Читайте нас в Telegram
11:56, 01.07.2024
эксклюзив

Алла Сигалова: «Я всегда чувствовала себя королевой»

Эксклюзивное интервью со знаменитым хореографом, сыгравшим главную роль в сериале «Балет».

Ее машина плавно, но решительно въезжает в Камергерский переулок, из салона выходит хрупкая женщина и так же решительно направляется в кафе, в котором с порога просит приглушить музыку. «Любите скорость?», — после приветственных слов спрашиваю я. «Нет, вожу аккуратно, с 21-го моего года. Обожаю быть за рулем, это возможность остаться одной. И тишину ценю».

В этом она вся – мастер парадоксов. Одновременно резкая, дерзкая – и вдруг мягкая; спорящая, конфликтующая – и неожиданно покорная и поддатливая. Одним словом, это Алла Сигалова. Хореограф, актриса, заслуженный деятель искусств, профессор, заведующая кафедрой сразу двух вузов — Школы-студии МХАТ и ГИТИС. Как режиссер-постановщик создала многие десятки спектаклей – оперных, балетных, драматических – в России и за рубежом. А недавно снялась в главной роли сериала Евгения Сангаджиева «Балет» и снова заставила о себе говорить. И проект, и роль получились яркими, за что Аллу Михайловну теперь постоянно номинируют как актрису на получение премий. Награда АПКиТ прошла мимо нее, а вот Премия кастинг-директоров не миновала. Разговор у нас получился непростой, но явно интересный: собеседница сопротивлялась, какие-то вопросы не принимала, но мы решили оставить все как есть, не шлифуя – чтобы портрет получился многогранным, живым и настоящим.

НОВОСТЬ
Звезда шоу Comedy Woman впервые стала матерью в 53 года.

«Вас никто не воспитывал?»: о нелепости, “Лебедином озере” и кайфе

— Алла Михайловна, признаться, меня удивила ваша победа в номинации “Открытие” на Премии Гильдии кастинг-директоров. А вас?

— Очень удивила – я не знала специфики этой премии, но узнав, поняла, что это замечательная история внутри индустрии. Премия дается людьми, которые непосредственно занимаются отбором актеров в проекты. Это важная и нужная работа. Я польщена и благодарна. Должна отметить атмосферу церемонии: на крупных премиях не бывает так тепло и так свободно, как было здесь. Мои ученики, друзья – их было так много в зале!

Кадр из сериала «Балет»

— И все-таки номинация «Открытие» больше подходит дебютантам. Вы согласны, что широкому зрителю открылись как драматическая актриса именно благодаря сериалу “Балет”?

— Наверное, широкой публике — да, я всю жизнь проработала в театре, и меня знают те, кто туда ходит. Но считаться открытием после 25 лет работы на телевидении? Не сходится! А вы сами этого не видите? Тем более, что я уже снималась в кино, и это было успешно.

— У вас был российско-турецкий проект «Любовь моя, печаль моя», в котором играли восточную красавицу Ширин.

— Это была какая-то нелепость. Был прежде всего Вася Пичул с “Небом в алмазах”, очень интересное соединение. Потом приглашений не поступало. Видимо, от меня исходила энергия отторжения, и она очень чувствовалась. При этом у меня много друзей-кинорежиссеров, но было понятно, что меня не интересует эта история. А в “Балет” я хотела попасть и попала.

— Получилась замечательная роль.

— Да, это правда. И фильм потрясающий.

— Вы там и внешне другая.

— Это хорошо, я старалась. Но не думала о том, как буду выглядеть. У меня были актерские задачи, которые я пыталась воплотить.

— Комфортно ли такой звезде, как вы существовать в актерских ансамблях, особенно в кино — чужеродной среде?

— А я всегда в ансамблях и у меня всегда партнеры. Только в сериале у меня было десять, а когда я делаю спектакли, у меня их 700. И почему кино «чужеродная среда»? Большинство из съемочной группы – мои друзья, ученики. Что же меня может раздражать? Кроме кайфа я ничего не испытывала.

— А как человеку, который поставил грандиозное количество спектаклей, было участвовать в проекте, где им руководили и приходилось слушаться?

— Во-первых, это не первый такой проект, а во-вторых — что значит “слушаться”? Есть профессия и в ней свои законы. И если ты не идиот, то эти законы соблюдаешь. Вот и все. Профессиональные законы не подлежат обсуждению. Я счастлива, когда имею возможность переходить в другое качество. Со мной это случается не так часто. Но когда случается, и рядом талантливые люди, то это просто радость. Более того, это для меня и отдых. Когда все на тебе, ты отвечаешь за 300 человек на сцене и 300 человек за сценой, это одна ситуация. А когда отвечаешь только за себя — это санаторий.

