«Лебединое озеро» Наталии Касаткиной и Владимира Василёва
Эталонное воспроизведение хореографии Петипа и изначальных задумок Чайковского
22 ноября на сцене концертного зала «Москва» Балет Касаткиной и Василёва представит свою постановку «Лебединого озера» – идеальное воплощение канонической хореографии Мариуса Петипаи Льва Иванова.
Премьера «Лебединого озера» в редакции Касаткиной и Василёва состоялась в Лондоне – и это была первая совместная советско-британская постановка произведения Чайковского во всей истории русского балета. Критики назвали спектакль «уроком современного отношения к классическому наследию», и этот урок произвел настоящий фурор. В том числе и своим финалом, который изначально был задуман композитором, но «сглажен» в более поздних версиях. Сценографию и неповторимые костюмы спектакля создал знаменитый английский художник Тим Гудчайлд, трехкратный обладатель премии Лоуренса Оливье –главной театральной награды Европы, работавший с лучшими театрами мира, включая лондонский «Ковент-Гарден» и парижский «Шатле».
Традиционно в «Лебедином озере» как ни в каком другом балете важна отточенная синхронность – именно поэтому массовые сцены выглядят наиболее зрелищно. Порой в угоду этой синхронности театры жертвуют сложностью исполняемых элементов, выстраивая сцены исходя из возможностей не самых сильных балерин–главное, чтобы все двигались одновременно и одинаково. Теряются нюансы сложной хореографии, которая строится в том числе и на мельчайших деталях. Но только не в «Лебедином озере» Театра Касаткиной и Василёва – здесь к реконструкции классической хореографии подошли с особенной тщательностью. Её оригинальные решения Наталии Касаткиной и Владимиру Василёву помогали восстанавливать работавшая еще в Императорских театрахлегендарная балерина Екатерина Гельцер и её партнёр по сцене Евгений Кочаров, которого называли «балетным археологом» – за невероятную способность улавливать и максимально подробно воспроизводить первозданную хореографию. С выдающимися артистами и педагогами Касаткина и Василёв работали лично. «Движения у современного танцовщика смазаны, – говорила тогда сама Гельцер. – Кто сейчас знает, что в каждом движении для каждой части тела имеется свой ритм? Говоря условно, голова и шея движутся на 3/4, плечи и руки на 2/8, а ноги на 4/16 –и все это одновременно. Это надо знать, это надо уметь, а умение передается «из рук в руки». Ведь записей нет, а мастера ушли». Свои знания танцовщица именно так и передала Касаткиной и Василёву – из рук в руки, а потому можно не сомневаться, что восстановленная ими историческая хореография – одна из самых достоверных.
Читайте также: