14:41, 20.04.2019

Фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон»: рецензия и трейлер

Обозреватель «Вокруг кино» посмотрел ленту о советском танцовщике, сбежавшем в Париж ради свободы и творчества, на Московском Международном кинофестивале и делится своими впечатлениями от увиденного.

Рэйф Файнс любит Россию. Когда-то он снимался в роли Онегина в одноименной ленте своей сестры Марты, играл и одну из ролей в экранизации повести Тургенева, сделанной Верой Глаголевой, «Две женщины». Актер уже довольно прилично говорит по-русски и при этом является, конечно, звездой мирового уровня: его роли в «Списке Шиндлера» Спилберга, «Английском пациенте» Мингеллы, «Отеле Гранд Будапешт» Уэса Андерсона мы помним и любим. Ну и Волан-де-Морт из «Гарри Поттер», конечно, куда уж без него.

НОВОСТЬ

Помимо актерских амбиций, у Рэйфа есть и режиссерские: он уже снял пару фильмов, в которых также и сыграл. Признается, что опыт этот трудный и ему бы не хотелось больше его повторять. Но когда приступил к работе над «Нуреевым. Белым вороном», деньги никак не находились, инвестор согласился их дать только при условии, если картину украсит своим присутствием звезда мирового масштаба — сам Файнс. Так ему пришлось войти в свой собственный фильм и опять… под видом Пушкина. Но обо всем по порядку.

Рэйф Файнс в фильме «Нуреев. Белый ворон»

«Нуреев. Белый ворон» — фильм внеконкурсной программы 41-го Московского Международного фестиваля и, может быть, главное ее украшение. Многие даже недоумевают: почему эта картина — международная, но при участии прекрасных россйских актеров — вообще не открывала кинофорум?! Зрителю было предложено «наслаждаться» скучнющим французским творением «Видок: Император Парижа», в котором главную роль сыграл Венсан Кассель, даже не почтивший Москву своим присутствием. А здесь — и Файнс приехал, и награду имени Станиславского «Верю» ему вручали… Правда не Никита Михалков, а киновед Кирилл Разлогов, что тоже странно и необычно...

Однако к фильму. Название точно отражает его суть: в картине идет речь о судьбе советского танцовщика Рудольфа Нуреева, который родился в поезде, жил в нищете в Уфе, стал солистом Кировского театра, был несносной белой вороной (или белым вороном) с плохим характером, страдал массой комплексов, а в возрасте 23 лет, находясь на гастролях в Париже, совершил побег, стал невозвращенцем… Фильм строится в четырехмерном пространстве: детство, башкирский период, Питер и, наконец, Париж.

Олег Ивенко в фильме «Нуреев. Белый ворон»

Нам скупо показывают маленького Руди. Беднейшая семья, мальчик спит вповалку с мамой и четырьмя сестренками. Мама (Равшана Куркова) встает на рассвете и в жуткий холод выходит из избы за хворостом, а Руди печально наблюдает за ней в окошке. Потом приезжает суровый папа в шинели. Потом мама отводит Руди в балетную секцию, где его ругают за грязные ладошки и внушают, что танцовщик должен быть олицетворением чистоты и красоты… Он и станет таким олицетворением. Живя в самых скромных бытовых условиях, будет выглядеть «с иголочки» и всегда будет тянуться к знаниям — наймет себе учителя английского языка, станет зубрить биографию Рембрандта, шагая по Сенной площади; каждый день посещать Эрмитаж… Этот человек, яростно борющийся со своим провинционализмом, действительно по кирпичику выстроит себя. Он будет наблюдать, жадно впитывать, учиться. Попав в дом своего учителя Александра Ивановича Пушкина, которого как раз и играет Рэйф Файнс, он впервые в жизни увидит, как первое блюдо разливают из супницы, а белые накрахмаленные салфетки кладут на колени — но он очень быстро врастет в эти предлагаемые обстоятельства и обретет манеры принца и лоск...

Кадр из фильма «Нуреев. Белый ворон»

Он и балету учится каждую секунду, не щадя своего самолюбия. Спрашивает учителя в лоб: «Почему вы мне ничего не говорите о том, как я танцую?» Отсматривает собственные записи — и понимает, что недоработал, что может лучше… Перфекционизм тоже делает его белым вороном в сонмище прекрасных, но одинаковых, довольных собой танцовщиков. Рэйф Файнс, играющий рафинированного интеллигента Пушкина (реальный наставник Руди), мягкого и до какой-то убогости беззащитного, заставит его раз и навсегда уяснить: можно обладать сумасшедшей техникой, высоко прыгать и изгибаться, но в танце должен быть смысл, содержание, «ты должен рассказывать зрителю истории»… Нуреев и станет рассказывать эти истории и очень быстро пойдет в гору.

Олег Ивенко в фильме «Нуреев. Белый ворон»

Гастроли в Париже Кировского театра, в труппу которого сумел-таки пробиться Руди, снесут «крышу» всем. 1961-й год, во Франции все модные, красиво детые, гремит ночная жизнь — варьете, джаз, свобода и никаких рамок… Руди, чуть ли не с рассветом отправляющийся изучать скульптуры Родена и картины Лувра, тянется и к поп-культуре. Он жаждет общения, обмена мнениями, он хочет обсуждать балет с французскими коллегами. Но к советской труппе по заведенной традиции приставлены кагебешники, которые отслеживают каждый шаг. Правда, их начальник (Алексей Морозов) не лишен обаяния, он сам любит задушевные разговоры под коньяк и хорошую сигарету. Или это маска, которая должна расположить к себе «подопечных»? Нуреев ведет себя несносно: знакомится с богатой француженкой (Адель Экзаркополус — звезда скандального фильма «Жизнь Адель», прогремевшего на Каннском фестивале), гуляет по Парижу дни и ночи напролет, дерзит...

