Российские критики назвали «Сериальное открытие-2022» среди актеров, режиссеров и сценаристов, совершивших прорыв
«Вокруг ТВ» по традиции подводит итоги года и собирает мнения профессионалов.
Дебютанты или просто начинающие, а может, и зрелые, но неожиданно для всех «выстрелившие» и громко заявившие о себе в этом году. Кто произвел самое яркое впечатление? За кем мы теперь будем пристально следить?
В нашем опросе приняли участие 18 ведущих критиков и два популярных Telegram-канала о кино. Журналисты называли и артистов, и режиссеров, и сценаристов, и операторов. Напомним в прошлом году в нашем рейтинге победу одержал Макар Хлебников, ярко дебютировавший в сериале Наталии Мещаниновой «Пингвины моей мамы». На этот раз критики раздухарились и назвали множество интересных имен, что вполне логично — год был богат на открытия. При этом многие отказались выдвигать на первое место только одного человека, аргументировав это тем, что перечисляемые ими кандидаты абсолютно равноценны.
В итоге победу в рейтинге «Сериальное открытие-2022» одержал Марк Эйдельштейн, ярко заявивший о себе сразу в нескольких проектах — «Монастырь», «Смычок», «Страна Саша». За него проголосовали шестеро журналистов, а один упомянул. Елизавета Ищенко, сыгравшая школьницу, стремительно теряющую зрение в сериале «Алиса не может ждать», набрала чуть меньше — пять голосов.
По три голоса достались Анастасии Ивлеевой за роль в «Монастыре», Владимиру Канаухину за «Конец света», «Замерзших» и сериал «Захар открывает глаза», Денису Прыткову за «Капельника». Очаровал многих и Никита Никитин из того же сериала — за него проголосовали трое и упомянули двое критиков. Трое журналистов вспомнили и о сценаристе Денисе Артамонове, создавшем удивительный мир «1703». А теперь перейдем к мнениям.
Вера Аленушкина, кинообозреватель Time out, соведущая в программе Романа Григорьева «Кино началось» на радиостанции «Москва FM»:
Анастасия Ивлеева («Монастырь»). У нас много актрис, готовых сниматься в откровенных сценах, но от большинства из них веет арктическим холодом даже в самых жарких эпизодах (пример — Лукерья Ильяшенко). То есть девушек с теплой сексуальной энергетикой на нашем экране практически нет. Ивлеева вполне способна занять эту нишу.
Анастасия Ивлеева в сериале «Монастырь»
Сусанна Альперина, обозреватель «Российской газеты»:
На первом месте — Марк Эйдельштейн за работы в таких проектах, как «Смычок», «Монастырь» и полнометражную картину «Страна Саша». На втором — Аскар Ильясов «Нулевой пациент».
Елена Афанасьева, ведущая программы «СЕ/РЕАЛЬНОСТЬ», радио «Серебряный дождь»:
Еще раз Лиза Ищенко (напомним, Елена голосовала за Ищенко в опросе на звание «Лучшей сериальной актрисы- 2022» — Прим. ред.). Марк Эйдельштейн в «Монастыре» и в «Смычке» доказывает, что он талантливый разносторонний актер, а не просто «русский Тимоти Шаламе». Елизавета Базыкина в «Надвое» в первом своем появлении на экране играет на равных с Петровым, Козловским и Старшенбаум. Вся компания сериальных подростков (из которых мы только Глеба Калюжного знали раньше), затеявшая свой дуэльный клуб в «Черной весне»: Артем Кошман, Олег Чугунов, Валентин Анциферов, Никита Кологривый — однозначно новые звезды, Иван Лаврухин им под стать. Не могу выбрать кого-то одного, Лиза Ищенко, Марк Эйдельштейн и Артем Кошман — точно равноценны.
Артем Кошман и Валентин Анциферов в сериале «Черная весна»
Иван Афанасьев, «Индустрия кино»:
Настя Ивлеева («Монастырь»). Редкий пример того, как за внешней поверхностностью скрывается большой талант. Сверхпопулярная блогерка с подходящим материалом оказалась чертовски органичной актрисой, хотя раньше никто бы и подумать не мог.