Алла Сигалова. Фото Анны Булгаковой

— После «Балета» посыпались предложения?

— Сразу. У меня в работе было четыре, а сейчас осталось три проекта. С четвертым по срокам не совпадаем — уже идут съемки.

— Поздравляю! И это драматические роли, не связанные с танцами, хореографией?

— Да, не связанные. Я человек, который всю жизнь на сцене играет роли. Какая разница – какие, где – в кино, в театре? Как это можно разделять? Несомненно, театральные артисты могут и играют в кино. А кто же еще?

— Режиссер Евгений Сангаджиев закончил отделение хореографии в элистинском училище. Подготовка чувствовалась, он знает балетную среду?

— Он профессионально готовился к фильму. Изучал, интересовался, был погружен абсолютно. Но насколько возможно человеку со стороны погрузиться в абсолютно закрытый мир балета? Как правило, обыватель или человек, стоящий по другую сторону, просто не знает, что такое этот мир, и я не думаю, что Женя до конца понял его. Потому что до конца это понять можно, только находясь с раннего детства, как мы все, внутри этого мира.

— А что осталось нами непонятым, объясните?

— Я не смогу все перечислить, нужно писать трактат.

— Одна из главных мыслей этого сериала, что условный Большой театр — это некий срез нашего государства. И то, что происходит там, происходит повсюду.

— Я не думаю, что это сверхзадача фильма. Думаю, что он не об этом.

— Тогда о чем? Про необходимость реформ? Вот вы много раз в жизни танцевали «Лебединое озеро»?

— Никогда. Я не классическая танцовщица. В Мариинском театре танцевала как характерная солистка.

Кадр из сериала «Балет»

— Рута — это вы?

— Нет.

— Рута сделала себя посредством того, что отказывалась танцевать “Лебединое озеро” — “скучную классику” и пыталась реформировать балет. Почему же Рута — это не вы?

— Я играла другого персонажа, я себя не играла. Я человек безумно темпераментный, мои репетиции — вихрь переходов, эмоций, накал, темп. В сериале же у героини все очень по-другому.

— Мне показалось, что Рута заставляет своих учеников думать и выражать мысли языком тела, а не стремиться к идеальным прыжкам и фуэте. Мне кажется, вы так же работаете. Нет?

— Нет, я не так работаю. Заставлять учеников, артистов думать можно разными способами, их огромное количество. Каждый режиссер, хореограф выбирает свой. У меня другой способ. Я иду не от задачи, а от индивидуальности артиста, с которым работаю.

— Вы возглавляете в Школе-студии МХАТ кафедру «Пластическое воспитание». А как можно пластически воспитать артиста?

— Сколько у артиста средств выразительности?

— Ну… немного, скажем так.

— Ну сколько?

— Лицо. Тело.

— Два: голос и движение.

— А лицо? Мимика?

— А лицо разве не имеет отношения к движению? Лицо тоже состоит из мышц.

Алла Сигалова

— Воспитание в этом смысле что означает?

— То и означает: воспитание. Вас никто не воспитывал? Мы так же воспитываем студентов — комплексом разных дисциплин, разных методов, подходами к театральным технологиям.

«Закрыла дверь – и все»: об учениках, болезнях и музыке в голове

Вы с интересом наблюдаете за кинопроцессами?

Я этим занимаюсь всю жизнь. В кино много моих учеников, наблюдать за ними тоже часть моей профессии.

Я недавно была на музыкальном стендапе Саши Урсуляк и вдруг обнаружила, что она мне кого-то напоминает.

Она меня очень сильно копирует. Думаю, в нее вросли мои мимика и жесты. Мы дружим, мы любим друг друга. Это моя любимая девочка. Она еще и ученица моего мужа, тоже любимая его была.

Вы довольны тем, как она развивается?

Она большая артистка, конечно.

Марк Эйдельштейн тоже ваш ученик?

Он талантливейший. Играл у меня Иисуса Христа в дипломном спектакле, и я была поражена, как он это делал. Абсолютно поражена.

Я ему недавно сказала, что за него иногда бывает страшно – глубина его погружений в роли такова, что думаешь: а как возвращаться-то?

