Читайте нас в Telegram

Федор Шаляпин

Федор Шаляпин
  • Музыкант, Персонаж, Люди за кадром
  • Дата и место рождения: 13 февраля 1873 (65 лет), Казань, Российская империя
  • Дата смерти: 12 апреля 1938
  • Семейное положение: Иола Торнаги (в разводе, 6 детей), Мария Петцольд (в браке, 3 детей)
  • Рост: 195 см

Его коллеги по цеху

Реклама

Федор Шаляпин – русский оперный и камерный певец, народный артист Республики (1919).

Биография и карьера

НОВОСТЬ
Баскетболист перестал поддерживать сына.

Федор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани.

Его родители происходили из Вятской губернии и крестьянского сословия, но в поисках заработка были вынуждены вести «кочевую» жизнь, оставив привычную работу на земле и родные места. За год до рождения сына Иван Шаляпин, будучи человеком грамотным, как раз нашел себе место писаря в Казанской уездной земской управе, и семья поселилась в селе Ометьево под Казанью (ныне – городской микрорайон Аметьево).

Петь публично Федор начал еще в детстве. Сначала на сельских праздниках, а после того, как люди знающие обратили внимание на его красивый дискант, – и в церковном хоре. Но всерьез к его таланту тогда никто не относился, так что, прежде чем попасть в театральную труппу, будущий великий бас (а басом он стал после ломки голоса) успел побывать в подмастерьях у сапожника, обучиться токарному и столярному делу, а также поработать писарем во все той же земской управе.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «Первые театральные ожоги я получил в крепкие рождественские морозы, когда мне было лет восемь. В рождественском балагане я в первый раз увидел тогда ярмарочного актера Якова Ивановича Мамонова – известного в то время на Волге под именем Яшки как ярмарочный куплетист и клоун <…> Целыми часами без устали на морозе Яшка смешил нетребовательную толпу и оживлял площадь взрывами хохота. Я как завороженный следил за Яшкиным лицедейством. Часами простаивал я перед балаганом, до костей дрожал от холода, но не мог оторваться от упоительного зрелища. На морозе от Яшки порою валил пар, и тогда он казался мне существом совсем уже чудесным, кудесником и колдуном».

Уже тогда Федя был «неизлечимо болен» музыкой. Эта страсть проснулась в нем еще в 12-летнем возрасте, когда он впервые побывал в оперном театре.

Федор Шаляпин «Страницы из моей жизни»: «Не отрывая глаз, я смотрел на сцену, где светила взятая с неба луна, страдала Медея, убегая с детьми, метался красавец Язон. Я смотрел на все это буквально разинув рот. И вдруг, уже в антракте, заметил, что у меня текут изо рта слюни. Это очень смутило меня. Я осторожно поглядел на соседей – видели они? Кажется, не видали. “Надо закрывать рот”, – сказал я себе. Но когда занавес снова поднялся, губы против воли моей опять распустились <…> Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым».

Просиживая дни с пером в руках в заваленной бумагами конторе, подросток все время думал о том, как реализовать свою мечту, и в конце концов в 1889 году сумел попасть на должность статиста в опереточную антрепризу мецената Василия Серебрякова. В марте 1890 года состоялось его первое выступление – в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин» 17-летний Шаляпин исполнил партию «старого дуэлиста» Зарецкого.

В том же году начинающий артист уехал в Уфу, где стал выступать в антрепризе «Русская комическая опера и оперетта», только что учрежденной оперным певцом Семеном Семеновым-Самарским. Именно здесь к нему пришла первая известность. О восходящей звезде оперной сцены заговорили после того, как он, хорист, появился в опере Станислава Монюшко «Галька», заменив заболевшего коллегу, который должен быть исполнять сольную партию Стольника.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «Я иногда спрашиваю себя, почему театр не только приковал к себе мое внимание, но заполнил целиком все мое существо? Объяснение этому простое. Действительность, меня окружавшая, заключала в себе очень мало положительного. В реальности моей жизни я видел грубые поступки, слышал грубые слова <…> Глубоко в моей душе что-то необъяснимое говорило мне, что та жизнь, которую я вижу кругом, чего-то лишена. Мое первое посещение театра ударило по всему моему существу именно потому, что очевидным образом подтвердило мое смутное предчувствие, что жизнь может быть иною – более прекрасной, более благородной».