Ольга Белик, старший редактор «Кинопоиска»:
Даниил Воробьев («Конец света», «Черная весна», «Замерзшие», «Гром: Трудное детство»). За плечами у Воробьева – огромный послужной список, но негодяй с Патриков Белов в гайричевских костюмах и лексикой блатной Костромы – одно из самых ярких и восхитительных впечатление сезона. Тем удивительнее видеть Воробьева в совершенно противоположных ролях менее размашистой органики – в которых он так же хорош. Аскар Ильясов («Нулевой пациент»). Скромный и честный доктор Кирсан Аюшев вывел Ильясова из ловушки «национальных» ролей в восходящие звезды с разнообразным репертуаром. И правильно: нам нужны актеры с таким положительным обаянием и умением держать паузу в кадре.
Даниил Воробьев в сериале «Конец света»
Александр Горбунов, телекритик, корреспондент КТА «Телескоп», автор Telegram-канала о русских сериалах «Эх, Сериал…»:
Следует справедливо отметить актёров Марка Эйдельштейна («Смычок», «Монастырь»), Кузьму Сапрыкина («1703»), Алексея Онежена («Елизавета», «Наследие»), Никиту Никитина («Капельник») и актрису Варвару Феофанову («1703», «Право на свободу»).
Победу и звание «Открытие года» вырывает перспективный молодой актёр Алексей Онежен. Его роль юного императора Петра II Алексеевича в сериале «Елизавета» уже сегодня доказала зрителям то, насколько сильный драматический актёр перед нами. Он способен уже в свои 16 лет вызывать сильнейшие эмоции, наполняя второстепенного персонажа глубиной, искренностью и светлым желанием дружить, веселиться, любить и быть любимым. Благодаря чему его герой становится одним из ярчайших и самых запоминающихся героев всего сериала «Елизавета».
Алексей Онежен в сериале «Елизавета»
Илона Егиазарова, главный редактор «Вокруг ТВ»:
Не могу определиться с главным лидером, поэтому первое место отдаю 16-летней Елизавете Ищенко, переигравшей в сериале «Алиса не может ждать» всех взрослых профессиональных актеров; Марку Эйдельштейну — прекрасному, одухотворенному, юноше бледному со взором горячим — за все проекты этого года; Анастасии Ивлеевой, которая ролью в «Монастыре» полностью перевернула представление о себе — она настоящая актриса, способная выдавать всю палитру эмоций. А какие у нее прекрасные веснушки! На том же просторном пьедестале у меня Артем Кошман, чей буйный темперамент обеспечивает «Черной весне» энергию и драйв; Владимир Канаухин — такой разный в «Конце света», «Замерзших» и сериале «Захар открывает глаза» — и такой интересный; дуэт из «Капельника» — взрывной Никита Никитин и стойкий оловянный солдатик Денис Прытков.
Отмечу также Олега Чугунова, который всем нам еще покажет в «Здоровом человеке», а пока пленяет своей естественностью в «Черной весне» и «Лэйт Найт скул». Аскар Ильясов в «Нулевом пациенте» многообещающе заявил о себе — ждем новых работ. Не могу не сказать о людях, остающихся «за кадром». Авторы «Почки» Елизавета Тихонова и Мария Шульгина, вы — мое потрясение. Александр Незлобин со своим «Концом света», ей-Богу, думала, что стендап с шуточками ниже пояса — ваш предел, а тут такое — талантливая дерзкая помесь комикса с семейной драмой, замешанная на хороших книжках. Режиссер Адильхан Ержанов, снявший «Замерзших», — браво, мировый уровень. Никита Тамаров, придумавший хулиганских «Горемык», и Денис Артамонов, написавший безумную историю «1703» — все, что вы будете делать, теперь для меня однозначно must-see.
Олег Чугунов в сериале «Черная весна»
Сергей Ефимов, «Комсомольская правда», обозреватель Сериального путеводителя KP.RU, автор Telegram-канала Изнанка сериала @seriesmania:
Мои открытия года. Актер: Кузьма Котрелев («ЮЗЗЗ»). Мы могли помнить Кузьму по роли в давнишних «Красных браслетах», но ведь только после «ЮЗЗЗ» о нем заговорили как об актере-сенсации. Невозможно теперь поверить, что Котрелев родился и вырос в благополучной Москве, а не в жутких «фавелах» Ростова-на-Дону.
