13:45, 08.12.2024

Алисе Фрейндлих — 90: незабываемые образы актрисы, которую обожает вся страна

По случаю юбилея народной артистки СССР вспоминаем самые знаковые роли в ее карьере.

8 декабря Алисе Бруновне Фрейндлих исполняется 90 лет. «Это актриса с уникальным даром, способная играть как в театре, так и в кино», — так отзывался о ней режиссер Андрей Кончаловский, подчеркивая, что это большая редкость. Предлагаем вашему вниманию подборку фильмов с участием артистки, которые сделали ее знаменитой.

«Похождения зубного врача» (1965)

НОВОСТЬ

С этой картиной вышла забавная история. Этот фильм стал первым в карьере Алисы Фрейндлих, где у той была не эпизодическая роль, а одна из центральных. Более того, это был еще и дебют на экране Андрея Мягкова. Иронично, что судьба еще не раз сведет их вместе на советском экране. Тем не менее лента Элема Климова не прошла советскую цензуру: копии были изъяты из кинотеатров, а сама картина пополнила число «полочных фильмов». Ответственные за допуск к прокату увидели в «Похождениях зубного врача» сатиру на советскую действительность. Лишь в 1987 году на волне политики «гласности» фильм добрался до кинотеатров.

Сюжет повествует о молодом стоматологе Чеснокове, которого после обучения распределяют в небольшой городок. Доктор, к своему удивлению, обнаруживает, что обладает своего рода талантом — удалять зубы без причинения пациенту боли. Алиса Бруновна сыграла в картине роль Маши, творческой девушки, которая сама пишет стихи и сочиняет музыку. Фильм начинается как раз с исполнения героиней Фрейндлих «Песни о Луне» на стихи Юлия Кима и Новеллы Матвеевой.

«Служебный роман» (1977)

Режиссер Эльдар Рязанов давно хотел заполучить Алису Бруновну в свой фильм — еще со времен «Зигзага удачи» и «Гусарской баллады», но тогда в силу различных обстоятельств сделать это не удавалось. Зато на роль Людмилы Прокофьевны Фрейндлих согласилась сразу же, как только от постановщика поступило соответствующее предложение. На тот момент актриса служила в театре имени Ленсовета, где главным режиссером был ее супруг Игорь Владимиров, но работу на сцене она все же ставила в приоритет. Поэтому Фрейндлих была вынуждена по несколько раз в неделю мотаться в Ленинград на спектакли, а затем возвращаться в Москву на съемки. Иронично, что у Олега Басилашвили, исполнителя роли Самохвалова, была та же участь.

Людмила Прокофьевна Калугина — это, вне всяких сомнений, самый известный образ, воплощенный Фрейндлих на экране. Художникам по гриму и костюмам киноконцерна «Мосфильм» пришлось приложить немало усилить, чтобы превратить жизнерадостную и обаятельную Алису в серьезную и невзрачную начальницу отдела. Она и сама принимала активное участие в создании фирменного стиля своей героини, выбирая из гардероба студии самые угрюмые и неженственные наряды. За роль Калугиной артистка была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».

«Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)

В культовой советской экранизации приключенческого романа Дюма актриса исполнила роль французской королевы Анны. Режиссер телефильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич видел в этой роли только Фрейндлих и не был готов мириться ни с одной другой кандидатурой. Вот только во время съемок у Алисы возникли сложности с персонажем: она решительно не понимала, как ее играть. Дошло даже до натуральной истерики с обвинениями в адрес самой себя. Особенно ее волновал вопрос, зачем Анна вручила Д’Артаньяну столь заметный подарок, как подвески. Постановщик попросил дать ему десять минут на раздумья и отправился в сад, после чего вернулся с ответом, заставившим актрису увидеть глубину в героине. Юнгвальд-Хилькевич сказал, что таким образом Анна хотела отомстить королю, что было «проявлением испанской непокорности и австрийской расчетливости».

Как впоследствии признавалась Алиса Бруновна, тогда она поняла, что должна сыграть не надменную августейшую особу, а живую земную женщину, которой не чужды человеческие эмоции и слабости. Это и нашло отражение в «песни Королевы», одном из самых запоминающихся музыкальных номеров картины. Фрейндлих повторила роль Анны во всех трех продолжениях телефильма 1978 года.

