Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих
  • Актриса, Актриса озвучивания, Участница, Люди за кадром
  • Дата и место рождения: 8 декабря 1934 (89 лет), Ленинград (СССР)
  • Семейное положение: Владимир Карасёв (в разводе, нет детей), Игорь Владимиров (в разводе, 1 ребёнок), Юрий Соловей (в разводе, нет детей)
  • Рост: 1,53 м

Ее коллеги по цеху

Реклама

Алиса Фрейндлих – советская и российская актриса, народная артистка СССР (1981).

Биография и карьера

НОВОСТЬ
Продюсер рассказал о неловком случае с участием певицы.

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в довоенном Ленинграде, в актерской семье. Ее отец происходил из древнего немецкого рода, представители которого еще в восемнадцатом веке перебрались в Россию. Именно поэтому новорожденную в конце концов назвали Алисой, а не Натальей, как того хотела мать, – родственники убедили ее в том, что русское имя будет плохо сочетаться с немецкими отчеством и фамилией.

Родители Алисы вскоре разошлись. Папа завел новую семью, а мама была вынуждена оставить актерскую карьеру и переквалифицироваться в бухгалтеры. Но эстафету тут же переняла ее маленькая дочь, артистизм которой стал заметен еще в раннем детстве. В три года Алиса впервые попала на оперу и потом еще долго напевала запомнившиеся ей мотивы и играла в «театр», втайне от матери примеряя ее платья.

Великая Отечественная война тоже застала семью в Ленинграде. Здесь Алиса пережила блокаду, в разгар которой, в декабре 1942 года, она пошла в школу.

Учебное заведение располагалось в самом центре города, подвергавшегося ожесточенным обстрелам. Дети посещали занятия с огромным риском для жизни, и вместо обычных школьных знаний получали на уроках инструкции по выживанию.

По воспоминаниям самой актрисы, пережить тот страшный период им с мамой во многом удалось благодаря практичной и педантичной бабушке: она выдавала родным кусочек хлеба строго в определенные часы – ни минутой раньше, ни минутой позже. Это удерживало домочадцев от того, чтобы сразу съесть весь хлебный паек, что грозило бы им в дальнейшем неминуемой голодной смертью.

Война и блокада навсегда останутся в памяти Алисы Фрейндлих как главное впечатление ее трудного детства. Спокойно вспоминать об этом она так и не научится и всю последующую жизнь будет старательно избегать этой больной для нее темы.

После окончания войны семья на какое-то время переехала к родственникам в Таллин, а затем вновь вернулась в Ленинград, где Алиса и закончила школу.

Алиса Фрейндлих: «Только собственным примером (в частности, отношением к своим родителям) можно наставить ребенка на истинный путь. Но никак не нотациями и нравоучениями. Наша семья всегда была дружной. Дети видели, как мы относимся к старшим, каким трудом достигаем определенных результатов, и выросли с теми же ценностями. Поэтому я убеждена, что воспитать ребенка можно, только воспитав себя». (Woman Journal)

Позднее она признавалась, что сначала училась неплохо, но потом скатилась на тройки, так как ей совершенно не давались физика, химия и прочие подобные предметы. Но зато девочка с удовольствием посещала школьный театральный кружок, который вела известная в те годы театральная актриса Мария Призван-Соколова. Она сразу рассмотрела в школьнице актерский талант и вместе со своим супругом, театральным режиссером Павлом Вейсбремом, помогла ей подготовиться к экзаменам в театральный вуз.

В 1953 году их воспитанница стала студенткой Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (позднее вошел в состав современного Российского государственного института сценических искусств), где попала на курс к актеру и режиссеру Борису Зону, у которого в разные годы учились такие признанные впоследствии мастера сцены, как Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Эммануил Виторган, Светлана Карпинская и др. Среди его учеников окажутся и будущие мужья Алисы Фрейндлих – Владимир Карасев и Игорь Владимиров.

В 1957 году Алису принимают в труппу Ленинградского драмтеатра им. В. Ф. Комиссаржевской. Первой ролью 23-летней актрисы становится роль 14-летнего мальчика в спектакле «Человек с портфелем» по пьесе Алексея Файко.Перевоплощение затрудняло не только то, что ей надо было играть человека другого пола, но и то, что персонаж говорил исключительно на французском языке, которого девушка не знала, и ей просто пришлось зубрить непонятные фразы.

«Звездой» здесь Фрейндлих так и не стала (преимущество всегда было у Эммы Поповой, которой доставались лучшие роли), но всегда вспоминала этот творческий период с благодарностью, считая, что прошла прекрасную школу.

