Читайте нас в Telegram
Реклама

Николай Досталь – советский и российский режиссер, сценарист и актер, народный артист России (2008).

Биография и карьера

НОВОСТЬ
Певица кардинально сменила имидж.

Николай Досталь родился 21 мая 1946 года в послевоенной Москве, в творческой семье.

Его отец – советский режиссер Николай Досталь («Мы с вами где-то встречались», «Дело “пестрых”») – полный тезка сына и основатель известной кинематографической династии (свою жизнь с кино связали не только оба его сына, но и внуки). Мать, Джахантаб Сарафи Али-кызы, была виолончелисткой.

Они познакомились перед самой войной в Ашхабаде, куда предки Джахантаб переехали из Персии. Ее дед был одним из лидеров религиозного движения бахаи, члены которого, будучи людьми «второго сорта» у себя на родине, основали в дореволюционной России несколько своих крупных общин и построили в Ашхабаде первый в мире бахаистский храм. В советской Туркмении юная персиянка была солисткой местной филармонии.

Экзотическая красота девушки настолько поразила Николая, что он женился на ней, а после войны, вернувшись с фронта, перевез в Москву ее и старшего сына Владимира, родившегося в 1942 году. Но здесь Джахантаб прожила совсем недолго. Она умерла через несколько месяцев после рождения второго ребенка, так что своей матери маленький Коля совсем не знал.

Воспитанием обоих мальчиков занималась вторая жена кинорежиссера, Наталья Андросова (урожденная Искандер), – женщина с не менее удивительными корнями. Она происходила из княжеского рода и приходилась праправнучкой императору Николая I. После Октябрьской революции все Романовы (кто успел) уехали из страны, и она с братом Кириллом были единственными, кто остался. Оба прожили в СССР всю жизнь (хоть и под чужой фамилией), и оба умерли в Москве уже в девяностые.

Когда Коле было 13 лет, в семью пришла еще одна беда – на съемках своего фильма «Все начинается с дороги» погиб его отец, Николай Досталь – старший. Снимая очередную сцену, он сидел рядом с камерой на капоте грузовика, водитель которого во время движения не справился с управлением и врезался в столб. Находившийся вне кабины «пассажир» получил черепно-мозговую травму и скончался на месте. Накануне режиссер отметил свое 50-летие.

Опекунство над окончательно осиротевшими братьями взяла сестра погибшего отца, но мачеха, Наталья Андросова, тоже, как могла, проявляла о них заботу. Навещала, обучала не понаслышке знакомому ей светскому этикету и помогала деньгами. Замуж она больше не вышла.

Заботились о ребятах и на киностудии «Мосфильм», где в последние годы жизни работал глава семейства.

Поначалу Николай не думал становиться режиссером. Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, но потом понял, что ошибся с выбором профессии. Почти десять лет спустя воспоминания об отце привели его на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где он постигал азы профессии под руководством Георгия Данелии.

Позднее Досталь вспоминал, что не пошел бы в режиссеры, если бы не трагическая гибель отца. Наверное, сыну хотелось доделать начатое им дело.

Дебютный фильм начинающего кинорежиссера, короткометражка «Ожидаются похолодание и снег» (по одноименному рассказу Владимира Солоухина), увидел свет в 1981 году. Первая полнометражная лента, военная драма «Человек с аккордеоном» (по пьесе Анатолия Макарова) с Валерием Золотухиным в главной роли, вышла только спустя четыре года. Еще через три в прокат была выпущена драма «Шура и Просвирняк», следом – драма «Я в полном порядке».

Николай Досталь: «Стараюсь быть корректным, внимательным, никто от меня не слышит нецензурной брани, но съемки надо вести жестко. Конечно, я слушаю предложения и актера, и оператора, и художника. Но делаю, как я вижу. Хотя бывают совпадения: мне предлагают то, что я и сам хотел получить». («Российская газета»)

Все три фильма были тепло встречены зрителями, но большого успеха в переживающей перестройку стране не имели. Настоящую известность Досталь получил после выхода на экраны в 1991 году трагикомедии «Облако-рай», которая была удостоена целого ряда кинонаград – от отечественного «Кинотавра» до швейцарского «Серебряного леопарда».

Сделав себе имя, до конца десятилетия Досталь снял «Маленького гиганта большого секса», «Мелкого беса», «Полицейских и воров», а также свою единственную документальную ленту «Россия. ХХ век. Взгляд на власть», в которой закадровый текст читал Алексей Баталов. Главную роль в «Маленьком гиганте большого секса» и «Полицейских и ворах» исполнил Геннадий Хазанов.

