Читайте нас в Telegram
Реклама

Алексей Учитель – советский и российский режиссер, сценарист и продюсер, народный артист России (2002).

Биография и карьера

Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде, в известной творческой семье.

НОВОСТЬ

Его отец, режиссер-документалист Ефим Учитель, участвовал в создании более чем 50 документальных фильмов (в том числе в качестве оператора и сценариста), многие из которых были посвящены Ленинграду, где он, уроженец Тирасполя, оказался еще школьником. С городом на Неве связана и его фронтовая биография: в годы Великой Отечественной войны в качестве фронтового кинооператора Ефим Юльевич снимал героические будни блокадного Ленинграда и его самоотверженную оборону. В 1976 году он был удостоен звания народного артиста СССР.

Алексей Учитель: «В школе в начальных классах учился на “отлично”, потом постепенно съехал на четверки, в итоге в аттестате у меня и троек прилично — математика, химия, физика…» (ТАСС)

Мать, Нина Войцеховская, также посвятила жизнь искусству – работала редактором в одном из крупнейших советских издательств «Искусство», издававших книги о художниках, театральных и кинодеятелях и т. д.

Алексей Учитель: «Мама застала съемки первой картины “Мания Жизели”, она была младше папы на девять лет. Но до выхода картины не дожила, умерла от второго инфаркта. Мою маму все очень любили, да и отца тоже. <…> И она была очень красивой. Но характером, мне кажется, я все-таки пошел больше в папу». (WomanHit)

Алексей решил пойти по стопам отца – окончил ВГИК (операторский факультет, мастерская Романа Ильина) и также долгие годы занимался исключительно документальным кино (сначала как оператор, а потом как режиссер Ленинской студии документальных фильмов). Перед тем, как снять свой первый игровой фильм (а случилось это сравнительно поздно – когда ему уже было за сорок), он успел снять не меньше десятка документальных, ставя в них в том числе и актуальные на тот момент вопросы современности. Например, в 1980 году вышла его созданная в жанре кинодиспута лента «Сколько лиц у дискотеки?» – реакция режиссера на новое для страны явление, затронувшее значительную часть советской молодежи. За нее Учитель получил премию Ленинского комсомола. А его «Рок» 1989 года (с тогда еще молодыми Борисом Гребенщиковым** и Юрием Шевчуком, рано ушедшим из жизни Виктором Цоем и другими музыкантами, оказавшими большое влияние на отечественную рок-культуру) сегодня считается культовым.

Алексей Учитель: «Фильм об этих парнях называл так, подразумевая судьбу». (ТАСС)

Спустя три года Учитель точно так же назвал свою киностудию.

Алексей Учитель: «Про профессиональную жизнь в театре я не думал ни тогда, ни позже. Было у меня несколько предложений что-то поставить на сцене, когда я уже занимался игровым кино, но не решился. Да и времени нет. Слишком это разные вещи – кино и театр». (WomanHit)

Игровым дебютом Учителя в 1995 году стала биографическая драма «Мания Жизели» о головокружительных взлетах и стремительном падении выдающейся русской балерины Ольги Спесивцевой Галиной Тюниной в главной роли). Сценарий он также писал сам, на пару с Авдотьей Смирновой – дочерью своего маститого коллеги, режиссера культового «Белорусского вокзала» Андрея Смирнова, который, в свою очередь, поучаствовал в создании ленты как актер (сыграв американского антрепренера Джорджа Брауна, организовывавшего мировые гастроли танцовщицы).

Алексей Учитель: «До этого я делал документальное кино и был там в своей тарелке, и у меня была масса планов. Но я вдруг неожиданно для себя осознал (поверьте, я не играю), что без игрового кино я не могу. Потому что это та история, когда ты все конструируешь сам». («Европа-стиль»)

Впоследствии отец и дочь продолжили сотрудничать с Учителем. Так, Авдотья Смирнова была сценаристом «Дневника его жены» 2000 года, отмеченного несколькими номинациями на премию «Ника» и выдвинутого от России, хотя и не номинированного, на «Оскар» (так же, как и его «Край» в 2010-м), и «Прогулки» 2003-го. Последняя, где режиссер использовал хорошо знакомые ему приемы, свойственные документальному кино, не только получила целый ряд кинонаград (в том числе главный приз кинофестиваля «Окно в Европу»), но и была очень тепло встречена массовым зрителем.

