Рецензия на сериал «Ростов»: сыщики, воры, любовь и Охлобыстин со Смольяниновым
С 15 апреля на канале НТВ стартует исторический детектив производства «Киностудии КИТ» (входит в «Газпром-медиа»).
Вы соскучились по южному говору, блатной фене, лузганью семечек на экране в перерывах между убийствами? Тогда мы идем к вам! Действие сериала «Ростов» развивается в 1920-м году. Только что отгремела Гражданская война, в стране голод, в городе неспокойно: орудуют более 20 банд, да и белогвардейцы затаились и жаждут реванша. Большевики решают установить тут мир и порядок, для чего организуют отделение Уголовного розыска. А начальником назначают Алексея Козырева – в прошлом вора в законе Козыря, который совершил когда-то более 30 налетов, был приговорен к семи годам каторги, сбежал, подался в Красную армию и кровью, так сказать, заслужил доверие коммунистов.
Вам что-то напоминает эта история? Возможно, «Подкидыша», недавно показанного по Первому каналу. Впрочем, создатели «Ростова» утверждают, что в основе их сюжета — реальная история, и у главного персонажа Козыря есть прототип — бывший грабитель, а потом глава угро Станислав Невойт. Реальным человеком был и главный бандюган этого сериала Котелок — Василий Говоров, его бурная деятельность пришлась на момент его 19-летия, руководимая им банда отличалась особой жестокостью – своим жертвам они выкалывали глаза.
Александр Головин в сериале «Ростов»
События в «Ростове» разворачиваются на бешеной скорости, то есть сходить на кухню за чаем или сбегать в туалет во время просмотра этого сериала у вас не получится – пропустите что-то существенное. Драки, перестрелки, взрывы, налеты, ограбления… Авторы дают зрителю редкий шанс передохнуть, когда подпускают в историю лирику или юмор. Это не плоский детектив, здесь есть размышления о выборе, об идеях, о целях, которые якобы оправдывают средства, о предательствах и изменах, о своих среди чужих и чужих среди своих, о классовой вражде, о роке и мести…
Конечно, насмотренный зритель обнаружит в этой истории огромное влияние телехитов — «Ликвидации», «Рожденной революцией», «Места встречи изменить нельзя». Есть, например, в «Ростове» эпизод, почти точно повторяющий сцену с побегом и убийством Левченко или с засадой у Верки-модистки в Марьиной роще из «Места встречи»: даже дети этой пособницы преступников также сопят на лавках. Есть, как в «Ликвидации», линия маленького воришки-беспризорника, взятого под опеку милиционерами. И много других параллелей. Самое же основное совпадение – харизма главного сыщика. Артур Смольянинов** в роли Козыря колоритен так же, как Жеглов: от него веет энергией, глаз живой, а вот речь приближается к гоцмановской, по крайней мере по количеству «шо» и «г» фрикативной.
Артур Смольянинов** в сериале «Ростов»
Смольянинова** отобрали на роль не сразу. Продюсер Сергей Багиров признается, что писалась история на Максима Дрозда. Но когда Сергей Владимирович пришел со сценарной заявкой к генеральному продюсеру НТВ Тимуру Вайнштейну, тот написал на ней резолюцию: «Запустить в производство только при условии, если главную роль сыграет Артур Смольянинов**».
Вайнштейну профессиональное чутье не изменило – с первых кадров ты уже не представляешь в роли Козыря никого, кроме Смольянинова**. Артур явно получает удовольствие от своего присутствия в кадре. Режиссер Павел Дроздов рассказывает, что актер отнесся к роли предельно внимательно: читал книги, касающиеся эпохи 1920-х, особенно штудировал «Блатную музыку» 1908 года. Песни дали представление о быте и нравах того времени, кроме того в книге содержался словарь блатного жаргона, и кое-какими словечками съемочная группа разжилась: «А это зачем? — А это занадом» или: «Ты шо, антрацату нанюхался?»…
Кадр из сериала «Ростов»
Артур приехал на съемочную площадку с… роялем и по вечерам музицировал. У него сейчас такое хобби – учится играть на клавишах. Его герой, как и сам актер, тоже не простой и не плоский: он рефлексирует, постоянно делает мучительный выбор. Не имеющий образования, он тянется к знаниям, он не согласен со многими действиями красноармейцев, готов выступать адвокатом некоторых преступников, но совершенно не собирается потворствовать беспределу, чинящемуся в Ростове.