Бедные мальчики и девочки, зайчики! (Смеется).

Алла Сигалова. Фото Анны Булгаковой

Когда он готовится к роли, он от руки переписывает ее.

Так делают все, мы так учим. А как? Станиславский так велел, мы по этой системе живем и существуем. Вы удивляетесь тому, что является частью нашей профессии.

Так делают далеко не все. И Марк, по его словам, это делает не чтобы запомнить, а чтобы присвоить роль. Что касается внутренних проблем «бедных мальчиков и девочек», приведу примеры: Аня Пересильд, 15 лет – два года в терапии, Юлия Хлынина, — 12 лет… Никита Ефремов и Ирина Старшенбаум носят сценарии психологам и разбирают свои образы с ними… Вам смешно, да?

(Смеется) Мне очень смешно. Это профессия — или ты ей владеешь, или ходишь к психологу. Но если человек болен, то конечно, тут смеяться бессмысленно. Болезнь надо лечить.

Многие из молодых ребят жалуются на то, что подолгу не могут избавиться от сыгранного материала, живут в нем. Вы сами легко выходите из образов?

— Закрыла дверь — и все. Это просто профессионализм. Куда тащить этот образ дальше, что с ним делать? Со мной другое бывает: у меня все время в голове музыка, и иногда одолевает сильное желание от нее освободиться, поэтому и предпочитаю везде тишину. Так бывает — ты начинаешь сходить с ума: засыпаешь, открываешь глаза, а она все еще звучит. Но это и прекрасная особенность — ты живешь внутри своего материала. Когда работаешь на драматическом поле, ты существуешь внутри своего текста. Когда работаешь в балетных постановках – внутри музыки. А как иначе? Профессия — часть твоей жизни, твоего мыслительного процесса. Как его выключать? Его и не надо выключать. Для меня это не мучительно, я от этого не страдаю. Это работа.

А если сломается такая опция, и в голове не зазвучит больше музыка, это напугает вас?

Конечно.

«Легли, разделись»: о сексуальной энергии, эротических сценах и вибрациях

Я много раз замечала: вы входитев помещение —не юная женщина небольшого роста, но к вам приковываются взгляды: царственные осанка, жестикуляция, транслируется необыкновенная сексуальная энергия. Как вы ее вырабатываете?

Она или есть, или нет. Можно сыграть ее наличие, но иметь сексуальную энергию — наверное, это природа.

Алла Сигалова

А вы ее в жизни не играете? В бытовых ситуациях, с мужчинами?

С мужчинами, наверное, да. Какая женщина не занимается манипуляциями с мужчинами? Мне кажется, это главное, чем мы с ними занимаемся. Но я настолько это не люблю, настолько вижу, когда этим занимается кто-то другой, что стараюсь этим не злоупотреблять. Стараюсь быть открытой, честной. Не терплю игрульки.

Вокруг много актрис, которые наигрывают в жизни.

Абсолютно! Это так видно, так фальшиво всегда! У людей, которые это считывают, вызывает отторжение. Ну зачем?

Возвращаясь к сексуальной энергии. В «Балете» есть довольно смелая постельная сцена с Игорем Гординым. Как она вам давалась?

Никак. Легли, разделись.

Вы не испытываете стеснения? Я видела вас на сцене в «Бедной Лизе», это тоже был довольно откровенный спектакль. Вы полагаете, актриса должна быть готовой к эротическим сценам?

Это часть профессии, конечно. Может быть, и есть какие-то мысли, сомнения. Но ты должен работать. Кого интересуют твои вибрации? Ты должен выполнить задачу режиссера, все направить на это.

Алла Сигалова. Фото Анны Булгаковой

«Давать советы – пошло»: об учителях, дисциплине и провалах

В вашей жизни было высокое искусство — Мариинка, а через пять лет случился ГИТИС. Для вас это не было понижением планки в творческом смысле? В восприятии обывателя балет — все-таки что-то неземное, высокое.

Слушайте, это бред сивой кобылы. Ничего жестче, приземленнее и физиологичнее, чем балет, не бывает. Повторюсь, балет умеют так закрыть, что люди его вообще не знают. В ГИТИСЕя начала осваивать другую форму профессии актрисы. Есть разные формы, в дипломе пишется: «артист балета», «артист театра», «артист театра и кино», «артист кино», «артист эстрады», «артист музыкального театра»…

Пришло время мне столкнуться с другой формой профессии. Это произшло вынужденно абсолютно. Была ситуация, из-за которой я была вынуждена поменять свои технологии. Я пришла учиться. Как человек бесконечно дисциплинированный, я училась как “в первый раз в первый класс”. Мне очень помогло с учителями. Мария Осиповна Кнебель сказала, что мне надо преподавать, она в это поверила и поставила меня на эти рельсы. Я вообще не понимала, откуда такая мысль у нее родилась. У меня к Марии Осиповне огромная и ежедневная благодарность.