Алексей Учитель: «Всегда стремлюсь только к высшему баллу, а что получилось в действительности… Были у меня разные жизненные коллизии, скажем так, не совсем правильные. <…> До сих пор сомневаюсь в себе, в самоощущении, в окружающем пространстве, в кино. Выхожу на новый фильм и каждый раз не знаю, что получится в итоге, очень боюсь, правильно ли буду снимать, монтировать тот или иной эпизод. <…> Со стороны выгляжу иначе. Уверенно. Но это маска». (ТАСС)

Также Смирнова помогала кинорежиссеру в работе над сценарием его документального фильма «Последний герой», посвященного Виктору Цою (это было их первое сотрудничество). Съемки начались еще при жизни фронтмена «Кино», но из-за его трагической гибели в 1990 году растянулись надолго. Картина, в которую был включен материал, в свое время не вошедший в «Рок», а также свидетельства близких, друзей и поклонников музыканта, вышла на экраны только в 2009 году.

Сам Учитель рассказывал, что после смерти Цоя долго отказывался браться за фильм – считал, что это будет выглядеть как спекуляция на имени погибшего музыканта, ставшего настоящим символом перестроечного поколения. К тому же, он полагал, что у друга Цоя, снявшего «Иглу» Рашида Нугманова, куда больше моральных прав на создание «кинопамятника», но тот так и не смог взяться за него.

Алексей Учитель: «Я и предложил Нугманову: “Все, что у меня есть – в твоем распоряжении”. Но прошло около года, и Рашид признался: “Не могу. Мы с ним были слишком близки…”. В общем, мне ничего не оставалось, как взяться за фильм самому».

Вообще же к биографиям известных людей Алексей Ефимович обращался неоднократно. Так, «Дневник его жены» – это рассказ о последних годах жизни писателя Ивана Бунина (как обычно, в таких случаях у Учителя – с «перчинкой»), а о его получившей в 2017 году скандальную славу «Матильде» (с вызывающими сомнения в достоверности деталями биографии последнего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской) слышали даже те, кто вообще не смотрит кино.

Алексей Учитель: «Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной. Я даю возможность актерам и близким людям высказаться, выразить свое мнение, но обязанность режиссера – принимать решение. Так что сомневаться я могу сколько угодно, но на площадке этого не покажу». (WomanHit)

Впрочем, разразившаяся в связи с выходом фильма бурная полемика (доходило до обращений в Генпрокуратуру России и поджогов машин причастных лиц) и его последовавшее затем прокатное фиаско (затраты не окупились и наполовину) не помешала режиссеру в 2019 году выпустить расширенную (состоящую из четырех серий) телеверсию «Матильды» под названием «Коронация».

Алексей Учитель: «Протестовали те, кто фильм не видел. Потом все переросло в агрессивную форму с поджогами, с машиной, врезавшейся в кинотеатр в Екатеринбурге. Естественно, мнения должны быть разными: ни всеобщая похвала, ни, наоборот, критика сами по себе ценности не несут. Интересна дискуссия». (WomanHit)

Последняя на сегодня режиссерская работа Учителя – вышедшее в 2020 году роуд-муви «Цой», в котором, однако, сам Виктор Цой фигурирует лишь косвенно, а ключевым персонажем является водитель Павел Шелест, сидевший за рулем «Икаруса», утром 15 августа 1990 года столкнувшегося с «Москвичом» музыканта.

Алексей Учитель: «Цифры плохие, собрали в прокате около 30 млн рублей. Но это была осень 2020 года, разгар пандемии, в кинозалы пускали 25% зрителей… Я не оправдываюсь – объясняю. Понимаете, если бы снимал картину о жизни Виктора Цоя, сборы, конечно, были бы получше. Но я хотел сделать притчу, сознательно шел на это. С авторским кино трудно претендовать на большую кассу». (ТАСС)

В том же 2020-м был анонсирован следующий возможный проект режиссера – экранизация биографии Александра Пушкина. Задумывался он в сотрудничестве с американским поэтом Джулианом Генри Лоуэнфельдом (известным также своими переводами произведений «солнца русской поэзии») и, видимо, именно поэтому так и не был реализован. Также были обещаны фильмы «Кумпарсита» (о советских фигуристах Людмиле Пахомовой и Александре Горшкове и с участием Татьяны Навки) и «ДД/Шостакович/» (о советском композиторе Дмитрии Шостаковиче). Долгое время о них также почти ничего не было слышно, однако осенью 2023 года появилась информация, что байопик о легендарном авторе «Ленинградской симфонии» выйдет в прокат в 2025 году. Причем как в формате полного метра, так и сериала.

Алексей Учитель: «Хочу сделать сериал, потому что это такой своеобразный кинороман, который позволяет не втискиваться в два часа, а сделать что-то шире». (ТАСС)

Уже известно, что музыкальным руководителем проекта выступает худрук и директор Мариинки (и с недавних пор – гендиректор Большого театра) Валерий Гергиев, а дирижировать в оперных сценах будет дирижер «Геликон-оперы» Филипп Селиванов. Актер на главную роль также утвержден, но его имя режиссер пока называть не хочет.