Кадр из фильма «Нуреев. Белый ворон»

Странный характер начинает проявляться во всей красе. Нуреев устраивает жуткие, хамские сцены в магазине, ресторане. Со стороны выглядит капризной зарвавшейся звездой, но зритель понимает — это комплексы: так танцовщик старается «выдавить из себя башкирского раба»… Любить такого человека — тяжкий крест: его настроение меняется каждую минуту, он никогда не извиняется, быстро обижается сам, но больно ранит окружающих. Личная жизнь Руди в фильме представлена отдельными мазками — всепоглощающая любовь к маме, болезненные сексуальные отношения с женой Пушкина (Чулпан Хаматова), связи с мужчинами-танцовщиками. Он живет в одной комнате с коллегой Юрием Соловьевым (Сергей Полунин), играет с ним в железную дорогу, потому что в детстве у них ее не было (поезд вообще становится главным рефреном фильма) — но испытывает ли при этом привязанности, чувства?

Сергей Полунин и Олег Ивенко в фильме «Нуреев. Белый ворон»

«Эгоист» — так про Рудольфа говорят даже те, кто к нему хорошо относится. Скорее всего, они правы. К цели он идет, не слишком выбирая средства. Но ведь это старо как мир: талантливую личность невозможно оценивать по общечеловеческой этической шкале, для них нравственные законы не писаны.

Финальная сцена в аэропорту, когда за выбор Нуреева борются советские кагебешники и французские друзья и полицейские, возможно, заинтересованные в международном скандале, — кульминация фильма. К этому выбору Рудольф шел всю свою жизнь. Танцевать то, что хочется, с теми, с кем хочется, там, где хочется. Переезжать из города в город, не оглядываясь на слежку, говорить, что думается. Как же это заманчиво! Но ведь там, по ту сторону границы, остается мама и сестры, которых ты никогда не увидишь...

Адель Экзаркополус в фильме «Нуреев. Белый ворон»

Трудно судить гения. Рэйф Файнс и не пытается. Он снял кино именно о выборе, не обвиняя никого. Фильм получился неровным, некоторые сцены чрезвычайно затянуты, сюжет иной раз провисает, все актеры разговаривают очень манерно, искусственно, медленно и громко — как в опретте. Сам Файнс, играя русского, говорит с диким акцентом. Кажется, что Александр Иванович Пушкин — эмигрант, и русский для него не родной, что, конечно, смешно. Кстати, знаменитый танцовщик Александр Барышников, который лично знал Пушкина, остался разочарован этой ролью Файнса. Так же нелепо разговаривает и Небойша Дугалич, играющий роль солиста Кировского театра Константина Сергеева. Но все это в общем-то мелочи.

Файнс снял очень интеллигентное кино, каких сегодня мало. Наши актеры, делясь своими впечатлениями от съемок, признаются, что никогда не работали в столь тихой и мягкой обстановке — без ора и грубостей. Файнс каждому внушал, что он гений, что дубль сделан шедеврально и просил его повторить ....37 раз. Олег Ивенко в роли Нуреева, конечно, более убедителен в танцевальных сценах, нежели в драматических. Оно и понятно: премьер балетной труппы Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани заточен на то, чтобы раскрывать характер в движении, а не в статике.

Олег Ивенко в фильме «Нуреев. Белый ворон»

Кстати, Олег признается, что у него много пересечений с судьбой Нуреева — у него тоже нет больших привязанностей и друзей в балете, в профессиональной среде, по его словам, по сию пору царит зависть, а стало быть надо ставить цели и идти к ним, не оборачиваясь. Так что история повторяется....

И все же ощущение от «Нуреева» положительные: это кино не про стекло в пуантах, оно тоньше и глубже, проект получился действительно международным. И западному зрителю, вероятно, он тоже будет интересен.

Трейлер фильма «Нуреев. Белый ворон»

Смотрите фильме «Нуреев. Белый ворон» в кино с 20 апреля.

Читайте также:

Рэйф Файнс прилетел в Москву, чтобы представить свой фильм «Нуреев. Белый ворон» в рамках ММКФ

«Миллиард», «Код «Красный», «Нуреев. Белый ворон» и другие киноновинки недели

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


16:56, 19.12.2024

Кругосветный LIVE TOUR: год музыкальных путешествий с «‎Европой Плюс»

Самые популярные туристические места и артисты планеты встретились

В 2024 году «‎Европа Плюс» приготовила для слушателей особенный подарок — мировой LIVE TOUR. Масштаб проекта оказался поистине беспрецедентным: самые популярные туристические места и артисты планеты встретились. Встретились с поклонниками самой актуальной музыки — слушателями «Европы Плюс»!

Нуреев. Белый ворон

Британская биографическая драма Рэйфа Файнса, основанная на биографии легендарного советского...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Рассказываем, что посмотреть в ожидании большого финала южнокорейского хита.
НОВОСТЬ
Оксана Почепа привыкает к новой роли.
ОБЗОР
По случаю дня рождения живого классика японской литературы вспоминаем лучшие киноадаптации его романов.
Звезда сериала «Барвиха» Лянка Грыу поделилась подробностями своего переезда в США
В новогоднюю ночь на Первом канале покажут дуэт Витаса и Сергея Полунина
Сергей Полунин станцевал в новом клипе Максима Фадеева
73-летний Никита Михалков впервые не встречал гостей на церемонии открытия 41-го ММКФ
Кровавый мультфильм для взрослых в неоновой Старой Руси. Рецензия на сериал «Киберслав» 12:40, 13.01.2025
Драма о жизни после любви и любви после смерти. Рецензия на фильм «День недели — любой» 12:50, 10.01.2025

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через