Фанни Ардан
Fanny Ardant- Актриса, Режиссер
- Дата и место рождения: 22 марта 1949 (75 лет), Сомюр (Франция)
- Семейное положение: Доминик Левер (в разводе, 1 ребёнок), Франсуа Трюффо (вдова, 1 ребёнок), Фабио Конверси (в разводе, 1 ребёнок)
Ее коллеги по цеху
- Фанни Ардан (Fanny Ardant) – французская актриса, режиссер и сценарист.
Биография и карьера
- Фанни Маргерит Жюдит Ардан родилась в городе Сомюр в семье офицера. В университете Прованса она получила образование политолога, но там же окончила и актерские курсы. «Лицедейство» победило серьезную науку политологию, и Фанни стала играть в театре, первое ее появление на сцене датировано 1974 годом, а в 1979 году она дебютировала и в кино.
- Первой заметной работой в кино для Фанни стала картина Франсуа Трюффо «Соседка» (La femme d'à côté), ее партнером по фильму выступил Жерар Депардье. В основу сюжета фильма легла история, которую Франсуа Трюффо пережил с другой великой актрисой – Катрин Денев.
- Фанни Ардан: «Франсуа Трюффо прислал мне синопсис фильма, довольно подробный — такой сценарий без диалогов. Я его прочла. Трюффо спросил, есть ли у меня вопросы. Я сказала: «Нет». И каждое воскресенье он мне порциями присылал диалоги — для работы. И снова спрашивал: «Есть вопросы?» — «Нет». Мне все казалось совершенно понятным и очевидным. А он говорил: «Господи, какая прелесть!» Помню первую сцену, которую мы снимали, — когда я жму руку Жерару Депардье. Я очень легко вошла в атмосферу фильма».
- Кстати, актриса Фанни Ардан не раз отмечала в интервью, что именно Жерар Депардье с тех пор и на все последующие годы стал ее любимым партнером — у них много совместных работ в кино. Хотя с партнерами на экране ей везло в принципе.
- Фанни Ардан: «Хороший партнер – это тот, кто во время игры смотрит на тебя по-настоящему. То есть не играет в любовь, а действительно любит. Актрисе необходимо, чтобы мужчина на нее смотрел, что называется, в оба глаза. Если кто-то на тебя вот так смотрит, тогда ты забываешь о камере, о роли, о выдуманной истории, а попадаешь в настоящую жизнь. Мои партнеры, с которыми мне очень везло, а это и Депардье, и Трентиньян, и Делон, и Бельмондо, в полной мере обладают этой уникальной способностью – видеть женщину, а не только себя».
- В 1982 году за роль в «Соседке» Фанни была номинирована на французскую кинопремию «Сезар».
- Спустя два года, в 1984-м, фильм с успехом прошел в Советском Союзе. Кстати, изначально прокатчик, компания «Совэкспортфильм», планировал вырезать последнюю сцену, в которой показано самоубийство героини Фанни Ардан и убийство героя Жерара Депардье, чтобы не омрачать чувства советских зрителей. Но в итоге сцена была оставлена.
Всего к концу тысячелетия Фанни снялась почти в полусотне картин, в том числе и у по-настоящему великих режиссеров — Франсуа Трюффо, Алена Рене, Франсуа Озона, Патриса Леконта, Франко Дзефирелли и др. Ардан не раз приглашали сниматься в Великобритании, Италии, Германии, а также (благодаря отличному владению английским языком) и в Голливуде.
- Фанни Ардан: «Я не могу быть иконой! Я всего-лишь актриса. Я ничего больше не сделала! У меня такое ощущение, что я постоянно все начинаю с нуля и всегда говорю себе, что завтра будет лучше. Я постоянно повторяю себе, что завтра найду человека, который меня возродит. И это как раз будет любимый и наилучший режиссер. Но могу сказать: я любила всех своих режиссеров. Я очень легко входила в атмосферу фильма. Думаю, истинным, обязательным свойством великих режиссеров являлось то, что никакого напора с их стороны никогда не чувствовалось. Просто я попадала в некую атмосферу, в пространство этих людей, в нем жила — и чувствовала себя прекрасно!».
Самыми заметными ее работами этого периода, помимо «Соседки», стали «Болеро» (Les uns et les autres) Клода Лелуша, «Скорей бы воскресенье» (Vivement dimanche!) Франсуа Трюффо, «Мелодрама» (Mélo) Алена Рене, «Семья» (La famiglia) Этторе Сколо, «Полковник Шабер» (Le colonel Chabert) Ива Анжело, «За облаками» (Al di là delle nuvole) Микеланджело Антониони и Вима Вендерса, «Сабрина» (Sabrina) Сидни Поллака, «Вечерний прикид» (Pédale douce) Габриэля Агиона, «Елизавета» (Elizabeth) Шекхара Капура, «Бальзак» (Balzac) Жозе Дайана и др.