В 1891 году Шаляпин примкнул к странствующей малороссийской театральной труппе Георгия Деркача, вместе с которой объездил добрую половину страны. Побывал в Поволжье, на Кавказе, в Средней Азии и везде оставлял восхищенную его талантом публику.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «Мои позднейшие услады искусством и жизнью ничем, в сущности, не отличались от <…> первого моего и неопытного восторга. Менялись годы, города, страны, климаты, условия и формы – сущность оставалась та же. Всегда это было умилением перед той волшебной новизной, которую искусство придает самым простым словам, самым будничным вещам, самым привычным чувствам».

В Тифлисе (современный Тбилиси) состоялось его судьбоносное знакомство с тенором и педагогом по вокалу Дмитрием Усатовым. Опытный артист, выступавший в том числе и на сцене Большого театра, сразу разглядел в юноше огромный потенциал и взялся поставить ему голос, даже несмотря на то, что у ученика не было денег на обучение. Усатов не только бесплатно давал ему уроки, но и одевал, кормил и вообще оказывал всяческую поддержку (в том числе по части трудоустройства в антрепризы), за что Шаляпин всю жизнь был ему благодарен и, в свою очередь, позднее, когда в 1913 году Усатова не стало, материально поддерживал его вдову до самой ее смерти.

Пройдя двухлетнее обучение, Федор отправился покорять Санкт-Петербург, где, сменив несколько трупп, в 1895 году попал в Мариинский театр, дебютировав в роли Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно. Затем он также был Русланом в «Руслане и Людмиле» Михаила Глинки и исполнял другие заметные партии. Но царившая в Императорских театрах (к числу которых относилась и Мариинка) строгая дисциплина юное дарование вскоре стала тяготить и, получив предложение о работе от мецената Саввы Мамонтова, Федор согласился переехать из столицы в Москву.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «Императорские театры <…> несомненно имели своеобразное величие. Россия могла не без основания ими гордиться. Оно и не мудрено, потому что антрепренером этих театров был не кто иной, как российский император <…> Величие российского императора – хотя он, может быть, и не думал никогда о театрах – даже через бюрократию отражалось на всем ведении дела».

Несколько сезонов, проведенных Шаляпиным в «Частной русской опере», которую содержал Мамонтов, сделали его знаменитым на всю Первопрестольную. Москвичи были в полнейшем восторге от его Ивана Грозного в «Псковитянке» Николая Римского-Корсакова, Ивана Сусанина в «Жизни за царя» Михаила Глинки, Бориса Годунова в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского и т. д. Как вспоминал потом сам певец, Мамонтов предоставил ему полный карт-бланш, ни в чем его не ограничивая и позволяя ему петь все, что он хочет.

Федор Шаляпин «Страницы из моей жизни»: «Мамонтов сказал мне: “Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!”».

По мнению Шаляпина, именно в этот период с его разнообразным репертуаром он смог в полной мере проявить себя – весь свой артистизм и темперамент, которые служили важным дополнением к его вокальному таланту.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все особенные черты моей артистической натуры, моего темперамента. Достаточно сказать, что из девятнадцати ролей, созданных мною в Москве, пятнадцать были роли русского репертуара, к которому я тяготел душою. Но самым большим благодеянием для меня было, конечно, то, что у Мамонтова я мог позволить себе смелые художественные опыты, от которых мои чиновные вицмундиры в Петербурге перепадали бы все в обморок».

В те же годы состоялась встреча певца с композитором Сергеем Рахманиновым (служившим у Мамонтова вторым дирижером), который многому его научил (например, тому, что нужно знать наизусть не только свою партию, но и партии коллег) и до конца жизни оставался ему другом. Именно Шаляпину посвящены романсы Рахманинова «Ты знал его» и «Судьба». В ответ артист тоже щедро делился с товарищем секретами своего мастерства, которые очень пригодились Рахманинову в дальнейшем, когда он работал пианистом-концертмейстером.

Тогда же Федор свел знакомство со многими знаменитыми художниками – Михаилом Врубелем, Исааком Левитаном, Василием Поленовым, Валентином Серовым и др., которые помогали создавать декорации для его спектаклей.