«Сталкер» (1979)

Эта роль стоит особняком в карьере Алисы Бруновны главным образом из-за того, что «Сталкер» Тарковского — это первый фильм с ее участием, который получил международного признание. Научно-фантастическая притча была показана в рамках кинофестивалей в Каннах, Мадриде и Порту. И западные, и советские кинокритики высоко оценили игру Фрейндлих в образе супруги главного героя.

Актриса была поражена тем, с какой отдачей и вниманием к деталям к съемочному процессу подходил Тарковский. Желая соответствовать заданному стандарту, Алиса настолько вжилась в роль в сцене, где ее героиня падает в обморок, что и вправду потеряла сознание. Лишь жена Андрея Арсеньевича заметила, что произошло что-то неладное, и попросила остановить съемку. Но, несмотря на этот инцидент, Фрейндлих была восхищена всепоглощающей страстью, которую постановщик питал к киноискусству.

«Жестокий романс» (1984)

В 1984 году на экраны советских кинотеатров вышел «Жестокий романс» Рязанова, поставленный по одноименной пьесе Островского. Критики приняли фильм неоднозначно. Некоторые даже называли ленту самой слабой в карьере именитого постановщика. Пресса громила режиссера за отказ от литературных канонов и уход в ревизию. Зрители же отнеслись к картине куда более благосклонно. Читатели «Советского экрана» даже удостоили ее звания «лучший фильм года».

Это была уже третья совместная работа полюбившегося дуэта Мягкова и Фрейндлих. Последней досталась роль разорившейся дворянки Хариты Игнатьевны, умной и проницательной женщины, желающей во чтобы то ни стало выдать замуж свою младшую дочь. В 1984 году Фрейндлих уже была известной актрисой театра и кино, а потому на съемочной площадке она брала на себя шефство над неопытными исполнителями. «Киномама» — так ласково дебютантка Лариса Гузеева называла Алису Бруновну.

«Большой» (2017)

Picture background

В XXI веке вышло не так уж и много картин с участием прославленной актрисы, но от роли в балетной драме Валерия Тодоровского она просто не могла отказаться. Алиса Бруновна с самого детства мечтала танцевать, но судьба сложилась иначе. Поэтому она столь правдоподобна в роли примы на пенсии Белецкой, которая становится наставницей для главной героини.

Жестокая, можно даже сказать деспотичная, но вместе с тем справедливая, способная разглядеть талант там, где его никто не видит, ее героиня — главное достоинство фильма. Во время подготовки к съемкам Фрейндлих посещала Вагановское балетное училище, чтобы лучше понимать нюансы обучения юных балерин. Профессиональная пресса разделилась во мнениях о картине «Большой», но нет ни одной рецензии, где не была бы удостоена похвалы актерская игра сегодняшней юбилярши.

Читайте также:

«Жестокому романсу» — 40 лет: кто пел за Ларису Гузееву и как Мягков чуть не утонул

«Я не мужчина, я Баба-Яга»: личные драмы актера советских сказок Георгия Милляра

Марии Кожевниковой — 40: самые яркие роли российской актрисы

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: кадры из фильмов
16:56, 19.12.2024

Кругосветный LIVE TOUR: год музыкальных путешествий с «‎Европой Плюс»

Самые популярные туристические места и артисты планеты встретились

В 2024 году «‎Европа Плюс» приготовила для слушателей особенный подарок — мировой LIVE TOUR. Масштаб проекта оказался поистине беспрецедентным: самые популярные туристические места и артисты планеты встретились. Встретились с поклонниками самой актуальной музыки — слушателями «Европы Плюс»!

Алиса Фрейндлих

Советская и российская актриса, народная артистка СССР (1981).

Читать

Читайте также

ОБЗОР
Как эффективно и без перенапряжения провести эту трудовую пятидневку каждому представителю гороскопа.
НОВОСТЬ
Актриса прославилась после выхода картин Петра Тодоровского.
ОБЗОР
Чем благоприятнее всего заняться каждому представителю зодиакального круга во второй январский уикенд.
Валентина Талызина рассказала о казусе на съемках фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Юлия Пересильд показала, как выглядела Алиса Фрейндлих на праздновании своего 90-летия
90-летняя Алиса Фрейндлих объяснила, почему перестала сниматься в кино
Алиса Фрейндлих рассказала, как на ее характер повлияла блокада Ленинграда
Гороскоп на рабочую неделю 13 — 17 января для всех знаков зодиака 05:00, 13.01.2025
Японская меланхолия: лучшие экранизации книг Харуки Мураками 07:30, 12.01.2025

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через