В «Полковнике Шабере» и «Бальзаке» Ардан вновь встретилась на съемочной площадке со своим любимым партнером Жераром Депардье. За лирическую комедию «Вечерний прикид», где у нее была одна из главных ролей, актрисе присудили ее первый «Сезар», а голливудская «Елизавета», в которой английскую «королеву-девственницу» Елизавету I сыграла Кейт Бланшетт, а Ардан перевоплотилась в шотландскую королеву Марию де Гиз, получила семь номинаций на «Оскар», три – на «Золотой глобус» и целых двенадцать – на британскую BAFTA (в итоге «взяв» по одному «Оскару» и «Золотому глобусу» и шесть BAFTA).
В 2001 году у Ардан были главные роли в драмах «Измени мою жизнь» (Change-moi ma vie) и «Нет вестей от Бога» (Sin noticias de Dios), а в 2002 году на экраны вышла детективная комедия «8 женщин» (8 femmes) Франсуа Озона, главные роли в которой, наряду с ней, сыграли такие знаменитые французские актрисы, как Катрин Денев, Изабель Юппер, Даниель Дарье и Эммануэль Беар. История о том, как вместо праздничного застолья по случаю Рождества собравшиеся в доме дамы вынуждены расследовать убийство его хозяина, была удостоена «Серебряного медведя» Берлинского международного кинофестиваля за великолепный актерский ансамбль.
- Одна из выдающихся актерских работ Ардан — роль оперной дивы Марии Каллас в фильме Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда» (Callas Forever), премьера которой состоялась в том же 2002 году. В основу сюжета кинокартины лег вымышленный эпизод из жизни великой оперной певицы XX века. После частичной потери голоса Каллас практически не выходила из дома и никого не принимала, отказывалась не только от выступлений, но и от выходов в свет. Но музыкальный продюсер и старый друг Ларри Келли (его роль исполнил Джереми Айронс), прилетевший во Францию, все же смог посетить ее апартаменты и придумал план возвращения Каллас на сцену и к полноценной жизни. За эту роль в 2003 году на Московском международном кинофестивале Ардан была удостоена премии Станиславского, которая присуждается за особые актерские заслуги.
В дальнейшем ее можно было видеть в таких популярных картинах, как «Париж, я люблю тебя» (Paris, je t’aime), «Секреты» (Ha-Sodot) и «Железнодорожный роман» (Roman de gare).
В 2008 году актриса дебютировала как режиссер с фильмом «Прах и кровь» (Cendres et Sang). Картина создана по роману албанского писателя Исмаила Кадаре. Действие фильма происходило в Румынии в Трансильвании. По словам Фанни Ардан, съемки стали для нее моментом абсолютного счастья, даже невзирая на все сложности процесса и небольшой бюджет.
Позднее она также сняла мелодраму «Навязчивые ритмы» (Cadences obstinées) с Азией Ардженто и Нуно Лопешом в главных ролях и историческую драму «Диван Сталина» (Le divan de Staline), где Иосифа Сталина сыграл Жерар Депардье. В основе обеих лент – ее собственные сценарии.
Ради презентации своего «Дивана Сталина» Фанни приехала (и уже не впервые) в Россию, где заодно дала старт Франко-российскому году языка и литературы.
В 2019 году Ардан появилась в «Прекрасной эпохе» (La Belle Époque) Николя Бедоса, за которую она получила свой второй «Сезар» как актриса второго плана. В 2020-м ее можно было видеть в «ДНК» (ADN), в 2021-м – в «Молодых любовниках» (Les jeunes amants), а в 2022-м – в «Горизонте в огне» (Couleurs de l’incendie).
28 сентября 2023 года состоится мировая премьера черной комедии «Отель “Палас”» (The Palace), в которой режиссер Роман Полански отдал актрисе одну из ключевых ролей. Никогда прежде Ардан не снималась у Полански, но опыт сотрудничества с ним у нее имелся. В середине 1990-х она играла в его спектакле «Мастер-класс», поставленном Полански в парижском театре «Порт Сен-Мартен» по пьесе Терренса МакНелли, и, кажется, именно тогда Ардан впервые перевоплотилась в Марию Каллас, которой затем стала и в кино.
