Читайте нас в Telegram
Реклама

Катрин Денев (Catherine Deneuve) – французская актриса и певица.

Биография и карьера

НОВОСТЬ

Катрин Денев (настоящее имя – Катрин Фабьен Дорлеак) родилась 22 октября 1943 года в оккупированном фашистами Париже.

Ее родители, Морис Дорлеак и Рене Денев, были театральными актерами. При этом мать девочки, выступавшая под псевдонимом Рене Симоно, также была известна как одна из первых французских актрис, что в конце 1920-х годов стали заниматься дубляжом американских кинофильмов. Например, именно ее голосом во Франции, как правило, говорит звезда «раннего» Голливуда Оливия Де Хэввиленд, в середине прошлого века в течение четырех лет дважды завоевавшая «Оскар» (за мелодрамы «Каждому свое» (To Each His Own) и «Наследница» (The Heiress)).

Катрин Денев: «Я всегда осознавала, что я интересная женщина. В моей семье все женщины хорошенькие. Но особенно красива моя мама. Она, действительно, красива». («Аргументы недели»)

Помимо Катрин, в семье подрастали еще три девочки – Франсуаза, Сильвия и Даниэль, последняя из которых приходилась остальным единоутробной сестрой (ее Рене родила еще до замужества от актера Эме Клариона). Все четверо сестер, начавшие сниматься еще в детстве, так или иначе связали свою жизнь с кино, но у нас, помимо собственно Катрин (прославившейся под девичьей фамилией матери), пожалуй, знают только Франсуазу Дорлеак, сыгравшую одну главную ролей в «Человеке из Рио» (L'homme de Rio) Филиппа де Брока и «Девушках из Рошфора» (Les demoiselles de Rochefort) Жака Деми. В одном случае пару ей составила сестра Катрин, а в другом – Жан-Поль Бельмондо. Также Франсуазу, помимо прочего, можно было видеть в «Девушке с золотыми глазами» (La fille aux yeux d’or) Жана-Габриэля Альбикокко, где образ златоокой красавицы воплотила Мари Лафоре, чьи глаза и в реальности имели необычный оттенок.

К сожалению, судьба не дала Франсуазе шанса составить конкуренцию самой звездной из своих сестер, Катрин. Она погибла совсем молодой – в 25 лет. Разбилась в автоаварии, спеша на самолет. Но триумф младшей сестры застать еще успела.

Катрин Денев: «На самом деле это она должна была стать великой актрисой. Она уже была актрисой. Но в 25 лет она погибла. Я ждала ее на Лазурном Берегу, она разбилась по дороге. Автокатастрофа… Ее смерть навсегда останется для меня чудовищной трагедией. В течение двадцати пяти лет я не могла даже говорить об этом… <…> С тех пор у меня нет подруг. Я ни с кем не могу разговаривать так, как с сестрой. Иногда я думаю: если нас с Франсуаз соединить, то могла бы получиться абсолютно идеальная, совершенная женщина». («7 дней»)

Он случился за три года до этой трагедии, благодаря легендарному мюзиклу Жака Деми «Шербурские зонтики» (Les Parapluies de Cherbourg), который принес Катрин мировую славу. Положенный на музыку Мишеля Леграна, он был необычен, прежде всего, тем, что все актеры в нем пели, а не разговаривали.

Когда в феврале 1964 года «Шербурские зонтики» вышли на экраны, а затем в апреле того же года произвели фурор на Каннском международном кинофестивале (где они удостоились «Золотой пальмовой ветви»), Катрин было 20 лет, и она уже успела появиться в «Пороке и добродетели» (Le vice et la vertu) Роже Вадима и десятке других фильмов, включая «Ловеласа» (L’homme à femmes) Жак-Жерара Корню, где в ней и увидел свою будущую поющую Женевьеву Жак Деми.

Вообще неизвестно, как сложилась бы карьера Катрин, не попади она в «Шербурские зонтики». А ведь изначально Жак Деми планировал снимать в роли Женевьевы вовсе не ее, а Изабель Обре, в 1962 году победившую на «Евровидении» со своей Un Premier Amour («Первая любовь»). Изабель как обладательница прекрасного голоса должна была петь в музыкальном фильме сама (в отличие от Катрин, за которую пела Даниэль Ликари), но травмы, полученные ею в недавнем серьезном ДТП, вынудили ее отклонить заманчивое предложение. Кинокарьеры Изабель в результате так и не сделала и была любима соотечественниками (и не только ими) исключительно как певица.

