Евгений Стеблов
- Актер, Участник
- Дата и место рождения: 8 декабря 1945 (78 лет), Москва (СССР)
- Семейное положение: Татьяна Осипова (вдовец, 1 ребёнок), Любовь Глебова (в браке, нет детей)
Его коллеги по цеху
Евгений Стеблов — советский и российский актер, народный артист России (1993).
Биография и карьера
Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в послевоенной Москве.
Его мать была обычной школьной учительницей, а отец трудился простым радиоинженером, и мало кто знал, что происходил Евгений из среды потомственных дворян и к прадеду будущего актера, действительному статскому советнику, окружающие обращались не иначе, как «ваше превосходительство». После революции, однако, аристократические корни в одночасье превратились из достоинства в недостаток, и уже дед мальчика после 1917 года скромно о них умалчивал, ограничиваясь при заполнении графы «социальное происхождение» туманной формулировкой «из служащих». Но на общей кухне коммунальной квартиры, где жили Стебловы, он все равно по старой привычке появлялся в сюртуке и галстуке.
Не приучен был кичиться былым величием предков и сам Евгений, так что даже тогда, когда спустя десятилетия аристократизм вновь вошел в моду, он предпочитал о нем всуе не упоминать. Впрочем, люди внимательные не могли не замечать: все и так написано у него на лице.
Еще в детстве Женя увлекся театром. В силу возраста — поначалу кукольным. Сам делал куклы и выступал с ними повсюду — перед родными, соседями, одноклассниками… И уже в 13 лет волею случая дебютировал в кино, приняв участие в массовке фильма «Юность наших отцов», который снимался рядом с дачей, где подросток отдыхал со своей семьей. Немного погодя он точно так же «засветился» в «Балладе о солдате», съемки которой проходили недалеко от дома Евгения, на Рижском вокзале. Процесс казался мальчугану невероятно увлекательным.
Родители же, не считая все эти занятия серьезными, видели сына филологом и в старших классах школы наняли ему преподавателя для подготовки в соответствующий вуз. А тот оказался заядлым театралом и вместо того, чтобы пестовать в ученике интерес к филологии, порекомендовал ему записаться в драмкружок. Это обстоятельство и определило всю дальнейшую судьбу Евгения.
После школы юноша поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина, в котором учился у вахтанговца Анатолия Борисова и которое окончил в 1966 году. Но еще во время учебы режиссеры начали предлагать ему роли в своих фильмах. И так вышло, что одновременно он получил эпизодическую роль в «Первом троллейбусе» Исидора Анненского и главную в «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии.
Евгению повезло, что Владимира Грамматикова, который должен был играть незадачливого жениха Сашу Шаталова, мечущегося между ЗАГСом и военкоматом, самого незадолго до начала съемок забрали в армию. Съемочной группе потребовалось срочно найти ему замену, и тут как раз ей подвернулся второкурсник «Щуки», слонявшийся по коридорам «Мосфильма» в надежде быть кем-нибудь замеченным (этот прием часто использовался студентами театральных вузов).
Стеблов оказался далеко не единственным студентом на площадке. В частности, параллельно с ним с «Я шагаю по Москве» свой путь в большое кино начинали первокурсница Школы-студии МХАТ Ирина Мирошниченко (для которой роль Кати была дебютной) и третьекурсница Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина Инна Чурикова (у которой до этого был только один опыт киносъемок). Для Владимира Басова, закончившего ВГИК в далеком 1952-м, сообразительный полотер в квартире писателя Воронова стал первой заметной киноролью в карьере, а Никита Михалков, впервые в жизни игравший главную роль, после завершения съемок решил поступать в «Щуку».
Увидев себя на экране после кинопроб, Стеблов испытал горькое разочарование. Его персонаж явно выглядел ненормальным. Да и в парикмахерской рядом с домом, куда во время съемок он был вынужден наведываться каждые несколько дней, чтобы стричься наголо, на него уже тоже поглядывали с подозрением. Принять свой экранный образ было сложно — понадобилось несколько лет, чтобы впечатлительный актер осознал, что Саша Шаталов вовсе не является позорным пятном на его биографии.
После съемок у Данелии на Стеблова посыпались новые заманчивые предложения. В последующие годы он исполнил главные роли в киноповести Михаила Калика «До свидания, мальчики», комедиях Алексея Коренева «Урок литературы» и «Вас вызывает Таймыр», музыкальном фильме Юрия Саакова «Новогоднее похищение» и др.
В 1970-е он играл в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие», мелодраме Никиты Михалкова «Раба любви», киносказке Бориса Рыцарева «Принцесса на горошине» и др.
Одной из самых заметных его работ в тот период стала добрая семейная комедия «По семейным обстоятельствам», вышедшая на экраны в 1978 году. На главную роль в этом фильме актера вновь позвал режиссер Алексей Коренев, с которым он уже не раз работал раньше. Здесь Стеблов опять встретился и со своими коллегами по «Я шагаю по Москве» — Галиной Польских и Владимиром Басовым. Только если у Данелии Польских и Стеблов играли ровесников, то у Коренева героиня Польских неожиданно оказалась тещей героя Стеблова. При том что в реальности она старше него всего на шесть лет.
В 1980-е артиста можно было видеть в таких картинах, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» Игоря Масленникова, «Не ходите, девки, замуж» Евгения Герасимова, «Русь изначальная» Геннадия Васильева. В фильмах «Культпоход в театр» Валерия Рубинчика, «Не хочу быть взрослым» Юрия Чулюкина и «Не забудьте выключить телевизор» Николая Лукьянова он играл главные роли.
Не менее чем десятком картин пополнилась его фильмография и в сложные для отечественного кинематографа «лихие девяностые». Самым крупным проектом в эти годы стал «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, премьера которого состоялась в кризисном 1998 году.
