Марис Лиепа
Maris Liepa- Актер
- Дата и место рождения: 27 июля 1936 (52 года), Рига, Латвия
- Дата смерти: 26 марта 1989
Его коллеги по цеху
Звезда советского балета, балетмейстер, балетный педагог, актер кино.
Марис Лиепа. Биография
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Его отец Эдуард Лиепа работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. В детстве Марис часто болел, и по совету друга отца (директора балетной студии) в целях укрепления здоровья родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.
В училище педагогом Лиепы стал В. Блинов, в прошлом характерный танцовщик. В апреле 1950 г. на всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Марис впервые выступил в Москве. Из четырёх номеров, показанных Рижским хореографическим училищем на конференции, в трёх участвовал Лиепа.
Эти педагоги способствовали переводу в 1953 г. перспективного ученика в Московское хореографическое училище (МХУ). Так же как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ «Щелкунчик», а к выпускному концерту подготовил классические номера: па-де-де из балета «Дон Кихот» и партию Солора в акте «Тени» из «Баядерки». Это решило его дальнейшую судьбу: после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.
В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. Лиепа получил неожиданное приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере».
Летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы — Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.
После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в «Дон Кихоте» состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра. С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера — Ю.Н. Григоровича.
В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. В 1977 году Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете «Чиполлино» К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова).
После опубликованной в 1979 году в газете «Правда» статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Григоровичем около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра. В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году он станцевал Рогожина в «Идиоте» Бориса Эйфмана и солиста в его же «Автографах» вместе с Аллой Осипенко. Только через два года «безработицы» в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после «бенефиса» его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).
С 1963 по 1980 г. преподавал в Московском хореографическом училище (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Борис Акимов), затем вел класс поддержки.
В 1983-1985 годах по приглашению Болгарского правительства работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два балета — «Дон Кихот» и «Спящую красавицу».
Марис Лиепа активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил «пластику» в знаменитом спектакле «Антоний и Клеопатра» Вахтанговского театра.
Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы. Так, в 1978 г. Марис снялся в «синтетическом жанре» — популярном телевизионном цикле "Телебенефис" — в бенефисе знаменитой киноактрисы Людмилы Гурченко.
В 70-80-х годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино: в телефильме «В одном микрорайоне», кинофильмах «Могила льва», «Детство Бемби» и «Отрочество Бемби», «Лермонтов» (роль Николая I), «Четвертый» (для этой картины Лиепа поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму «Музыка ко дню рождению».
В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986). Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством — в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова.
Марис Лиепа скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине скорой помощи от инфаркта. Похоронен 31 марта на 12-м участке Ваганьковского кладбища столицы.
Марис Лиепа. Личная жизнь
Первой женой Мариса была знаменитая балерина Майя Плисецкая, с которой он расписался в 1956 году. Однако брак просуществовал всего три месяца.
Затем Марис Лиепа женился на актрисе Московского драматического театра имени Пушкина Маргарите Жигуновой. В этом браке родились Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963). И сын, и дочь пошли по стопам отца, став артистами балета.
Третья жена — балерина Большого театра Нина Семизорова. На ней Марис Лиепа женился сразу после развода с Маргаритой Жигуновой. Нина была моложе Мариса на 20 лет, и он ей покровительствовал как начинающей балерине.
Четвёртая, гражданская жена Мариса — художник по костюмам Евгения Шульц, родившая Лиепе дочь Марию (1979). В те годы было недопустимо признание о том, что у знамениитого актера растет дочь «на стороне», поэтому долгое время только самые близкие друзья Мариса знали о существовании дочки Маши.
Кроме того, у Мариса Лиепы были длительные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.
Марис Лиепа. Награды, звания, премии
• 1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве
• 1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Якобсона)
• 1964 — заслуженный артист РСФСР
• 1968 — народный артист Латвийской ССР
• 1969 — народный артист РСФСР
• 1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича
• 1971 — премия имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»
• 1976 — народный артист СССР — к 200-летию Большого театра
• 1977 — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца
• 1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета
• 1986 — орден Дружбы народов
Марис Лиепа. Фильмография
Воспоминания о Шерлоке Холмсе (сериал, 2000)
Дорога в ад (ТВ, 1988)
Корабль (1988)
Миф (мини-сериал, 1986)
К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета (1986)
Юность Бемби (1986)
Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается (ТВ, 1986)
Лермонтов (1986)
Детство Бемби (1985)
Бенефис Людмилы Гурченко (1978)
Галатея (ТВ, 1977)
Орех Кракатук (ТВ, 1977)
Спартак (1977)
В одном микрорайоне (мини-сериал, 1976)
Четвертый (1972)
Могила льва (1971)1
Илзе (1959)