Катрин Денев: «Потрясающая удача, что совсем молодой мне довелось сниматься у таких режиссеров, как Трюффо, Бунюэль, Полански, Роже Вадим, Жак Деми – с его “Шербургских зонтиков”, собственно, и началась моя карьера. Не будь этого фильма, возможно, я бы так и не стала актрисой». («7 дней»)

На Катрин же, как и следовало ожидать, в последующие годы посыпались предложения о съемках. Среди них были и те, что поступили от Романа Полански («Отвращение» (Repulsion)), Луиса Бунюэля («Дневная красавица» (Belle de jour)), Теренса Янга («Майерлинг» (Mayerling)) и других всемирно известных кинорежиссеров. Актрису неоднократно приглашали сниматься в Голливуд, но настоящей голливудской звездой она так и не стала – американцы знали ее разве что по «ужастику» «Голод» (The Hunger) от режиссера Тони Скота и телевизионной рекламе всякой изысканной парфюмерии. И лишь десятилетие спустя число ее поклонников за океаном заметно выросло, чему способствовала военная драма Режиса Варнье «Индокитай» (Indochine), получившая в 1993 году сразу и «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, где у Денев была одна из главных ролей.

Катрин Денев: «Я просто женщина. Возможно, я “закрытый” человек. У меня нет никакого желания объяснять, кто я. Хватит того, что зритель увидел на экране. Считаю, что достаточно посмотреть мои фильмы». («Аргументы недели»)

Это была ее первая лента, завоевавшая американские кинонаграды, но до этого целый ряд фильмов были на них номинированы. В их числе (помимо, конечно же, «Шербурских зонтиков») – уже упомянутый «Майерлинг» Теренса Янга, «Бенжамен, или Дневник девственника» (Benjamin ou Les mémoires d'un puceau) Мишеля Девиля, «Тристана» (Tristana) Луиса Бунюэля и «Последнее метро» (Le dernier métro) Франсуа Трюффо.

Катрин Денев: «Я ненавижу любые формы агрессии. В любви, кстати, она бывает так же отвратительна, как и в нелюбви. Вообще, с годами все больше начинаешь ценить хорошее воспитание, такт, деликатность. Мне кажется, воспитанных людей в мире становится с каждым годом все меньше». (ELLE)

В 1999 году номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус» заслужил еще один фильм Режиса Варнье с участием актрисы – «Восток-Запад» (Est – Ouest), где главные роли, наряду с французскими кинозвездами (среди них также была Сандрин Боннер), сыграли российские – Олег Меньшиков, Сергей Бодров – младший и Татьяна Догилева.

Катрин Денев: «Если я чувствую, что мои коллеги слишком скованы в общении со мной, я предлагаю вместе отобедать». (ELLE)

Основное действие картины разворачивается в СССР, где Денев хорошо знали и очень любили еще с тех времен, как впервые увидели «Шербурские зонтики». Сама она тоже неоднократно бывала в нашей стране, впервые приехав сюда в 1975 году. Позднее в своих интервью француженка говорила, что ей нравится бывать здесь, что она любит кинорежиссеров Андрея Тарковского и Сергея Параджанова и что из-за своей любви к писателю Антону Чехову хотела бы выучить русский язык, но боится за него браться – слишком уж сложный (при том, что она свободно владеет английским, итальянским и немного испанским).

Катрин Денев: «В музеях – Эрмитаже, Русском – я получила истинное представление о российской культуре. С тех пор от вашей страны у меня всегда ощущение таинственности — не только от ее масштабов, но и от духа». («Российская газета»)

Новое тысячелетие в фильмографии актрисы открыла музыкальная криминальная драма Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (Dancer in the Dark) с исландской певицей Бьорк в роли неумолимо слепнущей в чужой для нее Америке чехословацкой эмигрантки. Фильм собрал большое количество кинонаград по всему миру – от премии Японской киноакадемии до каннской «Золотой пальмовой ветви».

Другие заметные работы Денев в 2000-е – «8 женщин» (8 femmes) Франсуа Озона, «Опасные связи» (Liaisons dangereuses) Жози Дайан, «Принцесса Мария Бонапарт» (Princesse Marie) Бенуа Жако, «Сорняки» (Mauvaises herbes) Кейрона и т. д.

Катрин Денев: «Я обожаю природу, простор, холодное море, долгие пешие прогулки. Если провожу в городе больше двух недель, начинаю задыхаться. Меня тянет к земле. Люблю сажать цветы, заниматься садом. Каждый раз это дарит мне ни с чем не сравнимую радость». (ELLE)

Последняя на сегодня крупная роль звезды – мать, вынужденная наблюдать за тем, как умирает ее смертельно больной сын, в душераздирающей драме Эмманюэля Берко «После меня» (De son vivant), вышедшей на экраны в 2021 году. Эти съемки едва не закончились трагически и для самой актрисы – прямо на площадке у нее случился инсульт. К счастью, ее вовремя госпитализировали и все обошлось, так что в сентябре 2022 года 78-летняя легенда кино смогла лично присутствовать на Венецианском международном кинофестивале и в собственные руки получить почетного «Золотого льва» за свой вклад в мировой кинематограф.