Этот опыт произвел на актрису большое впечатление и, когда десятилетия спустя ей поступило предложение стать частью очередного (и весьма специфического) проекта Романа Полански, она тут же согласилась.
«Отель “Палас”» – своего рода сатира на современное общество. События разворачиваются в помпезном отеле в Швейцарских Альпах в ночь смены тысячелетий. Респектабельные постояльцы гостиницы приглашены на званый ужин по случаю миллениума, который, как вскоре выясняется, готовит им много самых неожиданных сюрпризов, далеко не все из которых будут приятными. В итоге новогоднее торжество пройдет совсем не так, как ожидали гости отеля и запланировал его персонал.
Помимо Ардан в картине заняты такие мировые знаменитости, как Микки Рурк, Оливер Мазуччи и Джон Клиз. Компанию им, неожиданно для многих, составляют Александр Петров, Антон Пампушный и Сергей Граб. Задумывая «Отель “Палас”», Полански явно хотел всех удивить.
- Фанни Ардан: «Правда, честность — вот в чем смысл. Надо хотеть в жизни всего — любви, искусства, успеха. Надо хотеть что-то создать и уметь за это платить. Конечно, я бы очень хотела быть счастливой, но если требуется оплачивать счастье какими-то частями себя — ну, вы меня понимаете, как-то себя продавать, менять, идти на серьезный компромисс, — я не согласна. Понимаете, я не верю в счастье как в некий процесс. Для меня счастье — миг, как вспышка. И надо уметь поймать, уйти в него, отдаться и покориться. Будто ангел прилетел, похлопал вас по плечу и сказал: «Давай, чувствуй!» И я всегда помню о каждом таком моменте".
Личная жизнь
- Фанни Ардан никогда не была замужем, но родила и вырастила троих дочерей. Отцом ее старшей девочки, Люмир (родилась в 1975 году), стал французский актер Доминик Левер, а младшей, Баладин (родилась в 1990-м), – итальянский кинооператор Фабио Конверси.
- Свою среднюю дочь Жозефину она родила от режиссера Франсуа Трюффо, музой которого стала на закате его жизни. Жозефина появилась на свет в 1983 году, а в 1984-м Трюффо не стало.
- Фанни Ардан: «Сейчас я уже смущаюсь, когда меня спрашивают о замужестве и вообще – о мужчинах. Повторяю одну фразу: «Я сожалею».
Фильмография (избранное)
- 1976 — Мари-кукла
- 1979 — Собаки
- 1981 — Болеро
- 1981 — Соседка
- 1983 — Веселенькое воскресенье
- 1983 — Жизнь – это роман
- 1983 — Скорей бы воскресенье
- 1983 — Бенвенута
- 1983 — Любовь Свана
- 1984 — Любовь до смерти
- 1985 — Разьяренные
- 1986 — Семейный совет
- 1986 — Мелодрама
- 1986 — Шестерка
- 1987 — Семья
- 1988 — Страх и любовь
- 1989 — Австралия
- 1990 — Приключение Катрин К.
- 1991 — Боязнь темноты
- 1991 — Сплошной обман
- 1994 — Полковник Шабер
- 1995 — Сто и одна ночь Симона Синема
- 1995 — За облаками
- 1995 — Сабрина
- 1996 — Вечерний прикид
- 1996 — Дезире
- 1996 — Насмешка
- 1998 — Ужин
- 1998 — Елизавета
- 1999 — Состояние паники
- 1999 — Сын француза
- 1999 — Бальзак
- 2000 — Распутник
- 2001 — Нет вестей от Бога
- 2001 — Измени мою жизнь
- 2001 — 8 женщин
- 2002 — Каллас навсегда
- 2003 — Натали
- 2004 — Вкус крови
- 2006 — Париж, я люблю тебя
- 2007 — Железнодорожный роман
- 2007 — Секреты
- 2007 — Час пик
- 2008 — Привет-пока
- 2009 — Трезор
- 2012 — Распутин
- 2013 — Лучшие дни впереди
- 2014 — Шик!
- 2019 — Жизненная необходимость
- 2019 — Прекрасная эпоха
- 2020 — ДНК
- 2021 — Молодые любовники
- 2022 — Горизонт в огне
- 2023 — Отель “Палас”
- Режиссер
- 2008 — Прах и кровь
- 2013 — Навязчивые ритмы
- 2016 — Диван Сталина
- Сценарист
- 2008 — Прах и кровь
- 2013 — Навязчивые ритмы
- 2016 — Диван Сталина