Юра Борисов, Марк Эйдельштейн и «Золотая пальмовая ветвь». Рецензия на фильм «Анора»
Историю о стриптизерше, которая вышла замуж за сына русского олигарха, уже называют «Красоткой» нового поколения.
Анора Михеева (Майки Мэдисон) не любит свое полное имя и предпочитает, чтобы ее называли «Эни». Она живет в Бруклине и работает стриптизершей в ночном клубе «Штаб-квартира», где каждый вечер мило улыбается толстосумам, садится к ним на колени, уговаривает угостить ее коктейлем, а потом за отдельную плату подняться в комнату для приватного танца. Однажды в «Штаб-квартиру» приходит молодой парень из России с внушительной «котлетой» денег и желанием их спустить на алкоголь и девушек с пониженной социальной ответственностью. Владелец клуба подсылает к нему Анору, которая хорошо понимает русский язык, ведь ее бабушка была эмигранткой из советского Узбекистана, до конца жизни так и не удосужившейся выучить английский.
Эни и Ваня (Марк Эйдельштейн) быстро находят общий язык, и в конце вечера Иван предлагает девушке за отдельную плату встретиться за пределами клуба, где они смогут позволить себе несколько больше. Оказывается, Ваня — наследник крупного российского бизнесмена Николая Захарова (Алексей Серебряков), который поехал в США учиться, чтобы потом вернуться на Родину и начать работать в папиной компании. Только вот учеба ему совсем не интересна, так что Ванька только и делает, что устраивает вечеринки в батином роскошном особняке, закидывается запрещенными веществами и играет в видеоигры. Очарованный Анорой, которая, несмотря на юный возраст, знает, как доставить мужчине удовольствие, Иван предлагает стриптизерше из Бруклина стать его «девушкой на неделю».
Марк Эйдельштейн и Майки Мэдисон в фильме «Анора»
Им вместе хорошо. Ваня, несмотря на свое баснословное богатство, ведет себя без всякого снобизма и общается с Эни на равных, как со своими друзьями, и с ним девушка позволяет себе слегка расслабиться. Они вместе встречают Новый год, а потом летят в Вегас, где, поддавшись минутному порыву, Иван женится на Аноре. Теперь, став мужем американки, он получит гражданство, и ему не нужно будет возвращаться в Россию и работать на отца. Анора получает кольцо с бриллиантом в четыре карата и шубу из русского соболя, и начинает мечтать, как на медовый месяц они поедут в «Диснейленд».
Новость о свадьбе сына русского олигарха и проститутки попадает в желтую прессу, слухи доходят до родителей Ивана, они немедленно садятся в частный самолет и вылетают в Нью-Йорк. И пока самолет находится в небе над Атлантикой, армянский священник Торос (Карен Карагулян), который вообще-то должен был присматривать за Ванькой, пытается своими силами разрулить ситуацию вместе со своим непутевым братом Гарником (Ваче Товмасян). На случай разборок они берут с собой еще одного потомка эмигрантов из России, гопника Игоря (Юра Борисов). Смогут если что трое здоровых мужиков справиться с хрупкой девушкой и сопляком-мажором?
Юра Борисов в фильме «Анора»
«Анора» Шона Бэйкера — уморительно смешной и невероятно трогательный фильм с ураганной динамикой. Он начинается как сказка о современной Золушке, где Ваня и Эни купаются в счастье, самозабвенно предаются любви, а потом отдыхают в объятиях друг друга и мило болтают ни о чем. К середине «Анора» превращается в криминальную комедию с искрометными диалогами и великолепной, отчаянной и яростной Майки Мэдисон, готовой до последнего бороться за свой билет в лучшую жизнь. А в третьем акте Шон Бэйкер приглашает зрителя в увлекательное путешествие по злачным местам Бруклина, глубже раскрывающее характеры персонажей и заодно позволяющее оценить, как сейчас живут в Америке потомки предыдущих волн эмиграции.