А потом в вашей судьбе появились Олег Ефремов, Алла Покровская, и каждый что-то привносил. Что это было — советы, разговоры?

Эти люди советы не дают, это пошло — давать советы. Конечно, было общение. Возможность наблюдать, как эти люди работают. Потом был Олег Павлович Табаков, и так далее. Меня окружает много гениальных людей. Каждый человек, который находится или находился в моей жизни, — это счастье, возможность познания профессии и мира. И прежде всего это мой муж (Роман Козак, худрук Театра им. Пушкина, ушел из жизни в 2010 г. – Прим.ред.), который меня ввел в мир МХАТа. Мы жили недалеко от Олега Николаевича, часто виделись, и иногда я ловила мужа на том, что вы подметили в Саше Урсуляк — Рома говорил интонациями Ефремова (Смеется).

Я знаю, что вы любили приходить на разборы ролей, которые делал ваш муж.

Я не приходила, я работала с ним. А когда работала, то были возможности присутствовать на репетициях и видеть, как он это делает. Меня поражала преданность великолепной школе, которую ему дали Олег Николаевич и Алла Борисовна. Для меня каждая работа мужа была важна — это были этапы и моего профессионального становления.

А в собственном творчестве что выделяете больше всего?

Ничего. Все важно, нет ни одной неважной работы.

Алла Сигалова

В вашей жизни никогда не было провалов?

Один раз. Мы спасали с Константином Аркадьевичем (Райкиным — Прим. ред.) спектакль, который провалил режиссер, его ставивший. И не смогли его спасти — было так нагорожено…Спектакль вышел на генеральную репетицию, и после Константин Аркадьевич его снял.

Как переживаете неудачи?

Очень тяжело. Если спектакль сыгран, как мне кажется, не так, как я предполагала, и я не смогла его вытянуть исполнительски, я очень переживаю.

«Уберите эту больную»: о вере, вопросах, которые нельзя задавать, и поджопнике

Разные художники говорят о разных способах генерирования идей. Кто-тоутверждает, что он на прямой связи с небом —«особой энергией», Богом. А вот вы говорите, что «творчество — это аптека, и что на весах все выверяете».

Вы из контекста вычленили. Я говорила, что сначала я настолько возбуждена и нахожусь в вибрациях, что мне нужно погасить себя.

В таком колотуне находишься, что артисты могут сказать: «Уберите эту больную». Взаимодействие с артистами, с техникой, с постановочной командой – сложный процесс. Ты все время должен быть в суперсобранном состоянии. Если тебя колотят эмоции — пойди прими таблетку, успокойся и вернись в нормальном состоянии. Нужны бешеная чувственность, бешеная эмоциональность и умение все выверить до последнего сантиметра. У тебя в руках жизни и судьбы людей — есть какие-то спектакли, например, «Леди Макбет», в котором играла Ира (Пегова – Прим. ред.) высоко над сценой, … и, если я буду колотиться в тряске эмоциональной, у меня просто погибнет артистка. Поэтому всему свое место и свое время.

А что способно вас обесточить? У вас бешеная энергия, не наступает момент, когда ее кто-то высосал?

У меня не бывает такого.

Где вы тогда напитываетесь?

Жизнь. Я же живу, а не сижу в одиночной камере. А куда ее девать – эту энергию? Я не понимаю.

Такое количество обессиленных, обесточенных людей ходит, включая ваших учеников.

Да вы что? Вот я им поджопник дам (Смеется). Что это они обесточенные?

Алла Сигалова на вручении театральной премии «Золотая маска»

Ваш внук сейчас тоже в Школе-студии МХАТ?

Да. На втором курсе.

Живя в такой семье, невозможно было избежать этого пути?

Откуда я знаю? Это надо у него спрашивать. Мы сопротивлялись всеми лапами.

Почему? Плохая профессия?

Для мужчины сто процентов плохая профессия. Это нарцистическая профессия, когда человек абсолютно повернут на себе.

А вы участвуете в процессеего воспитания? Пластического в том числе.