Актриса: Елизавета Ищенко («Алиса не может ждать»). Есть такая профессия — молодых звезд открывать. В прошлом году режиссер Наталия Мещанинова подарила зрителям Макара Хлебникова («Пингвины моей мамы»), а в этом — Елизавету Ищенко, сыгравшую медленно слепнущую школьницу Алису — веснушчатое солнце, затеявшее бунт против лицемерного мира взрослых. Оказывается, Елизавета как-то уже играла подростка-бунтаря (вы будете смеяться, но это была слепая девочка), но по-настоящему ее звезда зажглась только сейчас.
Режиссер: Владлена Санду («Идентификация»). Возможно, в индустрии это имя уже было известно, но мне его открыл первый большой сериал Санду «Идентификация», ставший одним из самых ярких событий года.
Сценарист: Денис Артамонов («1703»). Человек, который соткал из любви и боли вселенную «1703» — эпический нуар о городе и людях с исцеляющим рассветом в финале. Оказывается, Денис придумал год назад «Секреты семейной жизни» — милую, не лишенную философинки черную комедию, но открытием стал все-таки «1703». Конечно, это заслуга и профи-продюсеров, и режиссера Сергея Сенцова, и всей группы — но разве получился бы ослепительный бриллиант, если бы Артамонов не откопал в своей душе подходящий для огранки алмаз?
Оператор. Вероника Тырон («Идентификация»). Вероника училась во ВГИКе вместе с будущим режиссером Владленой Санду и снимала для нее учебные короткометражки. А потом бац! — и сняла целую «Идентификацию». Наверняка продюсеры сейчас раздирают Веронику на части, ведь даже Федор Бондарчук как-то жаловался, что у нас в стране все хорошие операторы заняты на пять лет вперед.
Кузьма Котрелев в сериале «ЮЗЗЗ»
Елена Зархина, обозреватель и кинокритик «Газеты. Ru»:
Елизавета Ищенко из сериала «Алиса не может ждать». Кажется, на наших глазах родилась новая самобытная актриса, за будущими проектами которой хочется следить.
Игорь Карев, обозреватель газеты «Аргументы и факты»:
Денис Прытков начал сниматься совсем недавно, сыграл небольшие роли в сериалах «Инсомния» и «Подражатель», а в этом году впервые показал себя в главной роли в сериале «Капельник». В этой драме Прытков играет анестезиолога-реаниматолога, девушка которого умерла от передозировки, а ему срочно нужны деньги на операцию её маме. Ради заработка он начинает оказывать незаконные услуги — «откачивать» богатых и знаменитых алкоголиков и наркоманов. Это любопытный проект, который, пожалуй, чем-то напоминает знаменитые «Во все тяжкие», и молодой актер совсем не портит общее впечатление.
Telegram-канал Кино_Ёж:
Сериально-отечественных открытий для меня в этом году несколько. Очень смешной и глубокий (и, к сожалению, однорукий) актер Никита Никитин невероятно «выступил» в сериале «Капельник». Комедийный актер с большим будущим. Александр Незлобин, которого мы все помним по Comedy Club проявил себя, как хороший режиссер, сняв «Конец света». Неожиданный для индустрии результат (Саша, без обид) и приятное удивление. Ждем от Александра следующих проектов.
Никита Никитин в сериале «Капельник»
Леонид Кискаркин, обозреватель SRSLYи Вокруг ТВ:
Владимир Канухин. Мне до сих пор сложно поверить, что демонический блогер-экстраверт Азик из «Конца света», аутист Митя из «Замерзших» и герой из сериала «Захар открывает глаза» — это один и тот же актер. Отмечу также Никиту Никитина (однорукий таксист из «Капельника») — непрофессионального актера, но настоящего самородка с бешеной энергетикой и, кажется, безграничным запасом присказок.
Владимир Канухин в сериале «Конец света»
Егор Москвитин, программный директор фестиваля «Пилот»:
Открытие года — Сергей Рамз («А сейчас реклама»).
Первым потрясением года была мелодичная и циничная драматургия Елизаветы Тихоновой и Марии Шульгиной — создательниц сериала «Почка», который, вообще-то, равен «Звоните ДиКаприо!» примерно во всем. Главный трикстер года, безбашенный плут и бесстрашный шутник — Никита Тамаров, режиссер неприкаянной кукольной комедии «Горемыки». Но с ними вы уже можете быть знакомы, поэтому интриги ради назову победителем Сергея Рамза — рекламщика, который отучился на шоураннера в МШК и зачаровал публику фестиваля «Пилот» своим проектом «А сейчас реклама».