В 1899 году 26-летний бас становится солистом Большого театра, тем самым окончательно закрепив свой звездный статус. Его слава была столь велика, что по городу ходила шутка о том, что в Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «Я благодарю Бога за <…> первые неуспехи. Они отрезвили меня один раз на всю жизнь. Они вышибли из меня самоуверенность, которую во мне усердно поддерживали домашние поклонники. Урок, который я извлек из этого неуспеха, практически сводился к тому, что я окончательно понял недостаточность механической выучки той или другой роли. Как пуганая ворона боится куста, так и я стал бояться в моей работе беззаботной торопливости и легкомысленной поспешности <…> Я понял навсегда, что для того, чтобы роль уродилась здоровой, надо долго-долго проносить ее под сердцем (если не в самом сердце) – до тех пор, пока она не заживет полной жизнью».

В этом театре, где артист провел много лет, он впервые показал себя не только как величайший певец, но и как режиссер. Его режиссерским дебютом в 1917 году стала опера Джузеппе Верди «Дон Карлос», в которой он также исполнял партию испанского короля Филиппа II. Следом он поставил «Русалку» Александра Даргомыжского.

Незадолго до этого певец начинает давать и свои знаменитые сольные концерты, в которых исполняет романсы и русские народные песни, в том числе созданную на их основе легендарную «Вдоль по Питерской», которая благодаря Шаляпину стала известна во всем мире.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «Русская драма производила на меня такое сильное впечатление, что не раз мне казалось, что я готов бросить оперу и попытать свои силы на драматической сцене».

Вскоре после Октябрьской революции 45-летний Шаляпин занял пост худрука Государственного академического театра оперы и балета (в который была переименована Мариинка) и в 1919 году стал первым в истории народным артистом Республики (аналог современного звания народного артиста России).

В 1922 году Федор Иванович отправился на гастроли в США, из которых изначально полагал вернуться, но так и не вернулся. На родине его эмиграция была воспринята резко отрицательно: артиста лишили ранее присвоенного почетного звания (вернув его лишь в конце ХХ века) и права возвращаться в СССР, а поэт Владимир Маяковский отреагировал на это гневными стихами в газете «Комсомольская правда».

Из стихотворения Владимира Маяковского «Господин “Народный артист”»: «И песня, и стих – это бомба и знамя, и голос певца подымает класс. И тот, кто сегодня поет не с нами, тот – против нас».

В 1925 году Шаляпин приобрел шикарный особняк в Париже и стал вести беззаботную жизнь рантье, давая концерты уже не ради заработка, а, что называется, для души. С ними он объездил весь мир, побывав даже в Австралии и получив собственную звезду на «Аллее славы» в Голливуде («за вклад в индустрию звукозаписи»), но всегда возвращался в Париж, где и умер в 1938 году от лейкемии в возрасте 65 лет очень богатым человеком. В последний раз он появился на публике в Опере Монте-Карло за год до смерти.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «В мрачные дни моей петербургской жизни под большевиками мне часто снились сны о чужих краях, куда тянулась моя душа. Я тосковал о свободной и независимой жизни. Я получил ее. Но часто, часто мои мысли несутся назад, в прошлое, к моей милой родине. Не жалею я ни денег, конфискованных у меня в национализированных банках, ни о домах в столицах, ни о земле в деревне. <…> Если, как русский гражданин, я вместе со всеми печалюсь о временной разрухе нашей великой страны, то как человек, в области личной и интимной, я грущу по временам о русском пейзаже, о русской весне, о русском снеге, о русском озере и лесе русском. Грушу я иногда о простом русском мужике <…> Грущу о неповторимом тоне часто нелепого уклада наших Суконных слобод <…> где <…> между трущоб растет сирень, цветут яблони и мальчишки гоняют голубей…»

Легендарный бас был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. Надпись на его памятнике гласила: «Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской». Но в 1984 году его останки были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище. Прожив заграницей 16 лет, Шаляпин иностранного подданства так и не принял.

Федор Шаляпин «Маска и душа»: «Нигде в мире не встречал я ни такого Герасима, ни такого бора, ни такого звонаря на станции. И вокзала такого нигде в мире не видел, из изношенно-занозистого дерева срубленного… При входе в буфет странный и нелепый висит рукомойник… А в буфете под плетеной сеткой – колбаса, яйцо в черненьких точках и бессмертные мухи… Милая моя, родная Россия!..»