Кстати, забавно, что в роли этого города выступил… Ярославль. Период съемок пришелся на Чемпионат мира по футболу и в Ростове работать не представлялось возможным. Кроме того, никаких старинных признаков крепкого торгового центра в городе не осталось – ни колоритных зданий, ни улочек… Красно-кирпичные и иные остатки былого великолепия эпохи модерна нашлись, как уже упоминалось, в Ярославле, а еще в Данилове, Костроме и Тутаеве. Чтобы сделать картинку южной, яркой, солнечной, по-особому работали с цветокоррекцией, а лицам актеров при помощи грима придавали загар.
Кадр из сериала «Ростов»
Режиссер заставлял актеров смотреть шедевр Герасимова «Тихий Дон» — чтобы набраться говора. И конечно, все приучались грызть семечки. «Солнце и семечки» — вообще девиз этого сериала, редкий кадр обходится без этих двух составляющих.
Главная досада для меня как для зрителя состоит в том, что слишком быстро из истории исчезает персонаж Ивана Охлобыстина бандит Котелок. Иван придал своему герою просто безудержное обаяние – полубезумный, артистичный, не чурающийся красивых жестов, бессмысленно беспощадный и одновременно кающийся… Эпизоды с участием актера – настоящее украшение сериала. Отвечая на вопрос, почему роль Ивана так быстро заканчивается, продюсер Сергей Багиров смеется: «Потому что слишком дорогой актер… А если всерьез, то кроме Котелка в фильме есть и другие колоритные бандиты».
Иван Охлобыстин в сериале «Ростов»
Есть грабители – должно быть и оружие. Его в сериале много и оно раритетное: наганы, браунинги — женские и мужские, кольты, винотовки, пулеметы… Один из них — пулемёт Льюиса — 45 лет назад «снимался» в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», из него стрелял аж сам герой Никиты Михалкова… Кстати, забавно, во время съемок «Ростова» раздавались такие «правдоподобные» взрывы, что на площадку то и дело приезжали патрульные милицейские машины. При съемках же последней серии прогремел взрыв такой мощности, что из соседних зданий посыпались стекла.
Отдельный «спецэффект» в этом сериале — это Буденный! Его играет Максим Лагашкин. Как признается Сергей Багиров, роль Командующего Первой конной армией была идеей-фикс для актера, он приставал с ней к продюсеру давно, просил прописать роль, заполонил вотсап Багирова десятками своих фотографий в длиннющих усах – и в итоге добился своего! Усы его персонажа действительно потрясают.
Артур Смольянинов** в сериале «Ростов»
Как и в любом масштабном сериале, в «Ростове» есть любовная линия: Козырь влюбляется в учительницу Эльзу (Софья Ардова), а ему в свою очередь симпатизируют еще пара барышень. Своеобразные отношения с дамским полом развиваются и у подчиненных Козыря (а набирает он себе оперов буквально с улицы). Ну а на титрах звучит тоже весьма «лирическая» песня — о «шмарах» в исполнении Ивана Охорбыстина…
16-серийный проект покажут в течение одной недели, четыря дня будут демонстрировать по три серии, в пятницу обрушат на зрителя аж четыре. Что удивительно, режиссер Павел Дроздов открещивается от очевидных референсов – «Ликвидации» и «Места встречи» и говорит, что держал в голове британский сериал «Острые козырьки». По словам создателей, если зрителю «Ростов» придется по душе, то второй сезон не заставит себя ждать – истории есть куда развиться, да и приквелы никто не отменял.
Читайте также:
Иван Охлобыстин поделился интересными подробностями о съемках в сериале «Ростов»
Новые русские сериалы 2019 года: самые ожидаемые по версии «Вокруг ТВ»
Артур Смольянинов** рассказал, что сам принимал роды у жены Дарьи Мельниковой
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Ростов (2019)
Многосерийный телефильм «Ростов» — остросюжетный детективный сериал от режиссера Павла Дроздова («Чемпионки», «Прощаться...
Читать