Это производственная драма о людях, которые мечтают снимать кино, но пока что остаются просто «видеопродакшном». События начинаются в новогодней Москве и дают понять, что впереди у нас святочный рассказ, поучительная и вдохновляющая рождественская песнь о мечтателях 21-го века. Быть частью кинематографа и не полюбить этот сериал невозможно. И давайте зафиксируем: из всех россиян к Аарону Соркину ближе всех подобрался Сергей Рамз.
Мария Позина, редактор отдела культуры газеты Metro:
Марк Эйдельштейн («Смычок», «Монастырь»). Красота, правильные проекты и грамотный пиар — в ближайшее время актер должен стать новым Александром Петровым.
Жан Просянов, главный редактр Кино-Театр.ру:
Степан Бурнашев (режиссер) и Данила Горюнков (оператор) — потому что эти парни вывели визуальное в якутском кино на новый уровень.
Павел Садков, , заместитель главного редактора медиа-группы «Комсомольская правда», шеф-редактор журнала «Телепрограмма»:
Актер — Марк Эйдельштейн, «Монастырь». Двадцатилетний актер ворвался в наш сериальный мир после роли в почти скандальном «Монастыре», где сыграл точно, честно и нервно.
Сценарист — Денис Артамонов, «1703». Денис Артамонов написал самый странный, но самый честный сериал года. Для этого нужен не только талант, но и смелость. И еще фирменное питерское легкое сумасшествие. Взболтать, но не смешивать.
Telegram-канал «Федор Бонд и Чук»:
Открытие года — Елизавета Ищенко («Алиса не может ждать»). Понимаю, что это далеко не первая Лизина роль, да и я тот еще зритель российских сериалов, но в 2022-м не было, пожалуй, более мощной, точной и талантливой игры среди представителей юного актерского поколения. Скажу больше: многим взрослым актерам она тоже дает внушительную фору. Так что для меня звезда по имени Елизавета Ищенко родилась именно в этом году. И впереди её ждёт сногсшибательная карьера.
Елизавета Ищенко в сериале «Алиса не может ждать»
Антон Фомочкин, обозреватель SRSLY:
Елизавета Базыкина, «Надвое». Очень сложная работа быть попеременно порочной и безгрешной. Здесь достаточно было бы любой сцены, где ее героиня отвечает на обвинения во лжи невинной гримасой обиженного, уязвленного ребенка.
Елизавета Базыкина в сериале «Надвое»
Вера Цветкова, обозреватель «Независимой газеты», телекритик:
Открытие года – Марк Эйдельштейн, сыгравший в «Монастыре» чистого, глубоко верующего 16-летнего юношу, мечтающего о монашеском постриге, трансформирующегося в приближенного к действительности подростка, а в «Смычке» — талантливого скрипача, вынужденного промышлять закладками.
Безусловно, открытие года – и невероятно органичный и талантливый непрофессиональный актер Никита Никитин, сыгравший таксиста-напарника главного героя в «Капельнике». И, безусловно, режиссер и сценарист Никита Тамаров и его уникальный проект «Горемыки».
Марк Эйдельштейн в сериале «Смычок»
Мария Чемберлен, обозреватель «Московской правды»:
Для меня абсолютным открытием стал тот факт, что у нас так много прекрасных молодых актеров и как здорово, что на них ставят режиссеры и продюсеры, это невероятно обогащает проекты. Поэтому я отдаю голос всем трем актерам, сыгравшим главные роли в этих сериалах. Именно они сделали их такими живыми и достоверными.
Денис Прытков – «Капельник», Кузьма Котрелев — «ЮЗЗЗ», Владимир Канухин – «Замерзшие» и «Конец света».
Также здорово, когда кинорежиссеры приходят в сериалы, это сразу видно, поэтому хочется чтобы режиссер Адильхан Ержанов и оператор Николай Богачев, воплотившие в «Замерзших» атмосферу Исландии в Карелии, снимали вместе еще.
Денис Прытков в сериале «Капельник»
Читайте также:
Российские критики назвали лучшую актрису сериалов сезона-2022
- Лена Тронина победила в номинации «Лучшая актриса года-2021» в опросе российских критиков
- Алексей Филимонов назван лучшим сериальным актером 2021 года — по мнению телекритиков