Катрин Денев: «Я никогда не питала иллюзий к жизни. Я довольно рациональный человек. Я – фаталистка». («Аргументы недели»)

Надо сказать, что вообще-то у актрисы прекрасные гены – ее мать прожила почти 110 лет (она умерла в 2021 году, буквально на следующей день после каннской премьеры «После меня», на целых 40 лет пережив своего мужа, отца Катрин).

Катрин Денев: «Любой возраст прекрасен, когда ты полна сил и энергии. <…> Я спокойно отношусь к своему возрасту. Я никогда не впадала в депрессию от своих лет». («Аргументы недели»)

В 2023 году Денев порадует поклонников еще двумя премьерами – драмой «Черепаха» (La tortue) и драмеди «Забавные птички» (Funny Birds).

Катрин Денев: «Не переношу хаоса. Просто физически не могу видеть горы невымытой посуды, незастеленную кровать, разбросанные вещи. Восстанавливая какой-то внешний порядок, мне кажется, я приближаю себя, а заодно и тех, кто меня окружает, к некой гармонии. Вполне, впрочем, недолговечной и призрачной, но все-таки гармонии». (ELLE)

Личная жизнь

Актрисе приписывали романы с самыми знаменитыми современниками, в числе которых якобы были даже американские актеры Клинт Иствуд и Джон Траволта.

Катрин Денев: «В кино все кажется больше и красивее. И чем чаще актриса вживается в свое амплуа, тем больше у нее шансов пережить похожие ситуации в жизни. Из-за многократных повторений эмоциональных сцен актеры становятся достаточно чувствительными, более страстными, поэтому за короткое время съемок в состоянии влюбиться в своих партнеров, пусть даже речь идет о мимолетной встрече. Такие отношения длятся не дольше, чем сами съемки. А если дольше – начинаются драмы». (ELLE)

Но у красавицы совершенно точно были самые тесные отношения с французским режиссером Роже Вадимом (чьей предыдущей музой была другая знаменитая француженка – Брижит Бардо) и итальянским актером Марчелло Мастроянни. Ни за того, ни за другого она так и не вышла замуж, но от обоих родила детей. От Роже Вадима – сына Кристиана, от Марчелло Мастроянни – дочь Кьяру. К сегодняшнему дню у актрисы уже как минимум пять внуков.

Катрин Денев: «Мое поведение часто шокировало окружающих. В том числе и тот факт, что у меня двое детей от разных мужчин, которых я решила воспитывать одна. Такие решения нелегко принимать, когда находишься у всех на виду». (ELLE)

Замужем же актриса была всего однажды – за британским фотографом Дэвидом Бейли, с которым развелась в 1972 году, спустя семь лет брака. Детей в этом союзе у нее не родилось.

Катрин Денев: «Когда я была моложе, у меня была слабость к Марлону Брандо и Роберту Де Ниро. Но с возрастом мне больше стали нравиться англичане. Например, Алан Бейтс или Джуд Лоу. Они загадочные, сложные и непредсказуемые». (ELLE)

В 1985 году, когда 41-летняя Катрин вслед за Брижит Бардо, Мишель Морган и Мирей Матье, была признана французами четвертой Марианной (Марианна, изображаемая молодой женщиной во фригийском колпаке, – символ страны со времен Великой французской революции), она состояла в связи с медиамагнатом Пьером Лескюром, в тот момент возглавлявшим французский телеканал Canal+. И хотя дети актрисы всегда считали его своим отчимом, официально совместный быт оформлен не был.

Денев и Лескюр разошлись в 1991 году, но остались добрыми друзьями и даже 30 лет спустя, по свидетельству Пьера, продолжали созваниваться чуть ли не ежедневно. И, кажется, ни он, ни она на новые серьезные отношения так больше и не решились.

Катрин Денев: «Никогда не забуду первую любовь, а вот легкие увлечения забываю сразу. Нельзя жить со всеми воспоминаниями, и не все мужчины одинаково важны». (ELLE)

Фильмография (избранное)

12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.



Объявлена конкурсная программа 79-го Венецианского кинофестиваля 18:51, 26.07.2022
53-летний Евгений Миронов стал первым российским лауреатом премии Чарли Чаплина 14:33, 12.03.2020

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через