ей на рояле), и на «Песне года» (с той же песней).
Там же, на «Новой волне», она пообещала большой юбилейный концерт по случаю ее 70-летия в будущем году, но он так и не состоялся.
Вместо этого артистка ограничилась участием в сборных мероприятиях, в числе которых – концерты по случаю 80-летия Льва Лещенко в «Крокус Сити Холле» (в феврале 2022 года) и Дня России на Красной площади (в июне), а также концерт «Молодости нашей нет конца» в Государственном кремлевском дворце (в сентябре). Кроме того, Ирина Александровна спела несколько своих песен на «Песне года», состоявшейся в декабре 2022 года в «Мегаспорте».
Ранее певица честно признавалась, что «сошла с дистанции» не только в силу возраста (ведь она уже давно не та «шальная императрица»), но и просто из-за нежелания иметь дело с современным шоу-бизнесом.
Аллегрова прекрасно проводит время в кругу своей семьи и, кажется, больше ни в чьем внимании не нуждается.
Личная жизнь
Уже много лет семья для Ирины Аллегровой – это ее дочь Лала и внук Александр. Еще один очень близкий артистке человек – ее мама, Серафима Сосновская, скончалась в 2012 году в возрасте под девяносто (отца певица похоронила в 1994-м).
Вскоре после того, как больше 20 лет назад Аллегрова как будто бы поставила точку в подразумевающих совместный быт отношениях с мужчинами, все три женщины и единственный в семье маленький мужчина съехались в один большой общий дом в подмосковных Ватутинках.
В 2017 году в особняке площадью в 2000 кв. м, выстроенном на месте дачи, прежде принадлежавшей Оскару Фельцману, побывала программа Первого канала «Идеальный ремонт», которая помогла хозяйке привести в порядок кухню и гостиную.
Сегодня Ирина Александровна по-прежнему живет там вместе со своей дочерью и внуком. Александр носит фамилию своего отца, Эрнеста Барсегяна. Он уже окончил факультет мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова, но пока не женат.
До того, как уйти «на покой», певица трижды была замужем официально, а затем еще семь лет прожила с мужчиной, с которым до ЗАГСа так и не дошла.
Впервые она стала женой в 19 лет. Произошло это, правда, не благодаря большой любви, а вопреки ей. Девушка была горячо влюблена, но избранник предпочел ей другую, и назло ему она решила ответить на пылкие чувства своего давнего поклонника, баскетболиста Георгия Таирова: дескать, стерпится – слюбится.
В 1972 году у супругов родилась дочь Лала, но чуда не произошло: полюбить Георгия Ирина так и не смогла. Последовал развод.
Оставив ребенка на попечение своих родителей, артистка уехала покорять Москву и во время очередных гастролей познакомилась с Владимиром Блехером (в ту пору – художественным руководителем ВИА «Поющие юнги»), за которого в 1974 году вышла замуж. Пара стала не только жить, но и работать вместе – сначала в «Поющих юнгах» (где тогда начинали и Александр Серов с Игорем Крутым), а затем в «Молодых голосах» и «Факеле», где Блехер тоже был худруком. Маму и дочку певица перевезла поближе к себе и поселила в столице.
Но семейная идиллия оказалась недолговечной. С годами Блехер начал осознавать, что хочет возвращаться с изматывающих гастролей к уютному домашнему очагу, а гастролирующая жена-артистка поддерживать его физически не способна. Начались конфликты, закончившиеся расставанием.
Деловое сотрудничество Аллегровой и Блехера еще какое-то время продолжалось и закончилось вскоре после прихода в «Факел» клавишника Владимира Дубовицкого. Ирина и Владимир понравились друг другу и решили заняться собственным проектом – ВИА «Огни Москвы» с Аллегровой в качестве солистки.
Усилиями обоих узнаваемость певицы потихоньку стала расти, и в 1985 году, спустя два года после знакомства, Дубовицкий и Аллегрова закрепили первый успех и свои чувства друг к другу штампом в паспорте.
Творческий и семейный союз просуществовал пять лет. В 1990 году Аллегрова рассталась как с Дубовицким, так и с «Электроклубом» (в который к тому времени трансформировались «Огни Москвы»), решив начать сольную карьеру при поддержке Игоря Николаева.
Через три года Дубовицкий женился на экс-солистке «Миража» Татьяне Овсиенко, а уже ставшая звездой Аллегрова сошлась с танцовщиком Игорем Капустой, которого позднее она будет называть самой большой любовью в своей жизни.
Они встретились, когда Игорь, выпускник Хореографического училища им. А. Я. Вагановой, уже успевший сменить Мариинку на «Рецитал» Аллы Пугачевой, пришел устраиваться на работу к Аллегровой. Молодой (на девять лет моложе нее) танцор так понравился артистке, что она не только взяла его в свой коллектив, но и решила покорить его сердце. Тот поначалу сопротивлялся, но в итоге сдался под напором влюбленной звезды.
На этот раз Аллегрова решила обойтись без предусмотренных государством формальностей, а сразу направилась со своим женихом к алтарю. Однако шесть лет спустя эти отношения, на которые певица возлагала большие надежды, тоже закончились.
Этот опыт оставил настолько глубокий след в душе 47-летней Аллегровой, что больше попыток создать семью (по крайней мере, известных широкой общественности) она не предпринимала и полностью сосредоточилась на работе и своих близких. Сейчас, даже оставаясь незамужней женщиной, «императрица», которой в 2023 году исполнился 71 год, чувствует себя счастливой.
А вот дальнейшая судьба Капусты, к несчастью, сложилась трагически. Он надломился настолько, что в итоге оказался в тюрьме по обвинению в хранении запрещенных веществ (вроде бы взяв на себя чужую вину), где «заработал» серьезные проблемы со здоровьем. Женщинам, которые после Аллегровой появлялись в жизни Игоря, увы, не хватило сил уберечь его ни от тюрьмы, ни от смерти. Он умер в 2018 году в возрасте 58 лет. Известно, что у него осталась дочь Александра.
Дискография
- Странник мой (1992)
- Суженый мой… (1994)
- Угонщица (1994)
- Я тучи разведу руками (1996)
- Императрица (1997)
- Незаконченный роман (1998)
- Театр… (1999)
- Все сначала (2001)
- По лезвию любви (2002)
- Пополам (2004)
- С днем рождения! (2005)
- Аллегрова 2007 (2007)
- Эксклюзивное издание (2010)
- Перезагрузка. Перерождение (2016)
Фильмография
- Актриса
- Неотложка-2 (2005)
- Кышкин дом (2001)
- Старые песни о главном-2 (1997)
- Певица
- Последний секрет Мастера (2010)
- Ангел-хранитель (2006)
- Следствие ведут ЗнаТоКи (1987)
- Время летать (1987)