Мы сейчас делаем спектакль дипломный, и поскольку я с этим курсом работаю, он там занят.

Есть материал, который вам не дается?

Есть материал чужой, на который я не откликаюсь. Кто-то сейчас спектакли ставит у нас во МХАТе, и я думаю: как интересно, как вообще можно взять эту пьесу, что там тебя возносит в космические миры? Но понимаю, что режиссеры, тем более молодые, должны работать. Не всегда они выбирают материал, иногда они следуют конъюнктуре.

Я слышала, что вы не можете приучить себя полюбить Шуберта, понять его.

Двигаюсь (Смеется). Это важный композитор. Когда у тебя десять пальцев и один не работает, ты же переживаешь, начинаешь его разрабатывать.

В себе ищете причину, не в Шуберте?

— Есть же гениальный анекдот, который рассказывала Раневская. Когда привезли Мону-Лизу, и в очереди она услышала «Не впечатляет».… Ну, вы знаете. Раневская ответила: «Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет». То же самое абсолютно.

Какие темы возбуждают вас?

Их очень много.

Присутствует среди этих тем разговор с Богом?

Я православный человек, без этой темы ни один спектакль не делается. Это часть моей культуры, моего мировоззрения, сознания.

А какие вопросы вам не дают покоя?

— Я не могу с вами на эту тему говорить, мы не в храме, и вы не батюшка. Хотя… Можно говорить на тему православия, но не спрашивая интимные подробности. Даже нужно, необходимо на православные темы говорить. Не случайно я сделала дипломный спектакль, как раз с Марком, по Евангелию от Матфея — была колоссальная потребность говорить об этом. И колоссальная потребность, чтобы мои ученики вошли внутрь этого материала. К нам приходил священник, мы с ним общались, задавали вопросы, которые люди стесняются задать. У нас же огромное количество вопросов.

Огромное, я поэтому и спросила.

Но что такое вера? Когда ты не задаешь вопросов.

Особенно вопрос «За что»?

Конечно. Но человек же слаб. Конечно, ты его задаешь. Но я, например, не задаю. А вы?

Алла Сигалова

Я задавала, но перестала. А как себя убедить не задавать этот вопрос?

Ты задал этот вопрос, и что изменится? Я человек действия. Есть препятствие — я его преодолеваю. Что изменится в моей жизни, если я буду задавать такие вопросы? Препятствие дается затем, чтобы ты пережил, перешагнул, пошел дальше. От этого зависит твоя судьба, насколько ты готов преодолевать.

Ну а если, например, не препятствие, а нечто глобальное, беда, несчастье? Трехлетний ребенок заболевает раком и умирает. Разве не возникает вопрос «За что?».

Почему надо задавать этот вопрос? Значит, надо рожать нового ребенка. Значит, у тебя не получилось в этот раз. Надо пробовать дальше. Вы сейчас привели пример крайний, самый страшный вариант. Но все же рождается с мелочи — многие опускают руки после неудачной репетиции, неудачно сыгранной роли или неудачно поставленного спектакля. Это очень бьет… но надо идти дальше. А что делать? Ну что делать? Перед тобой путь, ты должен идти. Куда деваться?

«Дети — важная мотивация»: о драках, компромиссах и способах выживания

А страдание действительно очищает человека?

А кто это сказал?

Ну, классики. Достоевский: «Человек не родится для счастья. Он заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Это его точка зрения, что с ней спорить. А как это — очищает?

Думаю, страдая, ты осознаешь свой грех, сжигаешь его, смиряешься, принимаешь данность.

А какие варианты? Пойти к психологу? (Смеется) Я сама психолог, я прочитала такое количество книг!

Каких? Психологических?

Конечно. Почему вы удивляетесь? Это моя профессия. И педагог, и режиссер работают с живым организмом. Мы должны понимать, как с ними работать. И мы сами живой организм — должны понимать, как с собой работать. Это не значит, что ты точно знаешь. Но хотя бы нащупай пути. Мы никогда не придем к абсолютному познанию, это бесконечный путь. И чем дальше мы идем, тем больше вопросов.

Вам приходилось вытягивать кого-то из страшных состояний?

— Мне прежде всего приходилось себя вытягивать из состояний, когда перед тобой катастрофа, когда перед тобой беда. Ты перешагиваешь и идешь дальше. На это нужны усилия, колоссальные усилия.

Алла Сигалова

А мотивация?