Алиса Фрейндлих: «Театру предвещали смерть, еще когда пришло телевидение. Но он все-таки выжил. Театр – это живое, сиюминутное общение актера и зрителя. Он никогда не бывает сегодня таким, как и вчера. Это всегда новые, настоящие эмоции и мысли». (Woman Journal)

Через несколько лет, в 1961 году, актриса решает сменить место работы и уходит в Театр им. Ленсовета. Здесь она оказалась более востребована и даже получила вскоре негласный титул «первой леди театра», будучи задействованной почти во всех постановках тогдашнего репертуара. В том числе и в спектакле «Малыш и Карлсон» по повести Астрид Линдгрен, где Фрейндлих сыграла Малыша.

О своих ролях в этом театре она потом подробно расскажет в документальном фильме «Алиса Фрейндлих. Избранное», который выйдет в 1973 году.

Алиса Фрейндлих: «Наверное, чувство одиночества не свойственно только идиоту. Иногда всем нам хочется на какое-то время уйти в себя от суеты и обилия общения. Так сложилось, что одиночество – тема большинства моих героинь. Как я спасаюсь? Я не умею готовить, но люблю гулять. Во время прогулок приходят хорошие мысли. На улицу я выхожу в основном вечером, чтобы не привлекать внимания и остаться наедине с собой». (Woman Journal)

С 1983 года творческая судьба актрисы прочно связана с Большим драматическим театром им. М. Горького (ныне носит имя Георгия Товстоногова), в котором она служит до сих пор. Ее можно увидеть в таких спектаклях, как «Дядюшкин сон» по повести Федора Достоевского, «Война и мир» по роману Льва Толстого, «Лето одного года» по пьесе Эрнеста Томпсона, а также «Волнение»по пьесе современного российского драматурга Ивана Вырыпаева, которая была написана именно для нее. Премьера «Волнения» состоялась в 2019 году, и таким образом актриса отметила 35-летие своей работы в легендарном БДТ. А в 2020 году вышел документальный фильм «Алиса: Волнение» Дениса Клеблеева, посвященный этому событию.

Но еще раньше обожаемого ею театра в жизни Фрейндлих появляется кинематограф. Еще будучи студенткой, в 1955 году она дебютирует в мелодраме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть» с Элиной Быстрицкой и Сергеем Бондарчуком и в том же году появляется в драме Андрея Апсолона и Бориса Дмоховского «Таланты и поклонники» с Павлом Кадочниковым, Татьяной Ленниковой и Борисом Смирновым. Ее пребывание на экране в обоих случаях было настолько мимолетным, что Фрейндлих даже не упомянули в титрах, но начало будущего «звездного» пути так или иначе было положено.

Алиса Фрейндлих: «Поверьте, барахла в советском кинематографе было много, но все просеялось по принципу ситечка и зерна. Мелочь уже давно выпала из нашего поля зрения, осталось только крупное зерно – те картины, которые стоят нашего внимания». (Woman Journal)

В 1961 году актриса играет буфетчицу в популярной комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс», где блистали Маргарита Назарова**, Евгений Леонов, Иван Дмитриев и Алексей Грибов. Большинство зрителей, увлеченных приключениями тигров на корабле, актрису опять не заметили, но на нее уже успел обратить внимание Эльдар Рязанов, примерно в то же время приступивший к работе над своим новым фильмом «Гусарская баллада». Он даже был полон решимости отдать ей в нем главную роль Шуры Азаровой, которая, переодевшись в корнета, отправляется служить Родине, но, как отмечал сам режиссер, «несмотря на гусарский костюм и грим, в актрисе было что-то предательски женское», поэтому он предпочел взять в команду Ларису Голубкину.

Их сотрудничество, о котором давно мечтал Рязанов, сорвется еще не раз – например, в «Зигзаге удачи» 1968 года сотрудницу фотоателье Алевтину Васильевну в итоге сыграет Валентина Талызина.

Эльдар Рязанов «Неподведенные итоги»: «Театральная судьба Алисы Фрейндлих складывалась тогда значительно удачнее, нежели кинематографическая. Замечательное, трогательное, человечное, поистине уникальное дарование Алисы Бруновны глубоко раскрылось на сцене театра. Когда я видел актрису на сцене, то всегда испытывал радость и волнение, которые возникают только при встрече с огромным талантом».

Мечта Рязанова сбудется только через много лет – когда он приступит к съемкам лирической комедии «Служебный роман». Режиссер сразу решил, что будет делать этот фильм (по его собственной с Эмилем Брагинским пьесе «Сослуживцы») только в том случае, если директора статистического учреждения Людмилу Калугину сыграет Фрейндлих. Если бы опять что-то сорвалось, то этот киношедевр мы бы вряд ли когда-нибудь увидели, но все получилось. Алиса Бруновна дала свое согласие, и в 1977 году картина, где ее основным партнером был Андрей Мягков, вышла на экраны, став любимейшей у публики.