Эра сериалов, начавшаяся в двухтысячные, открылась для актера съемками в «Воспоминаниях о Шерлоке Холмсе» Игоря Масленникова, демонстрировавшихся по ОРТ. Позднее он снимался в телесериалах «Москва. Центральный округ», «Сыщики-2» и др. Был на ведущих ролях в «Конференции маньяков» и «Вечернем звоне». В 2007 году появился в популярной кинокомедии Олега Фомина «День выборов».
Далее фильмография Стеблова пополнилась исторической лентой Василия Ливанова «Медный всадник России», которая была показана на Московском международном кинофестивале в 2019 году, и дебютной полнометражной драмой Саши Франк «Он+Она» того же года. Кроме того, увидеть артиста можно было в эпизодах сериала «Лето в городе» и семейной драмы Владимира Грамматикова «Смотри на меня».
В последний день лета 2024 года телеканал НТВ представил очередной выпуск шоу «Секрет на миллион». Героем эфира стал Евгений Стеблов. В ходе откровенной беседы с ведущей Лерой Кудрявцевой актер поделился воспоминаниями из собственной частной жизни. В частности, он рассказал, почему не испугался тяжелой болезни будущей супруги, как, овдовев, восстанавливал свой внутренний мир и где познакомился с новой дамой сердца.
У актера всегда было множество поклонниц: девушкам были глубоко симпатичны его интеллигентные, скромные и порядочные герои. Несмотря на то, что актер всегда был в эпицентре женского внимания, первую любовь он встретил отнюдь не среди почитательниц собственного таланта, а в компании друзей. Татьяна привлекла его внимание. Когда отношения будущих супругов стали по-настоящему близкими, она предупредила возлюбленного, что имеет серьезные проблемы со здоровьем — порок сердца. В программе Евгений Юрьевич вспомнил о начале жизни в новом статусе семьянина и о том, как много счастья подарили ему 38 лет брака, которые оборвала смерть жены.
Рождение ребенка было сопряжено с серьезными рисками, но Татьяна решилась: на свет появился сын, которого нарекли Сергеем. Младший Стеблов уже в юности изъявил желание уйти в монастырь. Первое время его останавливал материнский недуг. Осиротев в 2010 году, молодой человек принял постриг. В студии телеканала НТВ его отец рассказал, чем в настоящее время монах занимается на Соловках и как родственники поддерживают связь.
Несмотря на потерю любимой супруги и священную службу сына, народный артист России не остался одиноким. Он познакомился с Любовью Глебовой, которой вскоре сделал предложение. В ходе откровенного разговора с Лерой Кудрявцевой Стеблов рассказал, что побудило его сделать этот серьезный шаг. Кроме того, он объяснил, чем его вторая супруга напоминает первую.
С 1969 года и по сей день Евгений Юрьевич является актером труппы столичного Театра имени Моссовета, где за эти годы он был задействован в десятках постановок («Василий Теркин», «Братья Карамазовы», «Вишневый сад» и др.) и самолично поставил три («Любовь до гроба», «Карнавал», «Пришельцы»). В 2022 году в репертуаре театра числился всего один спектакль с его участием — «Не все коту масленица» по Александру Островскому, где он играет купца Ермила Ахова, пока 16 сентября того же года театральная афиша не пополнилась еще одной постановкой — состоялась премьера трагикомедии «Соло для часов с боем» по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника. Стеблов вышел на сцену в роли Франтишека Абеля.
С 2008 года артист занимает должность первого зампредседателя Союза театральных деятелей России.
С 2015 года у него своя мастерская в столичном Институте театрального искусства им. И. Д. Кобзона.
Личная жизнь
Евгений Стеблов женат второй раз. Его нынешняя супруга — человек, далекий от искусства: Любовь Глебова по профессии финансист. Что, впрочем, не мешает паре уже много лет жить в мире и согласии.
Со своей первой женой, Татьяной Осиповой, он прожил почти 40 лет — до самой ее смерти в 2010 году. У женщины было больное сердце, и врачи даже запрещали ей становиться матерью. Но она отважилась на риск и в 1973 году родила актеру его единственного сына, Сергея. Сначала тот пошел по стопам знаменитого отца — строил карьеру в кино и на телевидении, но после смерти матери оставил мирскую жизнь и ушел в монастырь.
С сыном, живущим на Соловках, часто видеться у Евгения Юрьевича не получается, так что основным его утешением теперь служит новая семья — жена Любовь, ее дочь и внуки.
Фильмография (избранное)
- Он+Она (2019)
- Медный всадник России (2019)
- Жить дальше (2013)
- Привет, Киндер! (2008)
- Сыщик Путилин (2007)
- День выборов (2007)
- Слушатель (2004)
- Вечерний звон (2004)
- Конференция маньяков (2001)
- Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)
- Сибирский цирюльник (1998)
- Наш человек в Сан-Ремо (1990)
- СВ. Спальный вагон (1989)
- Не забудьте выключить телевизор (1986)
- Русь изначальная (1985)
- Не ходите, девки, замуж (1985)
- Осенний подарок фей (1984)
- Культпоход в театр (1982)
- Не хочу быть взрослым (1982)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (1981)
- Пена (1979)
- Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)
- Расписание на послезавтра (1978)
- По семейным обстоятельствам (1977)
- Принцесса на горошине (1976)
- Раба любви (1975)
- Укрощение огня (1972)
- Егор Булычов и другие (1971)
- Вас вызывает Таймыр (1970)
- Новогоднее похищение (1969)
- Урок литературы (1968)
- До свидания, мальчики! (1964)
- Первый троллейбус (1964)
- Я шагаю по Москве (1963)