Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»
В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.
О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.
Кадр из сериала «Противостояние»
— Недавно отметили 50-летний юбилей «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить», «Противостояние». Алексей, как вам кажется, почему киноадаптации книг Юлиана Семенова всегда обретают зрительскую популярность?
— Ответ, по мне, очевиден: потому что Юлиан Семенов — большой писатель. В советской литературе он вообще занимает особенное место, так как разрабатывал и совершенствовал жанры полицейского и политического детективов. Семенов еще и крайне требовательный писатель, стремившийся во вроде бы не самом высоком жанре к совершенству. Например, «Семнадцать мгновений весны» сначала были изданы как роман, а потом три года, целых три года Юлиан Семенов писал сценарий к кинокартине. Поэтому совсем не удивляюсь популярности фильмов и сериалов по его книгам. Кроме этого, помимо сюжетных коллизий в историях, ему были всегда важны характеры героев, как вывод — играть в фильмах по его сценариям актерское удовольствие.
— Да, актеры и их роли в фильмах по книгам Семенова запоминаются. Басилашвили и Болтнев, например, в советском «Противостоянии». Не опасались входить в новую экранизацию этого романа? Ведь первая считается классической и не забывается разными поколениями зрителей.
— Главное выражение в вашем вопросе — «экранизация романа». Идут годы, меняются поколения, и поддерживать интерес к хорошей литературе только одной-единственной киноверсией — превращать книгу в какой-то медленно забываемый памятник. Во-первых, с годами меняется язык кино: скажем, сейчас очень быстрое восприятие информации, во-вторых, когда я читал сценарий, увидел множество сцен из романа Семенова, которые не вошли в старую кинокартину. Поэтому мы делаем свое кино на основе известного и увлекательного детектива.
С Кариной Андоленко в сериале «Противостояние»
— В котором вы играете ужасного человека с говорящей фамилией Кротов…
— Не секрет, что Кротов — реальный персонаж. Юлиан Семенов с ним встречался, когда преступника поймали, и долго с ним разговаривал. «Противостояние» — история, основанная на фактах, а не нечто придуманное и иллюзорное.
— Каково это — погружаться в мир явно нездорового человека? Как вы оправдывали своего героя, чтобы более полно вжиться в роль?
— У меня задачи его «оправдать» не стояло. А вот понять мотивацию поступков, понять, почему этот человек именно такой, а не иной, — было для меня важно. Если говорить о Кротове конкретно, то это драма человека, который превратился в животное. Я имею в виду морально-этические нормы. Предав их первый раз в своем сознании и сразу основательно, он попадает на одну-единственную дорогу под названием «Выжить любой ценой». Путь по этой дороге ведет его к последующим предательствам — себя, близких, родственников. Он живет исключительно инстинктами самосохранения и выживания.
Кадр из сериала «Противостояние»
— Раз он десятилетиями скрывался от правосудия, то был кем-то особенным?
— Он не сверхчеловек, в нем ни хитрости, ни ума. Спасает его только инстинкт выживания. Плюс к этому — в нем отсутствуют эмоции, он иррациональное существо. У Семенова есть момент в книге, когда в обычной ситуации женщина произносит в адрес Кротова фразу: «Будь осторожен!», на что он ей ответил: «Я всегда осторожен, всю жизнь острожен». Фраза тоже из мира животных и их инстинктов, и в данном случае он не соврал.
— Откуда в Кротове такое отношение к окружающей действительности?
— Понятно, что все идет из семьи, воспитания, школы. Потом он долгое время существовал в тотальном одиночестве, по сути был как мина замедленного действия.
С Кариной Андоленко в сериале «Противостояние»
— В книге ваш герой заикался до определенного возраста. Это будет как-то показано в фильме?
— Это не останется незамеченным. Как и отметил, новая версия «Противостояния» — это в большей степени полноценная экранизация романа Семенова. Касательно заикания, я еще на пробах предложил использовать это в особенно эмоциональные моменты. В минуты волнения и опасности у Кротова будет проскакивать заикание. Станет ясно, что в прошлом у него была эта проблема, которая частично дает о себе знать и в настоящем.
— Какое детективное направление у обновленного «Противостояния»?
— Это полицейский детектив, но с вкраплением политического. Все же тут явное противопоставление советского морально-этического кодекса нацистскому.
Кадр из сериала «Противостояние»
— Интересно, а если бы вы не снимались в «Противостоянии», но услышали бы о новой киноверсии этого романа Юлиана Семенова, то заинтересовались бы и посмотрели?
— Я люблю советский фильм, хотя и пересматривал его много лет назад. Новую версию, вне зависимости от собственного участия, с интересом посмотрел бы. Жанр тоже привлекает — смешение детектива и психологической драмы, тем более на основе хорошей литературы.
— Между прочим, у вас есть личная параллель с «Противостоянием». Картина вышла на экраны в 1985 году, и именно в этом же году вы впервые начали сниматься в кино. Занятное пересечение?
— Вполне. В 1985-м я параллельно снимался в «Плюмбуме» и «Личном деле судьи Ивановой», а в этот момент гремела премьера «Противостояния». Спустя 38 лет мы столкнулись снова — и на этот раз лично.
Читайте также:
Первый канал покажет новую экранизацию романа «Противостояние»
Игорь Золотовицкий о роли криминального авторитета в «Мосгазе»: «Я с такими героями был знаком»
Юрий Быков: «90-е — время, в которое я бы не хотел вернуться»
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Алексей Гуськов
Советский и российский актер, сценарист, продюсер, народный артист России (2007)....
Читать