«Три мушкетера»: д'Артаньян ел баранину без ГМО и не мучился угрызениями совести
В прокат выходит экранизация романа Александра Дюма от Сергея Жигунова.
В прокат выходит экранизация Александра Дюма, сделанная Сергеем Жигуновым.
Все-таки как бы Жигунов не отнекивался, а шпага и плащ приросли к нему после «Гардемаринов». Иначе почему после огромного количества экранизаций «Трех мушкетеров» он обратился именно к этому роману? Сам Жигунов говорит, что хотел сделать это раньше, но «дал слово Боярскому, пока тот не сыграет всего д’Артаньяна, не приближаться к книге».
Боярский сыграл гасконца во всех ипостасях — молодого, пожилого и даже мертвого. Настал черед играть в мушкетеров Жигунову.
— Я не поклонник версии Юнгвальда-Хилькевича, — с ходу эпатирует Сергей. — Там очень мало Дюма. Если и отталкивался от какой-то экранизации, то от французской 1961 года…
Жигунов в новом проекте выступил и режиссером (это его дебют), и продюсером, и автором сценария.
— Перед тем, как прописывать всем известный сюжет, перечитал книгу и с удивлением обнаружил, что она очень неровная, что четко делится на две части, что Дюма бросает многих своих героев и больше не возвращается к ним, меняет по ходу книги характеристики персонажам: в начале у него кардинал злой, а Миледи вроде неплохая, а во второй части уже кардинал меняется к лучшему, а Миледи превращается в исчадие ада.
Сделав такой вывод, Жигунов решил «Дюму» существенно улучшить. Итак, что называется найдите десять отличий.
Д’Артаньян у Жигунова уезжает из Гаскони не потому, что ему пора покорять Париж, а потому, что он едва не переспал с замужней женщиной, и теперь ему надо скрыться от мести разъяренного супруга.
Приехав в Париж все еще девственником и никому не известным смельчаком, д’Артаньян быстренько решает все свои проблемы ( в хронологической последовательности): знакомится с Атосом, Портосом, Арамисом, поступает на службу к де Тревилю, влюбляется в Констанцию Бонасье, которая и вовлекает его в сою кровать, а заодно и в дворцовые тайны и интриги.
Как мы помним по книге, у д’Артаньяна были интимные отношения и с Миледи, и с ее служанкой. В фильме Жигунова вы этого не увидите.
— Ну как вы себе это представляете? — разводит руками Жигунов. — Мы снимаем фильм о дружбе и любви и должны показать, как д’Артаньян, пока его любимая пребывает в тюряге, спит то с одной, то с другой?! Конечно, во времена, описываемые Дюма, все так и было: молодой парень ел баранину без ГМО, его распирало от энергии, он заводил романы и не мучился угрызениями совести. Но мы создавали романтическую историю и хотели, чтобы зритель сопереживал нашему герою. Кроме того, в нашем фильме Атос все еще любит Миледи. Как же д’Артаньян после связи с ней будет смотреть в глаза своему другу?
С этим эпизодом может сравниться только другой. Когда смертельно раненый Бэкингем плывет в лодке на свидание к Анне Австрийской, специально приехавшей для этого в осажденную крепость Ла Рошель. Анна мечется по берегу, кардинал Ришелье подглядывает за ней. А в лодке красиво и грустно плывет уже мертвый сидящий Бэкингем.
Зачем Жигунову понадобились эти и другие не существующие у Дюма сцены?
— Для достижения драматического эффекта, — отвечает Жигунов и добавляет: — Ну, согласитесь, у нас хоть с дирижабля город не бомбят (так было в последнейголливудской экранизации «Мушкетеров»).
Сюжет толстой книжки не уместился в рамки полнометражного кино. Именно поэтому была сделана и 10-серийная телеверсия, которую покажет Первый канал. Подогревая интерес к своему проекту, канал даже устроил встречу новых мушкетеров с д’Артаньяном «всех времен и народов» Михаилом Боярским в программе«В наше время».
Жигунов говорит, что было нервно, но в результате все друг друга услышали и поняли.
Ну а теперь пару слов об актерских работах.
— Я предполагаю, что после выхода на экраны фильма на актеров обрушится женская любовь, — прогнозирует режиссер.
Алексей Макаров сыграл Портоса, и в общем-то он на месте. Хотя актер сильно похудел, а для роли исполина все-таки нужны формы.
Роль Атоса досталась Юрию Чурсину, и он своим замогильным голосом и мрачным выражением лица весьма и весьма смахивает на персонажа Смехова в фильме Юнгвальда-Хилькевича.
Арамиса сыграл Павел Баршак.
Удивил режиссерский выбор актрис: при всей моей симпатии к Екатерине Вилковой, она не настолько эффектна, чтобы быть Миледи
(кстати, Жигунов рассматривал на эту роль также Светлану Ходченкову и Оксану Акиньшину, но одна уехала в Голливуд, а вторая забеременела). Анну Австрийскую сыграла Мария Миронова,
Констанцию — Анна Старшенбаум,
Бэкингема — Константин Лавроненко,
кардинала — Василий Лановой (пожалуй, самая большая удача фильма), короля Франции — Филипп Янковский…
— Ну вот какой король в фильме Юнгвальд-Хилькевича? Что изображает Табаков? — комментирует Жигунов. — А Филипп играет человека, генетически развращенного властью. Ему принадлежит все, и от осознания этого — все его манеры, поступки…
Улыбку зрителя, без сомнения, вызовут два персонажа. Это лорд Винтер, которого играет Алексей Воробьев (играет так, будто сейчас запоет), и ювелир Бэкингема, который должен восполнить потерю двух подвесок. Его играет Владимир Этуш, и, глядя, с какой жадностью он оценивает украшение, невольно вспоминаешь бессмертное: «Портсигаров тоже два».
Кстати, новых «Трех мушкетеров» уже упрекнули в том, что фильм не растащат на цитаты.
Как бы ни относился Жигунов к фильму Юнгвальда-Хилькевича, но «Тысячу чертей!», «каналью» и «вторую часть Марлезонского балета» россияне включили в свой словарный запас давно и надолго. В жигуновских «Мушкетерах» ухо ловит только знакомый девиз «Один за всех и все за одного».
Кстати, исполнитель роли д’Артаньяна Риналь Мухаметов метко заметил, что, если бы события фильма происходили в сегодняшнее время, девиз у героев был бы «Каждый сам за себя».
Сергей Жигунов твердо уверен, что снял современное кино, которое станет смотреть нынешняя молодежь. У картины есть 3D-версия, красивые актеры, много погонь и драк, есть музыка, записанная вместе с Лондонским симфоническим оркестром. А еще…
— Я на середине съемок понял, что в нашем фильме никто не кланяется… Ну, разве только чуть-чуть — кардиналу и королю, — говорит Жигунов. — По-моему, это очень неестественно, когда на экране люди начинают отбивать поклоны. Большинство исторических фильмов воплощают на экране наши представления о том, как происходило нечто. А мы решили разговаривать со зрителем современным языком.
Придется ли зрителю этот язык по душе, узнаем совсем скоро: «Три мушкетера» выйдут в прокат через неделю.
Илона Егиазарова