Личная жизнь

Впервые Федор Шаляпин женился, когда ему было 25 лет. Его избранницей стала 25-летняя Иола Ло-Прести (выступала под фамилией матери – Торнаги) – звезда итальянского балета, вместе с труппой оперного театра «Сан-Карло» в Неаполе в 1896 году, по приглашению Саввы Мамонтова, приехавшая на гастроли в Россию. Решив провести здесь и зимний сезон, в Нижнем Новгороде она познакомилась с Шаляпиным, который был в числе русских артистов, «откомандированных» встречать итальянских коллег.

Почти двухметровому русскому «богатырю» Федору сразу понравилась итальянская «дюймовочка», но наладить общение оказалось непросто: она не знала русского, а он не говорил по-итальянски. Но месяцы, проведенные в одном театре, сделали свое дело: артисты узнали друг друга получше, сблизились, а балерина даже немного заговорила на незнакомом языке.

Охваченный пылкими чувствами к темноокой красавице, Шаляпин даже слегка «усовершенствовал» романс «Очи черные», дописав к нему несколько куплетов и таким образом превратив его в посвящение возлюбленной.

Рассказывают также, что признание в любви от Федора прозвучало со сцены. На генеральной репетиции оперы «Евгений Онегин» он слегка «отредактировал» текст либретто и, исполняя арию князя Гремина, вместо «Онегин, я скрывать не стану: безумно я люблю Татьяну!» спел «Онегин, я клянусь на шпаге: безумно я люблю Торнаги!». Какая женщина после этого устоит? Вот и Иола не устояла.

Пара обвенчалась в 1898 году, а уже через год у нее родился первый ребенок. Став матерью, балерина решила оставить сцену и посвятила себя домашнему хозяйству, а певец, напротив, начал работать с удвоенной силой, чтобы обеспечить стремительно увеличивающуюся семью.

За годы супружества у Шаляпина и Торнаги родилось трое сыновей (Игорь, Федор и Борис) и трое дочерей (Татьяна, Ирина и Лидия). Но повзрослеть суждено было не всем – первенец Игорь, которого певец с любовью называл Игрушкой, умер от осложнений аппендицита, когда ему было четыре года.

Для своей большой семьи, прежде вынужденной часто менять квартиры, артист приобрел особняк на Новинском бульваре (где с 1988 года располагается его дом-музей, созданный по инициативе Иолы Торнаги), куда можно было приглашать гостей (здесь бывали актриса Мария Ермолова, режиссер Константин Станиславский, композитор Сергей Рахманинов, художник Валентин Серов, писатели Иван Бунин, Максим Горький, Леонид Андреев, Александр Куприн и т. д.). Казалось, что теперь они, наконец, заживут спокойно и счастливо. Но у Иолы появилась счастливая соперница – вдова с двумя детьми Мария Петцольд, о которой жена Шаляпина быстро узнала, но долго не решалась разорвать с ним отношения из-за детей. Да и сам он этого совсем не хотел.

По сути, на протяжении многих лет у певца было две семьи – одна в Москве, другая – в Санкт-Петербурге. И во второй у него тоже родились дети: три дочери – Марфа, Марина и Дасия. С «раздвоением личности» было покончено только в 1920-е годы, когда в 1922 году Шаляпин вместе с Петцольд и тремя дочерьми уехал в эмиграцию и пять лет спустя оставшаяся в СССР Торнаги, наконец, согласилась на развод. Итальянка почти до конца своей жизни жила в Москве, пережив все обрушившиеся на страну катаклизмы, и лишь в 1960-е, когда ей было далеко за восемьдесят, уехала в Рим, где тогда уже жил ее сын Федор.

О детях Шаляпина известно, что многие из них также оказались творчески одаренными людьми.

Так, Борис Шаляпин стал скульптором, художником и иллюстратором (оказавшись в США, он оформлял обложки журнала Time).

Ирина Шаляпина, никуда из СССР не уехавшая, стала актрисой (ее можно было видеть, например, во «Встрече на Эльбе» Григория Александрова и «Поединке» Владимира Петрова).

Актерскую стезю выбрал и Федор Шаляпин – младший, игравший в европейских и американских фильмах («По ком звонит колокол» (For Whom the Bell Tolls) Сэма Вуда, «Имя розы» (Der Name der Rose) Жана-Жака Анно и др.).

Его сестра-двойняшка Татьяна Шаляпина тоже актерствовала, но затем отказалась от театральных выступлений и открыла кондитерскую в Нью-Йорке.