Эльдар Рязанов «Неподведенные итоги»: «С помощью гримеров и художника по костюмам актриса самоотверженно бросилась в поиски облика нудной и старомодной женщины. Ей пришлось наступить на естественное для прекрасного пола желание выглядеть красивее, наряднее, приятнее. И это лишний раз говорит о том, что А. Фрейндлих – крупная актриса, способная ради роли на любое самопожертвование».

Другим обожаемым фильмом советских кинозрителей стал трехсерийный приключенческий мюзикл Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» по роману Александра Дюма с Михаилом Боярским, Вениамином Смеховым, Игорем Старыгиным и Валентином Смирнитским в главных ролях. Алиса Фрейндлих сыграла в нем королеву Анну Австрийскую – супругу Людовика XIII в исполнении Олега Табакова. Спустя годы Георгий Юнгвальд-Хилькевич снимет продолжение своей культовой ленты – «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя» (1993) и «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2009), вновь пригласив Фрейндлих на роль королевы, но первого успеха повторить, увы, уже не удастся.

В перерывах между съемками в «долгоиграющей» истории про французских мушкетеров Алиса Бруновна появилась еще в ряде знаковых кинокартин, в том числе в «Сталкере» Андрея Тарковского, где ей досталась роль жены Сталкера (Александр Кайдановский) и «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова, где она играла Хариту Огудалову – мать главной героини, Ларисы Огудаловой (Лариса Гузеева).

Также, начиная с 2002 года, вместе с Станиславом Говорухиным она участвовала в сериале «Женская логика» Сергея Ашкенази и Эльдора Уразбаева, который демонстрировался на телеканале «ТВ Центр».

Алиса Фрейндлих: «Поскольку криминал снимают в последнее время охотнее, исчезает разговор про простые истины – дружбу, добро, зло, любовь и честность. Они остаются за пределами внимания». (Woman Journal)

В 2017 году на экраны вышла трагикомедия «Карп отмороженный» Владимира Котта, где наряду с Алисой Фрейндлих играли Марина Неелова, Евгений Миронов и другие знаменитые артисты.

14 апреля 2022 года состоялась премьера семейной комедии «Родители строгого режима» Никиты Владимирова, где актриса (приходящаяся режиссеру родной бабушкой) играет мать 38-летнего мэра провинциального города Бориса Литвина (Евгений Ткачук), которого престарелые родители, возмущенные его мздоимством и прочими проступками, берутся перевоспитать (лучше поздно, чем никогда).

Личная жизнь

Алиса Фрейндлих впервые вышла замуж еще в студенческие годы. Ее избранником стал однокурсник Владимир Карасев. Брак, однако, продлился недолго и закончился тогда же, когда супруги закончили институт.

Через несколько лет актриса расписалась с другим учеником Бориса ЗонаИгорем Владимировым, который к тому времени уже успел развестись с Зинаидой Шарко (тоже учившейся у Зона). В союзе с ним Фрейндлих родила свою единственную дочь Варвару, которая впоследствии училась в том же вузе, что и родители, снялась в нескольких художественных фильмах (известна любителям кино как Варвара Владимирова) и вышла замуж за политика (с 2003 года – вице-губернатора Санкт-Петербурга, с 2008-го – сенатора) Сергея Тарасова (погиб в 2009 году). Благодаря этому замужеству дочери, у Алисы Бруновны есть двое внуков – Никита (продюсер и режиссер) и Анна.

Алиса Фрейндлих: «Дочь Варвара пошла в театральный институт, хоть и сильно робела. Ей было нелегко, потому что ее постоянно сравнивали со мной. И это сравнение в каком-то смысле ее парализовало, мешало раскрыться и доказать свою актерскую самостоятельность». (Woman Journal)

С Игорем Владимировым она прожила около 20 лет и после развода вышла замуж в третий раз – за художника и актера Юрия Соловья, с которым познакомилась в Театре им. Ленсовета, где тот тоже работал. Соловей был на пятнадцать лет моложе Фрейндлих.

Эти отношения продлились до 1990 года, после чего Алиса Бруновна осталась одна, а ее бывший муж женился снова (на другой своей коллеге по театру – Римме Шибаевой) и эмигрировал в Германию.

Алиса Фрейндлих: «Если говорить о том, что предназначено нам судьбой, Богом и природой в первую очередь, то, конечно, женщина – это мать. Однако не всем выпадает это счастье. В таком случае нужно состояться в творчестве. А поле для творчества необъятно – будь то хозяйство, огород, сад, дом, пение или рисование…» (Woman Journal)

Фильмография (избранное)



ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь



Врач объяснил причину, объединяющую смерти Юлии Борисовой, Веры Васильевой и Леонида Володарского 17:28, 11.08.2023
Состояние здоровья Олега Басилашвили резко ухудшилось 08:05, 28.05.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через