Режиссер выстраивает всю историю вокруг Аноры, но при этом до самого финала не дает зрителю понять, что на самом деле происходит в ее голове. Эни действительно успела полюбить Ваню, а не только его деньги, или перед нами меркантильная хищница, вцепившаяся когтями в наивного мальчика? У нее есть план, или она импровизирует на ходу? И хотя Бэйкер, вероятно, не закладывал в фильм такой подтекст, для российского зрителя он становится зарисовкой на тему конфликта двух менталитетов. Анора, будучи стопроцентной американкой, верит в верховенство закона. Она знает, что их с Иваном брак оформлен по всем правилам, а потому пребывает в уверенности, что нет на свете силы, способной их разлучить. А вот Торос и Гарник как выходцы из постсоветского пространства помнят, что закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло. Они стараются решать вопросы цивилизованно и не прибегать лишний раз к насилию, но руководствуются неписаными правилами и пришедшими из уголовной среды «понятиями». Между ними и Анорой семантическая пропасть, преодолеть которую мешает еще и языковой барьер.
Карен Карагулян в фильме «Анора»
В России «Анору» можно посмотреть как в дубляже, так и с субтитрами, и для получения от фильма максимального удовольствия следует выбрать именно второй вариант. Шон Бэйкер уделяет большое внимание языку, на котором общаются его герои. Анора понимает русский, но стесняется говорить на нем из-за акцента, и попытки Майки Мэдисон что-то произнести по-русски придают ее персонажу дополнительное очарование. Ваня разговаривает с ней по-английски, но щедро разбавляет свою речь русским матом. Братья Гарник и Торос переругиваются между собой на армянском, переходят на английский для общения с Эни и отдают приказы Игорю по-русски. И в то время как для нас, выросших в России, Игорь — это совершенно обычное имя, у Аноры, как и у почти любого американца, оно ассоциируется прежде всего с помощником доктора Франкенштейна из старого фильма, уродливым горбуном с вытаращенными глазами.
«Анора» — это прежде всего кино о безразличии. Девушки из «Штаб-квартиры» умело имитируют интерес к гостям, но не испытывают к ним ничего, кроме отвращения. Ване весело проводить время с Эни, однако он даже не задумывается, что может ранить чувства девушки. Он вообще не привык думать о последствиях своих действий, и для него женитьба — просто еще одно забавное приключение и заодно способ выбесить родителей. Но Николаю Захарову и его жене (Дарья Екамасова) Ваня по большому счету тоже безразличен, они хотят лишь минимизировать репутационный ущерб и не допустить посягательств на свои деньги. Торос и Гарник тоже переживают лишь о себе, и только Игорь оказывается способен на проявление сочувствия. Он приносит лекарство для Гарника, по-человечески относится к Аноре, пытается взывать к совести окружающих. Как и в «Купе номер шесть», герой Борисова, несмотря на внешность и повадки гопника, оказывается единственным нормальным человеком, исходящее от него мягкое тепло здорово контрастирует с холодом январского Нью-Йорка.
Ваче Товмасян в фильме «Анора»
Шон Бэйкер успевает за два часа рассказать большую историю о любви, взрослении, крушении надежд, отчаянных поисках человека в каменных джунглях и обретении себя. Он смешивает юмор и боль, правдиво показывает людские пороки и пытается вытащить на свет то лучшее, что есть в нас. «Анора» — это не новая «Красотка», ведь там, где приключения героини Джулии Робертс закончились, у Эни все только начинается. Но картина Шона Бэйкера тоже имеет стать шансы стать классикой.
Читайте также:
Фестиваль «Маяк» в ожидании победителей: волшебная сила Юры Борисова
Марк Эйдельштейн: «Если бы встретился с Тимоти Шаламе, предложил бы ему побриться налысо»
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Анора (2024)
«Анора» (Anora) — драматический фильм американского режиссера Шона Бэйкера, в...
Читать