Алексей Учитель: «Шостаковича я уже утвердил, но говорить пока не буду. Единственное, скажу, что будет сочетание в касте как известных, так и совсем неизвестных актеров. Я так и хотел». (ТАСС)

Основные съемки запланированы на февраль 2024 года.

Также в работе у Учителя целый ряд продюсерских проектов (всего их в его фильмографии уже больше полусотни). В частности, Алексей Ефимович продюсирует «Молодую Ягу» Кима Дружинина, «Волонтера» Станислава Светлова, «Плевако» Анны Матисон, а также «Летучий корабль», который снимает его сын, Илья Учитель.

Алексей Учитель: «Часто смотрю хорошее кино и плачу. Это не лечится. Может, оно и к лучшему?» (ТАСС)
С 2006 года режиссер преподает в своей альма-матер, ВГИКе, – сегодня уже в звании профессора (на кафедре режиссуры неигрового кино режиссерского факультета). Считает себя строгим педагогом – отчислять не стесняется: до «финиша» доходит лишь около половины его студентов.

Алексей Учитель: «Взять третий набор. Долго не мог в них разобраться, почувствовать, нащупать. Они совсем другие. Сидят на лекции без каких-либо эмоций, ничего внешне не выражают, словно их вообще ни хрена не волнует – ни кино, ни жизнь. Ноль. Абсолютный! У меня не получалось достучаться, начинал беситься, казалось, это равнодушие с их стороны. На самом деле, нет. Они реагируют иначе. Но понять и принять это сложно. Как и смириться с тем, что ученики постоянно погружены в гаджеты, буквально живут в них». (ТАСС)


Личная жизнь

Режиссер был женат (и до сих пор, насколько известно, официально не разведен) на продюсере Кире Саксаганской. Супруги прожили вместе много лет и воспитали сына Илью.

Илья Учитель пошел по стопам отца и тоже стал кинорежиссером (в марте 2024-го состоялась премьера его новой картины «Летучий корабль», где родители выступили в качестве продюсеров).

В 2016 году стали писать о романе Учителя с Юлией Пересильд, снимавшейся у него в картине «Край» в 2010 году. Актриса реагировала на эти слухи очень нервно и пыталась их опровергать, но осенью 2017 года в интервью женскому журналу все-таки призналась, что именно он – отец двух ее дочерей Анны и Маши (последнюю можно было видеть в его «Цое», причем в роли мальчика – подходящего мальчика найти просто не смогли).

Алексей Учитель: «Маша не играла, была абсолютно естественна. Юле тоже понравилось… От нее вся группа была в восторге. Она очень контактная, живая». (ТАСС)

Вскоре после этого и сам режиссер подтвердил эту информацию в программе Сергея Майорова «Однажды» на НТВ. Позднее, в 2023 году, о своих девочках он уже безо всякого смущения рассказывал и в беседе с телегидом «Вокруг ТВ».

Алексей Учитель: «Я не возражал, чтобы дочки стали Учитель. Оба сына — и Андрей, и Илья — носят мою фамилию. Что же касается женского пола… Мама, выйдя за папу, осталась Войцеховской, а Кира после замужества со мной — Саксаганской. Мужская фамилия Учитель странно звучит рядом с женским именем, плохо сочетается. Поэтому, мне кажется, с дочками все логично». (ТАСС)

Поговаривают, впрочем, что Анна и Мария – не единственные внебрачные дети кинорежиссера.

Якобы впервые стать отцом он успел еще до встречи с Саксаганской. Его старший сын Андрей, в отличие от младшего, не работает в кино и вообще человек непубличный.

А в 2021 году, как утверждают, у Учителя родилась еще одна дочка, Нина. Ее мать – его студентка Софья Меледина.


Фильмография (избранное)

  • Мания Жизели (1996)
  • Продюсер
  • Ниша (2023)
  • Девочка Нина и похитители пианино (2023)
  • Однажды в пустыне (2022)
  • Земун (2022)
  • Сентенция (2020)
  • Стрельцов (2020)
  • Китобой (2020)
  • Сокровища Ермака (2020)
  • Битва (2019)
  • Позвоните Мышкину (2018)
  • Амун (2017)
  • Дурак (2014)
  • Отдать концы (2013)
  • Майор (2013)
  • Море (2013)
  • Суходол (2012)
  • Слон (2012)
  • Жить (2010)
  • Пленный (2008)
  • Враги (2007)
  • Связь (2006)
  • Собака Павлова (2005)
  • Космос как предчувствие (2005)
  • Мания Жизели (1996)
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.



Фестиваль «Короче»: итоги, награды, дочь Тодоровского в роли больной девочки и дебют мужа Светланы Бондарчук 16:29, 26.08.2024
Фестиваль «Короче»: дочь Евгения Цыганова запела, Ирина Старшенбаум ударилась в бега, Светлана Иванова подалась в режиссеры 12:39, 24.08.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через