В двухтысячные Досталь переключился на становившиеся все более модными сериалы: выходят его «Гражданин начальник», «Стилет», «Штрафбат» (был награжден ТЭФИ), «Завещание Ленина» (выиграл «Золотого орла») и «Раскол» (получивший «Нику»).

Николай Досталь: «Телевидение вообще забыло свою главную функцию – просвещать. Все на рынок, все на продажу. Экшн, мыло… А мне хотелось рассказать, как было в реальности». («Российская газета»)

Полнометражных картин в новом тысячелетии он снял всего три, но все они были отмечены фестивальными наградами: «Коля – перекати поле» – главным призом кинофестиваля «Окно в Европу» в 2005-м, «Петя по дороге в Царствие небесное» – «Золотым Святым Георгием» Московского международного кинофестиваля в 2009-м, «Монах и бес» – гран-при фестивалей «Покров» и «Вече» в 2016-м.

Николай Досталь: «Повесть Михаила Кураева меня привлекла своим героем – этим человечком по имени Петя. Это “чудик”, блаженный, юродивый, странный – он для меня главный субъект и объект картины <…> В нашей жизни, мне кажется, очень не хватает доброты и милосердия. Таких людей, как Петя, надо записывать в Красную книгу. Если бы таких было больше, общество было бы добрее». («Российская газета»)

Лирическая комедия «Коля – перекати поле» стала продолжением истории, которую режиссер начал рассказывать за 15 лет до этого в фильме «Облако-рай». Главную роль в обеих картинах сыграл Андрей Жигалов.

Николай Досталь: «Я многосерийные фильмы снимаю тоже как кино – для меня нет большой разницы <…> Компромиссы бывают, но для зрителей незаметные. О них знаем только мы с оператором и художником». («Российская газета»)

Трагикомедия «Монах и бес» по произведениям русских классиков и сценарию Юрия Арабова (известного в том числе по «Молоху» Александра Сокурова), стала последней режиссерской работой Досталя.

Николай Досталь: «Я требователен к сценарному материалу. А найти оригинальный сценарий таких высоких кондиций трудно – вот и обращаюсь к хорошей литературе. Я не импровизатор и не могу снимать просто по идее. Мне нужен разработанный сценарий». («Российская газета»)

Режиссерское амплуа не было для Николая Николаевича единственным, но как актер и сценарист он закончил работать еще раньше. На экране его не было видно с 1973 года, когда вышла мелодрама Андрея Сахарова «Человек на своем месте» (дебютировал он в 1966 году и сразу в главной роли в драме Михаила Калика «До свидания, мальчики»), а сценарии Досталь не писал со своего «Раскола».

В последние годы жизни режиссер как будто бы совсем удалился от дел, и о нем практически ничего не было слышно – пока не пришла печальная новость о его смерти. Досталя не стало 18 января 2023 года, о чем сообщил Союз кинематографистов России, причину смерти мастера не уточнивший. Позднее стало известно, что он скончался в больнице от онкологического заболевания. И тогда же выяснилось, что, оказывается, Николай Николаевич планировал вернуться к работе, во время «творческого отпуска» задумав новый фильм, но планы осуществить, увы, не успел. Ему было 76 лет.

Николай Досталь: «Кино не отражает жизнь. Игровое кино создает свою версию окружающего, не более того. Оно показывает, как это окружение видится автору. И это должно как-то перекликаться с ожиданиями зрительного зала. Не надо убаюкивать. Хотя и бить по голове тоже не надо. Надо быть искренним и говорить правду». («Российская газета»)

Личная жизнь

Николай Досталь был женат на коллеге по цеху. Елена Досталь работала бок о бок с ним художником по костюмам. Кинорежиссер тщательно прятал семью от посторонних, но известно, что у него трое сыновей и все решили связать жизнь с кино – Николай и Евгений стали режиссерами, а Александр – продюсером.


Николай Досталь: «Отец был кинорежиссером, но он не хотел, чтобы мы работали в кино. Режиссер – все-таки мистификатор. Люди смотрят на белую тряпку экрана и плачут, и смеются… Я бы тоже не хотел, чтобы мои дети пошли в кино, хотя они, к сожалению, тянутся к этому делу. У мужика должна быть более прикладная профессия!» («Российская газета»)

Фильмография

  • Полицейские и воры (1998)
  • Я в полном порядке (1989)
  • Шура и Просвирняк (1988)
  • Актер
  • Человек на своем месте (1973)
  • Ехали в трамвае Ильф и Петров (1972)
  • Расплата (1971)
  • Морские рассказы (1967)
  • До свидания, мальчики (1966)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Мария Голубкина раскрыла тайну отцовства Андрея Миронова 09:20, 16.07.2024
Невосполнимые потери года: кто из звезд умер в 2023-м 01:40, 30.12.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через