Жизнь. Ну, и потом у меня еще важная мотивация — дети. Женщина, у которой есть дети, не имеет права на плохое настроение, она не может плохо выглядеть, транслировать унылости, потому что рядом с тобой люди, которые от тебя зависят. А от меня зависят не только дети, но и артисты, люди вокруг. Знаете, что самое прекрасное в вере — то, что она настроена на радость. Радость восприятия жизни. Если ты предаешься унынию — значит, идешь против веры собственной? Вера — это то, что в тебе. Вера — это любовь: ты кому-то предлагаешь, а он или она не хочет ее взять. А я все равно продолжаю любить.

Так бывает, вы продолжаете любить тех, кому не нужна ваша любовь?

На этом жизнь строится. Есть много людей, которых я люблю и которые даже не знают об этом. А мне и не нужно, чтобы я получала любовь ответную. На этом и строится вера.

Понимаю, но это какой-то нереальный уровень духовности.

Я просто люблю людей.

Никогда не страдали приступами мизантропии? В юности людям это свойственно.

Никогда. У меня нет слова «ненавижу».

Но вы вступали в конфликты?

О да, конечно.

Без ненависти, с любовью?

— Это темперамент, невероятный темперамент. Я в молодости дралась, все это знают (Смеется). Когда у тебя уже нет слов, ты бросаешься своими маленькими кулачками. Это, к сожалению, было. Но это эмоциональные детские проявления необузданности темперамента. Сейчас уже я научилась им управлять.

Алла Сигалова

Больше не деретесь?

(Смеется) Не дерусь.

Помудрелис возрастом?

Было бы странно, если бы человек в 65 лет был тем же, что в 15. Конечно.

Не тоскуете по себе той?

А она никуда не делась. Я и есть она, просто научилась с собой договариваться. Это же самое сложное. Много чего узнала и прошла. И люди, которые рядом были, много простроили в голове и сердце.

Компромисс важен, нужен для человека или портит ему жизнь?

Сложный вопрос, не знаю.

Шли на компромиссы?

Наверное. Но я даже не осознаю, ставит ли передо мной жизнь компромиссные задачи.

Вы вкладываете в это слово негативный оттенок?

Нет, компромиссы же бывают разные. Не знаю. Но часто об этом думаю — пока не разобралась, что такое компромиссы в моей жизни.

Может, вас жизнь пощадила?

Так же не бывает. Значит, я их не считываю как компромиссы. В этом тоже есть какой-то вопрос, который надо изучить — и я пытаюсь.

Вы никогда не делали того, что вам дико не нравилось и дико не хотелось?

Что не хочу, то, конечно, делала. Каждый день я не хочу заниматься тренингом. Но я делаю это, а как иначе? Но так, чтобы я делала что-то, от чего меня воротило… я не помню.

Алла Сигалова. Фото Анны Булгаковой

«Стрессы открытий»: о глупости, свободе и молодом поколении

Вы способны извиняться?

Я извиняюсь бесконечно. И счастлива извиняться. Это часть нашей жизни. Это прекрасно, когда ты выдыхаешь. Хорошо и тому человеку, и тебе. Вообще считаю, что унижать, особенно учеников, — это плохая история. Человек не может ответить. Ну а накричать, голос поднять могу. Возмутиться: «Почему ты не можешь запомнить» — тоже могу, это вообще главные слова, обращенные к ученикам. За это не извиняюсь. Это часть работы.

Мне почему-то кажется, что вы сами бесконечно учитесь. У кого и чему?

У всех, кто рядом со мной.

Даже у учеников?

— Да, конечно! Они такие талантливые! Посмотрите на Марка — мы все время о нем сегодня говорим. И таких Марков много, много талантливых, они просто все разные и не все Марки. Марк один. Много талантливых студентов. У них учишься многому: восприятию, открытости, наивности. Может, ты какие-то вещи забыл. Но это живое восприятие у меня не заканчивается — ко мне поэтому все и тянутся. Даже глупости, которые от них идут, они иногда работают на профессию, и ты познаешь какие-то вещи. Проявление глупости — тоже раскрытие сущности человека, поэтому надо это фиксировать и понимать, почему. Это замечательный контакт, который направлен на то, что ты учишься у них, а они у тебя. Это взаимодополняющий процесс.

— Это поколение более свободное?