Лидия Шаляпина хорошо пела, но сцене предпочла педагогическую деятельность.

Марфа Шаляпина, демонстрировавшая художественный талант, решила сосредоточиться на семье.

Марина Шаляпина в 1931 году стала победительницей конкурса красоты «Мисс Россия», который тогда проводился в Париже, снялась в нескольких итальянских фильмах и вышла замуж за Луиджи Фредди, стоявшего у истоков Венецианского кинофестиваля. Она прожила дольше всех своих братьев и сестер – 98 лет.

Самая младшая из детей великого баса, Даисия Шаляпина, также выбрала профессию актрисы, с которой затем, подобно другим сестрам, распрощалась ради семьи. Отца она не оставляла до конца его дней, и за их тесную связь ее даже считали любимицей артиста, хотя на самом деле он старался никого из своих детей особо не выделять. Даисия запечатлена на картине Савелия Сорина «Партизанка», которая была написана им в США в 1945 году.

Кинообраз

Сам Федор Шаляпин в кино почти не снимался. Его можно было видеть всего в нескольких фильмах, в том числе в отечественной драме Александра Иванова-Гая «Царь Иван Васильевич Грозный», где он сыграл самого Ивана IV, и франко-британской трагикомедии Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот», где он перевоплотился в Дон Кихота.

А вот образ легендарного артиста кинорежиссеры в своих работах использовали многократно. Его можно было видеть больше, чем в десятке картин самых разных жанров. Например, в байопиках «Яков Свердлов» Сергея Юткевича,«Римский-Корсаков» Геннадия Казанского и Григория Рошаля, «Петр Лещенко. Все, что было…» Владимира Котта и «Орлова и Александров» Виталия Москаленко Шаляпина играли Николай Охлопков, Александр Огнивцев, Александр Клюквин и Александр Бобровский соответственно. В драме Юрия Сорокина «Под знаком скорпиона»Виктор Степанов, детективе Игоря Каленова «Секретная служба Его Величества»Александр Блок, комедии «Елки 1914», в которой над новеллой «Шаляпин» работал Александр Карпиловский, – Ильдар Абдразаков. Последний – знаменитый на весь мир оперный певец, лауреат американской «Грэмми» и победитель третьего сезона российской «Маски» – был Шаляпиным и в многосерийном фантастическом триллере Данилы Козловского «Карамора».

Но если в вышеперечисленных проектах певец был лишь одним из многочисленных персонажей, то в сериале Егора Анашкина «Шаляпин», который телеканал «Россия 1» и видеосервис Okko начнут показывать одновременно – 13 февраля 2023 года (когда будет отмечаться 150 лет со дня его рождения), он будет основным действующим лицом. В роли баса на этот раз предстанет Александр Горбатов, известный по «Художнику», «Сердцу Пармы», «Капкану на судью» и др.

Иолу Торнаги играет Мария Смольникова, а Марию ПетцольдЮлия Снигирь.

Ранее биография Шаляпина уже становилась объектом творческого переосмысления. Так, в 2002 году кинорежиссер Сергей Колосов снял музыкальную драму «Маска и душа», основанную на одноименной автобиографической книге Федора Ивановича, написанной им в Париже. Сам певец, правда, в кадре не появляется – мы слышим только его голос. Точнее, голос актера Владимира Симонова, который от лица Шаляпина рассказывает о своей удивительной жизни.

Фильмография (избранное)

  • Актер
  • Дон Кихот (1933)
  • Царь Иван Васильевич Грозный (1915)
12:20, 02.11.2024
эксклюзив

Игорь Золотовицкий о роли криминального авторитета в «Мосгазе»: «Я с такими героями был знаком»

Новый сезон ретро-детектива стартует на Первом канале 4 ноября.

Главную роль в новом сезоне «Мосгаза», получившем подзаголовок «Дело №10: Метроном», сыграл Игорь Золотовицкий. Актер воплотил образ всесильного московского чиновника из начала 80-х, связанного с криминальным миром. О роли, партнерах и собственных воспоминаниях 40-летней давности артист рассказал «ВокругТВ».



«Мы такого еще не видели»: лучшей российской актрисой 2023 года стала Евгения Борзых 15:09, 26.12.2023
Российские критики назвали лучшую актрису сериалов сезона-2023 12:54, 26.12.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через