Я не думаю, что они свободнее. Просто они погружены в другие реалии. Мое поколение было погружено в книги, в стрессы открытий. Я помню, когда Пастернак был запрещен, а потом разрешен. А Цветаева? Самиздат из рук в руки передавали. Булгаков… Это были открытия за открытием, и они были колоссальной мощности. У них другие открытия — связанные с технологиями. Поэтому и другие ракурсы. Они читали что-то другое, что мы не читали. Но все равно человек не меняется, это прописано в великих книгах.

«Несусветная красавица»: возраст, шорты и ревность

Вы прекрасно выглядите, это не дежурный комплимент. Мне кажется, стали лучше, чем были в молодости.

— Спасибо. Я в молодости была несусветной красавицей. Я шла по пляжу и знала, что все на меня смотрят. Я всегда чувствовала себя королевой. Огромное количество поклонников. Молодость такая вещь была…шикарная (Смеется).

Вы всегда модно одеты, у вас грандиозные фотосессии.

Я одеваюсь не модно, я одеваюсь стильно. Это разные вещи. Как у меня получается? Это, во-первых, среда, в которой я росла. Знания большие, потому что у меня с детства был допуск в закрытые фонды публичной библиотеки. И воспитание, конечно. Я выросла в семье искусствоведов и художников Михайловых и Сомовых.

Алла Сигалова

Близость к искусству воспитывает художественный вкус?

Конечно, несомненно.

Признайтесь: для вас каждое появление в телешоу — специальный трюк, которым вы стремитесь удивить, потрясти?

Ну, мне же каждый день нужно что-то новое надевать. Можно из бумаги придумать такую штуку, что… Я даже не хочу рассказывать, как иногда мы все это группировали.

Как Скарлетт О`Хара из шторы?

Из шторы, из целлофана, из чего угодно. Перевернуть платье не с этой стороны, а с другой, надеть его с ног на голову. Мне это нравится, я обожаю поиски. Это тоже часть профессии, все одно, все в эту сторону. У меня всегда и артистки прекрасно одеты, шикарно выглядят. Я люблю их одевать — когда рядом с тобой Анечка Чиповская, такую красоту хочется еще больше преподнести — чтобы когда она вышла, все ахнули.

Вы к возрасту как относитесь? Для многих актрис, это прям удар.

У меня нет этой проблемы. Я просто понимаю, что перехожу из возраста в возраст, и органично себя чувствую.

Из гардероба исчезают мини-юбки?

Ничего не исчезает. Мини-юбки, шорты… конечно! Просто всему свое место.

Романы в жизни женщины важны? Надо ли себя отпускать в пучину страстей? Опять же при той сдержанности, к которой ваше поколение приучали с детства.

Любовь — главное познание жизни. Любить надо. Обязательно.

Сколько раз можно любить за жизнь?

Сколько Бог даст. У всех по-разному. Я влюбляюсь по двести раз на дню. «Какая роскошь, какой талантливый, с ума сойти!». А через несколько дней: «О, нет!» (Смеется).

Алла Сигалова

Что самое отвратительное в мужчине?

Глупость и фанфаронство. И скупость. Скупость не денежная, а эмоциональная.

Что это такое?

Когда человек не может переживать сильные чувства. Как правило вижу, что ни женщины, ни мужчины не заряжены на то, чтобы проживать сильные эмоции. Не дано. Это тоже дар божий.

Разве сильные чувства не иссушают душу?

Только наполняют. Эмоциональные бури – это же прекрасно!

И все-таки: секрет вашей красоты? Неужто страсть?

— Мама с папой прекрасные, красивые. И нутро. Все проявляется на лице. А как?! Мы по лицу можем прочитать характер взрослого человека. Все отпечатывается. Это не значит, что у меня прекрасный характер. Не знаю, хороший я человек или нет. У меня просто нет ненависти ни к кому, зависти.

А ревность?

Я очень ревнива (Смеется). Вот это да. И это никуда не денешь. С этим я ничего не могу сделать, но очень много с этим работаю. Но главное, что я рада всем, люблю всех, восторгаюсь людьми. Думаю, это и дает солнечную энергию, я ее чувствую. Она там прям клокочет здесь (Бьет себя в грудь – Прим. ред.).

Ухаживают за вами сегодня мужчины?

Я бы, наверное, сошла с ума, если бы это пропало. Да, это часть жизни. Так же, как выпить воды — этого не может не быть у женщины.

В жизни любой женщины встречаются мужчины высокой планки, в вашей — Роман Козак. И далее встречаются другие мужчины, планка пониже. Как уговорить себя не сравнивать?

Все же люди разные, у кого-то есть это, у кого-то то. Здесь восторгаешься этим, здесь восторгаешься тем.

Редкое умение.

Я счастливая женщина, это правда.

О страхах и предательствах

Какими надеждамивы сегодня живете?

Все мысли про будущие спектакли, про работу, которую предстоит делать. Я человек дисциплинированный. С одной стороны, это хорошее качество, но с другой — все надо мной смеются. Я, например, первая всегда прихожу на встречи, репетиции. Какое-то детское, пионерское качество отличницы. Я боюсь подвести людей, с которыми работаю, волнуюсь, стараюсь оправдать те надежды, которые на меня возлагают — студенты, режиссеры, артисты. Это моя очень сильная забота.

Алла Сигалова. Фото Анны Булгаковой

Вас разочаровывают люди, в которых вы многое вкладывали?

— Конечно. Я уже понимаю, что талантливый человек — не значит удачная судьба. 42-й год преподаю. Представляете, какое количество людей прошло? Многие сейчас звезды, уже народные артисты. А сколько неудачных судеб? Тысячи и тысячи людей сделаны этими руками. Где они? Иногда я их встречаю. Среди них было много ярких людей, а вот сделали неправильные шаги, неправильно сориентировали свой характер, пошли не с теми — и не состоялись. Много ошибок люди совершают. Иногда не знают, как их исправить, а иногда ошибки и ведут человека. Профессиональная судьба не удалась, но кто-то имеет много детей, у кого-то потрясающая ферма в Подмосковье, кто-то прекрасно варит сыр и угощает меня. У всех разные судьбы. Иногда грустно, что талантливый человек не вынырнул на поверхность, но что делать?

Есть неблагодарные ученики?

Никого.

Все на связи, все о вас помнят?

Если все будут на связи, я сойду с ума (Смеется). Я всегда за всеми слежу, но их уже так много…

Никто не предал вас?

А как можно меня предать?

— Вы учили-учили человека, а он, как вы говорите, пошел не в ту сторону или не с теми…

Ну и хорошо! А почему это предательство? Это его выбор. Я не знаю, что такое предательство. Наверное, если муж тебе изменил. А больше я не знаю, какие предательства еще бывают.

Измену мужа бы не простили?

Зависит от ситуации.

То есть простить можно?

Конечно, а почему нет?! Вообще нужно прощать. Нужно понимать, зачем человек это делает, может, это в тебе проблема, а не в нем.

Страхи остались какие-то?

Да, страхи — главное, что живет в человеке и двигает его вперед. Страхи должны быть, с ними надо общаться и жить в диалоге. Страхи — то, что неизживно в человеке. Это прекрасная вещь.

Удивительная вы, со стороны кажетесь женщиной с шашкой наголо.

Женщина с шашкой наголо — та, которая преодолевает страхи, а не бесстрашная. Бесстрашный человек — это больной человек. Если ничего не бояться, тогда точно нужно идти к психологу. Это диагноз. Я живу с огромными страхами, работаю с ними и преодолеваю.

Читайте также:

Марк Эйдельштейн: «Если бы встретился с Тимоти Шаламе, предложил бы ему побриться налысо»

Аскар Ильясов: «Голливуд — абсолютно логичное продолжение моей карьеры»

Вадик Королев о фильме «Фрау»: «С Лизой Янковской я по-настоящему ругался и жил»

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: Анна Булгакова, Global Look
08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.

Алла Сигалова

Советский и российский хореограф, режиссер и актриса, заслуженная артистка России...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Перед тем, как согласиться на неожиданное предложение скандального певца, актриса поставила ему одно условие.
ОБЗОР
Рассказываем, как прошел первый этап полуфинала и кто из троицы участников получит шанс пройти в финал.
НОВОСТЬ
Певцу так и не довелось испытать радость отцовства.
ОБЗОР
Фэшн-эксперт рассказала о ключевых цветах, которые будут популярны в этом сезоне.
Не только «Слово пацана»: стали известны лауреаты Премии Гильдии кастинг-директоров
Юлия Снигирь показала повзрослевшего сына от Евгения Цыганова
«Я бы поработала с Гаспаром Ноэ»: Софья Лебедева раскрыла отношение к обнаженным сценам
Российские критики назвали лучшую актрису сериалов сезона-2023
Петр Рыков: «Жду новогодних каникул, чтобы срастись с креслом и самому превратиться в зрителя» 07:11, 06.12.2024
«Квартет И»: «Трио мы можем стать только естественным путем» 07:08, 05.12.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через